«Женский султанат» — это период в истории Османской империи (началом которого принято считать 1550 г., а окончанием — 1656 г.), когда женщины оказывали большое влияние на государственные дела, будучи матерями, женами или сестрами султанов.
Термин «Женский султанат» ввёл турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай в 1916 г. в своей книге с одноименным названием, в которой он рассматривал женский султанат как причину упадка Османской империи . Эта тема вызывает интерес у научного сообщества, но исчерпывающих историографических работ не так много. В статье я постараюсь осветить и проанализировать мнение турецких, западных и отечественных историков о проблеме влияния женщин гарема на государственные и внешнеполитические аспекты жизни Османской̆ империи.
Период женского султаната в Османской империи является сложным и неоднозначным периодом, приведший к множеству разногласий между исследователями. Турецкие историки вносят значительный вклад в изучение данного периода, предоставляя различные точки зрения и мнения на эту тему. Турецкая историография женскогосултаната в основном концентрируется на личностях женщин, которые управляли Османской империей в этот период. Среди них наиболее известными являются Хюррем Султан, Нурбану Султан, Сафие Султан, Кесем Султан и Турхан Султан. Они были в гареме султанов и имели значительное влияние на политику империи. Историки обычно рассматривают их деятельность как пример женской власти в Османской империи.
Исследователь Нирет Танер считает, что женский султанат был неустойчивым периодом для Османской империи. Он отмечает, что частые смены султанов на троне и стоящих за ними властных женщин приводили к политической нестабильности и снижению авторитета власти. Танер также подчеркивает, что многие властные женщины сталкивались с противодействием со стороны правящих элит, которые часто стремились ограничить их власть.
Одним из известных исследователей женского султаната является вышеупомянутый турецкий историк Ахмет Рефик Алтынай. В своей работе «Женское правление» исследователь повествует о политической деятельности жен, дочерей, наложниц и сестер султанов, таких как: Хюррем Султан, Нурбану Султан, Михримах Султан и других. «Когда родился Шехзаде Селим (930г.), Хюррем Султан занимала важное положение»,«Амбициозная Роксолана проливает кровь и тратит деньги», «Ее соблазнительные глаза все еще очаровывали султана Сулеймана. Старый султан выполнял то, что говорила Хюррем Султан» - так автор описывает жену султана Сулеймана Великолепного. Также, Ахмет Рефик Алтынай описывает дочь Хюррем, как «Михримах Султан, соратница Хюррем по правлению Хюррем Султан также имеет в своем сердце другие амбиции. Она считает Ибрагим-пашу своим соперником», подчеркивая, что Михримах участвовала в политических интригах вместе с матерью против визиря Ибрагим Паши. Однако, историк дает негативную оценку властным женщинам:«Удовлетворение их амбиций было для них единственной целью. Было пролито много крови и совершенно убийств».
В книге «Женщины на престоле: Культура и власть в Османской империи в XVII веке» Танер Акчам исследует женское правление в Османской империи в XVII веке и анализирует роль женщин в этой мусульманской империи. Автор обращает внимание на то, что в Османской империи женщины имели ограниченные права и были исключены из политической жизни страны, за исключением случаев, когда они становились регентами. Он анализирует, как женщиныиспользовали свою власть, чтобы изменить традиционные представления о женщинах и как их правление повлияло на политику и культуру Османской империи. Так, он приводит пример, как женщины приходят к власти: «Женщины приходили к власти благодаря своей близости к правителю, а также поддержке влиятельных людей. Кроме того, они должны были доказать свою способность эффективно управлять и сохранять стабильность в государстве, чтобы удержаться у власти».
Ибрагим Кутлу - турецкий историк, профессор и автор нескольких книг о турецкой истории. В своих работах он рассматривает различные аспекты турецкой истории, в том числе и период женского султаната. Придерживается более нейтральной точки зрения. С одной стороны, И. Кутлу отмечает, что этот период был свидетелем значительных достижений в области культуры, искусства и архитектуры. Он также отмечает, что женский султанат дал возможность женщинам занять высокие посты в государственном управлении и военном деле. Однако, Ибрагим Кутлу также указывает на ряд недостатков периода женского султаната. В частности, он отмечает, что правление женщин было нестабильным и часто связано с политическими интригами и междоусобными конфликтами. Историк также отмечает, что в некоторых случаях женский султанат был связан с коррупцией и экономическими проблемами. Кроме того, Ибрагим Кутлу указывает на то, что период женского султаната привел к определенным изменениям в традиционной религиозной и социальной структуре общества. Некоторые консервативные элементы в обществе протестовали против женского правления, в то время как другие видели в нем возможность для сближения с Западом и модернизации общества. Таким образом, Ибрагим Кутлу представляет достаточно сбалансированное мнение о периоде женского султаната. Он отмечает как положительные, так и отрицательные аспекты этого периода, и признает его важность в истории Турции и Османской империи.
