ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
Михримах вошла в покои падишаха.
-Моя драгоценная, любимая доченька! - Султан раскрыл свои объятия. Он привлёк девушку к себе и поцеловал её в макушку.
-Я вижу ты счастлива, мой цветочек! - Сулейман заглянул в глаза дочери такие же синие, как и у него. Принцесса действительно светилась счастьем.
-Повелитель... - Михримах запнулась. Султан умиленно приподнял брови и улыбнулся.
-Папа! Я хочу тебя кое о чем попросить.
-Всё, что душа твоя желает, доченька!
-Мы с Рустемом не хотим слишком уж пышной свадьбы. Лучше направить деньги в благое дело. - сказала Михримах.
-Ах, моя умная и бережливая дочь! - рассмеялся султан. - Но ты и единственная дочь. Разве я могу тебя чем-нибудь обделить?
-Отец! Вы и так подарили нам чудесный дворец в Ускюдаре. Из самых дорогих тканей шьют мне наряды. Драгоценных камней не счесть. Я уж не буду всего перечислять, но такого приданного хватит на двадцать принцесс.
-А ты у меня одна. И я ничего не пожалею! - сказал падишах.
-Я бы хотела часть денег потратить на строительство домов для бедных, школы для детей и особенно больницы. Столько маленьких детей умирает. - девушка грустно покачала головой.
-Конечно, моя девочка, все будет выполнено, как ты хочешь. - одобрительно закивал повелитель.
-Но такие школы и больницы должны быть не только в больших городах. Маленькие поселения и деревни особенно нуждаются. Я уже говорила с Яхьей-эфенди. Он сказал, что есть много лекарей, которые готовы ехать лечить людей даже в самые захолустные места. Но для этого им нужны все необходимые условия.
-Клянусь пророком! - воскликнул султан. - Ты, действительно, права! Я горжусь твоими поступками!
Сулейман опять крепко с отеческой любовью обнял свою дочь. Она совсем, как Хюррем. Моя хасеки прекрасно её воспитала.
-Всё благодаря вам, повелитель, и матушке. У меня с детства отличный пример. - сказала Михримах с гордостью. Сулейман погладил девушку по волосам и вздохнул. Вот и его маленькая принцесса стала взрослой, выходит замуж, и как приятно, что она с юных лет уже такая умная и рассудительная.
-Моя несравненная и обожаемая дочурка! Ты можешь лично распоряжаться и следить за такими делами, угодные всевышнему. Твой будущий муж Рустем-Паша тоже мне говорил, что хочет часть своих средств направить на благотворительность и строительство. - с теплотой в голосе произнёс султан.
-Папа, а ещё я хотела поговорить об одном деле. - сказала принцесса. Сулейман взял дочь за руку и усадил на мягкий диван. Он почувствовал, что разговор будет щекотливый.Михримах сложила руки на коленях. Было видно, что девушка не знает с чего начать. Падишах лёгким движением руки подбодрил принцессу.
-Повелитель. Я знаю, что вы правильно поступили. И ни в коем случае, не оспариваю ваше мнение. Лютфи-паша и Шах-султан наказаны. И это справедливо. - сказала Михримах.
Это они ещё легко отделались, подумал Сулейман После того, как султан узнал о деяниях своего зята, то первым побуждеием он хотел приказать казнить Визиря. Но тут ещё оказалось, что и его родная сестра проворачивает за его спиной всякие делишки, и во многом сама подталкивала своего мужа к преступлениям. Сулейман в который раз омрачился. Самые его близкие, родные люди стали предателями.
-Я не казнил Лютфи-пашу только потому, что его дочь Эсмахан меня слёзно умоляла. - с горечью произнёс султан.
-Вот о ней и пойдёт речь. - тихо сказала Михримах. Сулейман был немного удивлён, но понимающе наклонил голову, приготовясь слушать дальше.
-Вы сослали Лютфи-пашу в Дидимотику, Шах-султан тоже больше никогда не ступит в столицу. Но их дочь осталась одна. Все же она моя кузина....
-Ты напрасно беспокоишься о ней, доченька! - мягко перебил её Сулейман. - Эсмахан будет выдана замуж. Я дам ей хорошее приданное. Девочка не виновата, что у нее такие родители. После вашей с Рустемом свадьбы тётя Бейхан заберёт её к себе.
-Не слишком ли много взвалено на плечи тёти Бейхан? - спросила Михримах. - Ведь на ней ещё и дети Хатидже-султан. И её собственные тоже.
