Найти тему
История живописи

"Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?" в русской живописи

В этот раз представляю вам третью часть тематических подборок на тему дорог в живописи, если вы впервые попали на мой канал или вдруг пропустили предыдущие части, то для вас публикую эти ссылки:

Начнем сегодня, пожалуй, не с Левитана, а с его учителя - Алексея Кондратьевича Саврасова. Причем изначально, он его учителем не был, так как Исаак обучался у Василия Перова, тяготевшего, как известно, к жанровой живописи. Потом уже Левитан напишет о своем учителе: "С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле".

"Зимний вечер", А.К, Саврасов. Тамбовский областной краеведческий музей.
"Зимний вечер", А.К, Саврасов. Тамбовский областной краеведческий музей.
"Распутица", А.К, Саврасов, 1894. Волгоградский музей изобразительных искусств.
"Распутица", А.К, Саврасов, 1894. Волгоградский музей изобразительных искусств.
"Зимний пейзаж", А.К. Саврасов, 1880-1890-е. Самарский областной художественный музей.
"Зимний пейзаж", А.К. Саврасов, 1880-1890-е. Самарский областной художественный музей.

Все три пейзажа показывают нам зимние варианты дорог, когда они становятся весьма условными, а во время оттепелей часто превращаются в "направления". Впрочем, я все больше вещаю в своих статьях не о прямом смысле дорог, а о метафорическом, как вы, наверное, помните...

Продолжит нашу "холодную" тему, раз уж получилось такое начало у статьи, Юлий Юльевич Клевер. Думаю, что как минимум первая из представленных картин показывает нам не российские реалии, а, вероятно, немецкие, ведь именно в Германию Юлий Клевер поедет в начале 1890-х годов, когда удача в первый раз в жизни все-таки изменила ему.

"Осенний пейзаж", Ю.Ю. Клевер, 1894. Частное собрание.
"Осенний пейзаж", Ю.Ю. Клевер, 1894. Частное собрание.
"Дорога в зимнем лесу", Ю.Ю. Клевер, 1897. Ярославский художественный музей.
"Дорога в зимнем лесу", Ю.Ю. Клевер, 1897. Ярославский художественный музей.
"Зимний вечер близ Пскова", Ю.Ю. Клевер, 1912.
"Зимний вечер близ Пскова", Ю.Ю. Клевер, 1912.

В работах художника дорога вместе с путником (или путниками) нередко присутствует, видимо, эта жизненная метафора была близка художнику. Хотя может ему просто нравилось использовать этот образ в своих картинах, на мой взгляд, особенно это заметно в его зимних пейзажах.

Далее давайте "согреваться" работами Ивана Ивановича Шишкина. Первая из его картин в сегодняшней коллекции была задумана летом 1866 года, которое художник проводил в себе Братцево под Москвой, в тот год он создаст целый ряд этюдов и зарисовок с извилистой дорогой посреди поля. Все эти наработки привели позднее к созданию одного из самых ярчайших произведений автора:

"Полдень. В окрестностях Москвы", И.И. Шишкин, 1869. Третьяковская галерея, Москва.
"Полдень. В окрестностях Москвы", И.И. Шишкин, 1869. Третьяковская галерея, Москва.

Следующая картина, как предполагают искусствоведы, могла быть создана под впечатлением Шишкина от лета 1871 года, которое ему удалось провести в родном городе - Елабуге. Мы видим идиллическую картину деревенского вечера, когда крестьянки возвращаются из леса с корзинами полными грибов:

"Вечер", И.И, Шишкин, 1871. Третьяковская галерея, Москва.
"Вечер", И.И, Шишкин, 1871. Третьяковская галерея, Москва.

И конечно же, если говорить о Шишкине, то нельзя обойти стороной его главную "деревянную" страсть - сосны. Именно проселочную дорогу среди соснового леса мы и видим на следующей картине: вечереет, дорогу размыло от дождей и здесь крестьянки тоже возвращаются в деревню, околицу которой мы видим вдали:

"Вечер в сосновом лесу", И.И. Шишкин, 1875. Музей изобразительных искусств Татарстана.
"Вечер в сосновом лесу", И.И. Шишкин, 1875. Музей изобразительных искусств Татарстана.

А закончим мы, пожалуй, картинами Андрея Николаевича Шильдера, который, как вы помните, был очень требователен к себе. Друг художника, Яков Минченков вспоминал о нем:

Он строил картину на основании собранного материала, главным образом рисунков, компонуя их и видоизменяя до неузнаваемости. Часто его рисунок красивостью и иногда вычурностью выдавал свою придуманность. У него были огромные альбомы рисунков деревьев всевозможных пород, необыкновенно тщательно проработанных. Пользуясь ими, он мог делать бесконечное множество рисунков для журналов и различных изданий.
"Далекий горизонт", А.Н. Шильдер, 2-я половина XIX века. Костромской музей-заповедник.
"Далекий горизонт", А.Н. Шильдер, 2-я половина XIX века. Костромской музей-заповедник.
"Облака", А.Н. Шильдер, 1885. Тамбовская областная картинная галерея.
"Облака", А.Н. Шильдер, 1885. Тамбовская областная картинная галерея.

Надеюсь, что вам было интересно рассматривать полотна на данный сюжет и в этот раз. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.