Проанализировав турецкую историографию, можно сделать вывод что в ней существуют три направления (концепции). Первое направление — это исследование политических аспектов женскогоправления. Второе направление — это изучение общественных изменений, произошедших в Османской империи в период женского султаната. Третье направление — это анализ влияния женского султаната на развитие феминизма и женского движения в Турции. В целом, турецкие ученые признают значимость женского султаната для истории Османской империи и отмечают необходимость дальнейших исследований в этой области. Они также указывают на важность учета гендерного аспекта при изучении этого периода истории.
В отечественной историографии женского султаната историки в значительной степени опирались на турецкие источники и работы зарубежных исследователей, но также была развита своя линия исследований, в основном посвященная рассмотрению вопросов гендерных отношений и женской власти в исламском мире.
Российских востоковед, специализирующийся на истории ислама и тюркских народов В.В. Бартольд описывает женский султанат как «чрезвычайное явление, свидетельствующее о духовной слабости и политическом упадке государства». Бартольд отмечает, что многие из властных женщин были неспособными к управлению государством, что привело к общему развалу и деградации Османской империи. И.Б. Мамедов в своем автореферате «Эволюция института султанского гарема в XV-XVIII вв. и его роль в политической и социальной жизни Османского государства» анализирует институт власти хасеки. Историк пишет о том, что во время правления султана Сулеймана Великолепного в качестве главной хасеки стала Хюррем Султан, что привело к тому, что отношения между правителем и наложницей стали долговременными и близкими. В эти годы произошло непрерывное возвышение не только с точки зрения карьерного роста, но и ее приближенности к султану. Так, хасеки и ее дети находились уже в более выгодных позициях во дворце. Автор не дает однозначной оценке периоду женского султаната, он пишет: «Влияние отмеченных перемен не может оцениваться однозначно. В чем-то они могли способствовать развитию османской цивилизации, в чем-то оказывали негативное воздействие. Однако без их учета невозможно понимание проблем османского общества и его «классический» период».
И.А. Фролова в своей книге «Интерпретации культуры» посвятила главу описанию гарема, как особого института, который участвовал в формировании внешней и внутренней политики исламского государства. Женщин, которые участвовали в политических интригах, она называет «поневоле втянутые». Примером женского султаната для автора является деятельность незаконнорожденной дочеривысокородных греко-венецианских фамилий Цецилию Вениер-Баффо, которая вследствии стала валиде Нурбану Султан. Она была хасеки султана Селима II, которого в народе прозвали «пьяницей», потому что его не особо интересовали дела государства, он наслаждался земными благами. Тем не менее, султан ценил не только красоту Нурбану Султан, но и ее проницательный ум, благодаря чему хасеки оказывала заметное влияние на внутриполитическую и внешнеполитическую жизнь страны. Она поддерживала личную переписку с Екатериной Медичи, королевой-матерью и регентом короля Генриха Третьего во Франции, налаживая хорошие отношения между двумя дворами.
Одниой из значимых работ в российской историографии, посвященной женскому султанату, является «Гаремы Султанов. Женский мир Турецкой империи» Алины Михайловны Вардаевой. В своем исследовании А.М. Вардаева рассматривает гаремы султанов как сложные институты, где женщины выполняли не только репродуктивные функции, но и играли важные социальные и политические роли. Она также анализирует роль гаремов в формировании политической культуры и внешней политики Османской империи. Иванова Н.А. в своей работе исследует роль женщин в правлении Османской империи и анализирует их влияние на политическую и социальную жизнь государства. Она подчеркивает важность женского султанатаисключительно в женских амбициях, а также указывает на негативные последствия такого правления, такие как интриги во дворце и борьба за власть.
Таким образом, российская историография о женском султанате представляет множество работ и исследований, которые анализируют роль женщин в правлении Османской империи, их влияние на политику и общество, а также социальные, политические и религиозные аспекты этого периода. Отечественные историки признают значимость периода женского султаната в истории Турции и отмечают его уникальность и яркость. Некоторые историки также подчеркивают, что женщины не были просто марионетками в руках мужчин, а были компетентными правительницами, способными решать сложные задачи и управлять государством.