-Твоя тетушка сама изьявила такое желание. Ей жаль Эсмахан. Да, и мужа она ей сама подберёт. И я согласен. Бейхан спокойная, уравновешенная и практичная. Она найдёт достойного жениха для Эсмахан.
-Да. Тётя Бейхан всегда заботилась о своих родственниках.-согласилась Михримах. Про себя же она подумала, что Бейхан-султан очень стойкая и мудрая женщина. После казни своего мужа Ферхада-паши она не ожесточилась и не упала духом. Женщина нашла в себе силы жить дальше. Воспитывать своих родных детей и племянников. Она одна не строила козни и всякие ловушки. Михримах считала тётю героический женщиной. После своей матушки, конечно.
-Отец, но позволь Эсмахан хотя бы раз в год или два посещать отца в Дидимотике, а мать в Анатолии. - умоляюще сложила ладони принцесса. Падишах нахмурился. Его сестра Шах сослана в самый отдалённый уголок Анатолии. Он уже получил письмо от самой младшей сестры Фатьмы-султан, которая жила с мужем в Эльбистане. Та просила повелителя разрешения навещать Шах Хубан. Хоть изредка. А теперь и Михримах просит тоже самое для Эсмахан.
-Какие бы они не были, но все же они родители Эсмахан. Ей будет очень тяжело в разлуке с ними. - сказала Михримах. - Больше я ничего не прошу. Пожалуйста, папочка!
Султан поднял глаза на свою любимицу и вдруг рассмеялся.
-Узнаю свою маленькую хитрую лисичку! - вытирая выступившие слезы, произнёс Сулейман. - У тебя всегда было такое лицо, когда ты о чем-нибудь просила.
Михримах мило улыбнулась.
-Но сейчас это не каприз. Я не хочу, чтобы Эсмахан страдала. Я искренне желаю ей счастья.
-Я знаю. Когда человек сам счастлив, то он и других хочет видеть такими же. - Султан коснулся рукой подбородка дочери.
-Хорошо, я выполню твою просьбу. Я тоже не хочу своей племяннице плохой судьбы. Она так же, как и ты ещё очень молода и только вступает во взрослую жизнь. Иди к себе. Позже я поговорю с Эсмахан.
-Ты самый лучший отец на свете! - Михримах подскочила и с детской непосредственностью, как это бывало раньше, обняла своего отца.
Но принцесса не знала, какова будет реакция ее двоюродной сестры.
Вечером они сидели в покоях с Амарой и занимались вышиванием. Невеста решила сама расшить праздничный кафтан своему жениху. До свадьбы оставались считанные дни, и принцесса предвкушала самое лучшее и знаменательное событие в своей жизни. Девушка любовно выводила каждый стежок, то и дело разглаживая причудливый орнамент на дорогой ткани.Как же будет прекрасен и неповторим Рустем в этом кафтане. Михримах на мгновение закрыла глаза и представила любимого в новой одежде, сшитой её собственными руками.
-Госпожа, вы будете неотразимой парой в день свадьбы. - сказала Амара. Михримах уловила печаль в глазах служанки.
-Амара! Моя верная подруга, не грусти. Скоро ты встретишься с Синаном. Мехмед мне говорил, что корабли под предводительством Барбароссы уже летят на всех парусах.-преободрила принцесса девушку. Она хотела ещё что-то сказать, но двери отворились без стука, и в комнату влетела Эсмахан.
-Оставь нас с госпожой! - резко приказала племянница падишаха, бросив на Амару ничтожный взгляд.
-Эсмахан! Амара моя служанка. Как ты смеешь ей приказывать? - возмутилась принцесса. Она видела, что кузина не в себе.
-Я пришла к тебе, Михримах! - игнорируя слова сестры, сказала Эсмахан. Амара встала и молча поклонившись, вышла из покоев.
-Эсмахан, что с тобой? - спросила дочь султана.
-Ты таким способом замаливаешь свои грехи? - с презрительной усмешкой, осведомилась кузина.
-О чем ты? - недоуменно спросила Михримах
-Ты нагадила мне, а теперь просишь повелителя о снисхождении ко мне. Ты же с ним говорила позволить мне хоть изредка встречаться с родителями. - Эсмахан едко улыбнулась.
-Я, действительно, об этом просила. Мне очень жаль, что все так вышло. - спокойно произнесла принцесса.
-Ах, тебе жаль! Пожалел волк овечку! Ну, надо же! - девушка раздражённо всплеснула руками.
-Эсмахан! Я прошу тебя успокоиться. Я желаю тебе счастья!
