Найти в Дзене
История живописи

"Ветер по прогалинам, паровозный свист" в живописи

Сегодня мы вместе с вами рассмотрим пейзажи, на которых виднеются поезда и железная дорога, такой какой она была во второй половине XIX и начале XX веков.

Начнем с единственного (в этот раз) представителя зарубежной живописи - Камиля Писсарро. Эту работу художник напишет в Англии, куда он переехал вскоре после начала франко-прусской войны (1870-1871 годов).

"Станция Lordship Lane", Камиль Писсарро, 1871. Галерея Курто, Лондон.
"Станция Lordship Lane", Камиль Писсарро, 1871. Галерея Курто, Лондон.

Английская публика поначалу не особо тепло встретила картины художника - они плохо продавались. Но именно там, в Лондоне, Моне и Писсарро встретят коллекционера Дюран-Рюэля, который вскоре станет их единственным покровителем.

А теперь перейдем к русским живописцам. Родившегося в Перми Петра Петровича Верещагина еще называют одним из первых художников-пейзажистов Урала. Обучавшийся ландшафтной живописи в Академии художеств у Сократа Воробьева, Петр Верещагин будет известен именно своими пейзажами в академическом стиле.

"Архиповка", П.П. Верещагин, 1876. Пермская картинная галерея.
"Архиповка", П.П. Верещагин, 1876. Пермская картинная галерея.

Именно такую работу мы с вами и видим. В 1870-х годах художник много путешествовал по стране и создал немало картин. Правда через год после написания этого полотна, мирные путешествия прервутся: он будет находится в действующей армии во время русско-турецкой войны, где продолжит свою художественную деятельность.

Следующий художник тоже родился в азиатской части России - Екатеринбурге и соответственно тоже наиболее известен пейзажами тех мест. Речь идет о Владимире Гавриловиче Казанцеве.

"На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге", В.Г. Казанцев, 1891. Иркутский областной художественный музей.
"На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге", В.Г. Казанцев, 1891. Иркутский областной художественный музей.

Вот только в отличие от Верещагина, Казанцев стал художником не сразу - сначала получил юридическое образование и успел поработать, что называется "по профилю". Затем будет Академия художеств, многочисленные выставки и признание: так, именно в год написания этой картины он стал классным художником 1-ой степени (наивысшей).

Авторство следующей картины принадлежит замечательному русскому пейзажисту Исааку Ильичу Левитану. Только вглядитесь в этот безграничный простор, цветущее лето и игру светотени:

"Поезд в пути", И.И. Левитан, 1890-е. Одесский художественный музей.
"Поезд в пути", И.И. Левитан, 1890-е. Одесский художественный музей.

Хочется привести цитату современника художника, известного русского оперного певца Федора Шаляпина:

Чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить большое чувство и поэзию в искусстве…

Следующая работа - это пейзаж нашего великого мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Как и положено настоящему маринисту, большую часть полотна художник выделил под море, корабли и небо. А самому железнодорожному составу уделена совсем малая его часть.

"Первый поезд в Феодосии", И.К. Айвазовский, 1892. Феодосийская картинная галерея.
"Первый поезд в Феодосии", И.К. Айвазовский, 1892. Феодосийская картинная галерея.

В некоторых источниках картина называется "фантазийной", но проверка выдает следующий результат - именно в августе 1892-го года железнодорожную ветку дотянули от Джанкоя до Феодосии. Причем дорогу вели к феодосийскому порту, кратчайший путь к которому с севера проходил по берегу моря. Поэтому трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды, именно это мы и видим на картине художника.

На следующей картине Василия Дмитриевича Поленова мы видим поезд, пробирающийся на станцию назначения через зимнюю стужу и

"Железная дорога близ станции Тарусская", В.Д. Поленов, 1903. Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область.
"Железная дорога близ станции Тарусская", В.Д. Поленов, 1903. Музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская область.

Упомянутая в названии станция существует до сих пор в Тульской области, совсем недалеко от музея "Поленово", где картина и находится. Но мы видим пейзаж где-то поблизости от нее, причем, по моему мнению, слева мы видим замерзший водоем: озеро это или река Ока - сложно разобрать. Снова приведу мнение Федора Шаляпина, на сей раз об этом живописце:

Вспоминается Поленов ― еще один замечательный поэт в живописи. Я бы сказал, дышишь и не надышишься на какую-нибудь его желтую лилию в озере. Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горючими песками азиатской пустыни.

И закончим на сегодня работой Михаила Маркиановича Гермашева, одним из учителей которого был уже рассмотренный нами сегодня Исаак Левитан. Идущий поезд только угадывается по дыму где-то вдали:

"Доктор на станции", М.М. Гермашев, 1910-е. Частное собрание.
"Доктор на станции", М.М. Гермашев, 1910-е. Частное собрание.

Перед нами начало зимы, а быть может, самый конец осени. Блестящие от воды деревянные перроны, ветер, тяжелый подтаявший снег и в целом промозглая погода - все это наверняка сделает прибытие поезда еще более приятным для доктора, который, наверное, едет к своему пациенту.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.