Западноевропейские историки описывали период женского султаната в Османской империи с различных точек зрения. Одни историки рассматривали его как период политической нестабильности и слабости, связанной с правлением женщин. Другие видели это как период уникальных идей и решений, внесших свой вклад в историю Османской империи.
Норман Мосли Пензер, историк-востоковед, который также занимался изучением гарема. Его научная работа «The Harem» представляет собой исследование ориенталистикой темы гарема, как феномена в истории Востока, и его роль в культуре и обществе стран Востока, особенно в Османской империи. Ученый исследует роль женщин в гареме, их статус, влияние на политические решения, образование и культурную активность, а также их взаимодействие с другими членами гарема и обществом в целом. Работа также затрагивает вопросы мифов и предрассудков о гареме, его романтизации и искажения в западной литературе и искусстве, и вызывает критическое осмысление исторических и культурных представлений о гареме. Так, Н.М. Пензер пишет о том, что женщины в гареме могли оказывать влияние на османских султанов, через свои отношения с ними, то есть давали им советы. Они также могли влиять на политические решения, давая рекомендации своим сыновьям или братьям. Однако, следует отметить, что реальная степень влияния женщин из гарема на политику государства была сложной и многогранной, и зависела от множества факторов, таких как социальный статус, личные отношения, политическая обстановка и другие.
Британский историк Дональд Куланги в своей книге «The Concubine, the Princess, and the Teacher: Voices from the Ottoman Harem» исследовал женскую власть и влияние на политику Османской империи, основываясь на архивных документах и переписках османских женщин с политиками. Дональд Куланги выдвигает тезис, что женщины участвовали в политических делах государства. Дороти О. Хелли и Реверби С.М. в своем исследовании «Gendered Domains: Rethinking Publicand Private in Women's History» используют гендерный подход к изучению женского влияния на политические и социальные процессы. Так, они утверждают, что женский султанат в Османской империи имел свои особенности и динамику, отличавшиеся от других регионов и временных периодов, и он оказывал влияние на развитие империи и ее отношение к гендерным ролям и стереотипам. Женское правление вносило изменения в традиционные представления о женской роли в обществе, включая участие женщин в политических решениях, обеспечение их социальной и культурной активности, и расширение их влияния на области, ранее считавшиеся «мужскими». Женское влияние также сталкивалось с ограничениями и вызывало сопротивление из-за существующих гендерных норм и представлений о месте женщин в обществе, а также влияния консервативных сил и структур внутри империи. Американский профессор Лесли П. Пирс в своем исследовании даёт оценку женскому султанату и институту гарема. Его основные тезисы звучат так: «Гарем был не только местом сексуального блаженства, но и важным политическим институтом», «Женщины в гаремебыли активными участниками политических и властных столкновений». Лесли Пирс утверждает, что гарем в Османской империи был не просто местом, где султан содержал своих жен и наложниц, но также был ключевым политическим институтом, где женщины играли активную роль в управлении государством, а также опровергает стереотипы о женщинах в гареме, как пассивных объектах султанского владения. Историкутверждает, что женщины в гареме были активными участниками политических интриг, формировали «альянсы», искали покровительства и осуществляли маневры, чтобы защитить свои интересы и интересы своих детей.
Таким образом, можно сделать вывод, чтозападноевропейская историография зачастую использует метод гендерного подхода в изучении истории женского султаната в Османской империи. Историки отмечают, что женщины оказывали значимое влияние на внешние внутренние дела государства, а также подчеркивают, что женский султанат вносил изменения в традиционные представления о женской роли в обществе.
В целом можно сказать, что в настоящее время отсутствует некая единая историческая оценка влияния женского султаната на эволюцию Османской империи. С одной стороны, данный феномен способствовал гибели империи, ее политической раздробленности и хаотичности. Была подорвана сама власть султана, превратившись в бюрократичный аппарат. С другой, период женского султаната стал скорее следствием, чем причиной упадка страны. Женщинам, управлявшим страной в указанный период, удалось сохранить устоявшийся монархический порядок, согласно которому власть султанов передавалась в рамках одной династии – правящего дома Османов. Учитывая совокупность положительных и отрицательных последствий, можно сделать вывод о том, что женский Султанат в Османской империи явился скорее стабилизирующим политическим фактором. Поэтому период в истории Османов, получивший название «Каданлар Султаната» (Султанат женщин), был вполне закономерен.