-Моё счастье должно было быть с Бали-беем. Но ты так жестоко отняла его у меня! - прошипела кузина. Михримах покачала головой.
-О, Аллах! Эсмахан! Когда ты поймёшь, что Бали-бей не любил тебя. И моим он никогда не был. Всё это было детской невинной игрой. Он сейчас счастлив со своей женой. У них родился ребёнок. Оставь все эти глупости.
-Глупости?! - вскричала Эсмахан.Она нервно сцепила руки, губы её побледнели. Михримах испугалась, что девушка упадёт в обморок. Она открыла было рот, чтобы позвать Амару, как Эсмахан метнулась к кузине и хлопнула ладонью по столику с таким остервенением, что ваза с цветами упала на пол.
-Я ненавижу тебя, Михримах! Мои отец с матерью в изгнании, а я должна буду отправиться к нашей тетушке-тихоне в её дом. А я не желаю этого.
-Эсмахан. Твои родители сами виноваты. Пойми это. Давай забудем о всех разногласиях.Мы уже не дети...
-Перестань плести чушь! - кузина теперь хлопнула в ладоши перед самым носом принцессы. Михримах отстранилась и часто-часто заморгала.
-Тетушка найдёт мужа бедной несчастной родственнице! Какая прелесть! Ха-ха! - демонстративно рассмеялась Эсмахан. Михримах смотрела на девушку и не могла примомнить, когда же в её кузине произошли такие перемены?
-Эсмахан,я понимаю тебя. Ты сейчас очень огорчена.Тебе плохо. Но я искренне, как и раньше предлагаю тебе дружбу.
-Мне не нужна твоя дружба, а тем более жалость. - красивое лицо девушки перекосилось. - А со своим женишком ты не будешь счастлива! Вот увидишь!
-Эсмахан, опомнись! - к горлу принцессы подкатил ком. Злые, отвратительные слова кузины были до того омерзительны, что девушке стало не по себе.
-Ха-ха! - заметив, как принцесса изменилась в лице, злорадно захохотала Эсмахан.Она сложила руки на груди и несколько раз покачала головой, словно в чем-то соглашаясь.
-Ты единственная дочь падишаха. И все у тебя всегда было! Все твои желания и капризы исполнялись. Как же я тебя ненавижу. Не-на-ви-жу! - по слогам произнесла кузина.
-Хватит, Эсмахан! - Михримах подняла руку и указала на дверь. - Уходи!
-Я уйду! Да! Я уеду из Стамбула, как мои мать и отец, которых вы изгнали! - Эсмахан медленно приблизилась к принцессе. Она была немного выше своей сестры, поэтому слегка наклонилась и свистяше прошипела на ухо :Но придёт время я вернусь! Я обязательно вернусь!
Эсмахан встряхнулась всем телом, откинула голову и вычурной походкой направилась к двери. Когда створки за ней захлопнулись, Михримах, словно очнулась. Она машинально наклонилась и поднял вазу. Тонкий аромат осенних крокусов защекотал её ноздри. Девушка поставила их на стол. Она села на диван и попыталась успокоиться. Но прощальные слова кузины не выходили из головы. Она даже не заметила, как Амара вошла в покои.
-Госпожа! Не стоит обращать внимание на слова озлобленной Эсмахан. Вы с Рустемом-пашой будете всегда вместе и очень счастливы. Тем более после всего, что вам пришлось пережить. - успокаивающе, сказала верная служанка. Михримах посмотрела на девушку и грустно ответила:
-Я не понимаю одного. То есть понимаю. Эсмахан всю жизнь мне завидует, хотя у не было все тоже самое. - принцесса встала и задумчиво прошлась по комнате.
-Амара! Может моя та давняя шутка, действительно, так ранила сердце Эсмахан? Может я правда перед ней виновата?
-Госпожа! Ну, причём тут вы?Если мужчина любит женщину, то он всеми силами стремится быть с ней. Эсмахан-султан просто вбила себе в голову, что все, что она хочет, то непременно должно быть подано ей на золотом блюде. Но такого не бывает. Прежде всего надо научиться самому отдавать свою любовь людям. А Эсмахан-султан любит только себя. И того же Бали-бея она никогда не любила. Секрет в том, что ей хотелось быть на вашем месте. От того и все её беды. - Амара подошла к госпоже и ласково провела рукой по волосам.
-Ах, Амара! Ты такая мудрая! Я не перестаю восхищаться тобой! - с теплотой прошептала принцесса и крепко обняла девушку.