В этот раз представляю вам третью часть тематических подборок на тему дорог в живописи, если вы впервые попали на мой канал или вдруг пропустили предыдущие части, то для вас публикую эти ссылки:
Начнем сегодня, пожалуй, не с Левитана, а с его учителя - Алексея Кондратьевича Саврасова. Причем изначально, он его учителем не был, так как Исаак обучался у Василия Перова, тяготевшего, как известно, к жанровой живописи. Потом уже Левитан напишет о своем учителе: "С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле".
Все три пейзажа показывают нам зимние варианты дорог, когда они становятся весьма условными, а во время оттепелей часто превращаются в "направления". Впрочем, я все больше вещаю в своих статьях не о прямом смысле дорог, а о метафорическом, как вы, наверное, помните...
Продолжит нашу "холодную" тему, раз уж получилось такое начало у статьи, Юлий Юльевич Клевер. Думаю, что как минимум первая из представленных картин показывает нам не российские реалии, а, вероятно, немецкие, ведь именно в Германию Юлий Клевер поедет в начале 1890-х годов, когда удача в первый раз в жизни все-таки изменила ему.
В работах художника дорога вместе с путником (или путниками) нередко присутствует, видимо, эта жизненная метафора была близка художнику. Хотя может ему просто нравилось использовать этот образ в своих картинах, на мой взгляд, особенно это заметно в его зимних пейзажах.
Далее давайте "согреваться" работами Ивана Ивановича Шишкина. Первая из его картин в сегодняшней коллекции была задумана летом 1866 года, которое художник проводил в себе Братцево под Москвой, в тот год он создаст целый ряд этюдов и зарисовок с извилистой дорогой посреди поля. Все эти наработки привели позднее к созданию одного из самых ярчайших произведений автора:
Следующая картина, как предполагают искусствоведы, могла быть создана под впечатлением Шишкина от лета 1871 года, которое ему удалось провести в родном городе - Елабуге. Мы видим идиллическую картину деревенского вечера, когда крестьянки возвращаются из леса с корзинами полными грибов:
И конечно же, если говорить о Шишкине, то нельзя обойти стороной его главную "деревянную" страсть - сосны. Именно проселочную дорогу среди соснового леса мы и видим на следующей картине: вечереет, дорогу размыло от дождей и здесь крестьянки тоже возвращаются в деревню, околицу которой мы видим вдали:
А закончим мы, пожалуй, картинами Андрея Николаевича Шильдера, который, как вы помните, был очень требователен к себе. Друг художника, Яков Минченков вспоминал о нем:
Он строил картину на основании собранного материала, главным образом рисунков, компонуя их и видоизменяя до неузнаваемости. Часто его рисунок красивостью и иногда вычурностью выдавал свою придуманность. У него были огромные альбомы рисунков деревьев всевозможных пород, необыкновенно тщательно проработанных. Пользуясь ими, он мог делать бесконечное множество рисунков для журналов и различных изданий.
Надеюсь, что вам было интересно рассматривать полотна на данный сюжет и в этот раз. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.