Задавание вопросов – одна из самых распространенных и эффективных стратегий обучения иностранному языку. Существует даже такое высказывание, согласно которому, только тот умеет хорошо обучать, кто умеет хорошо задавать вопросы. Благодаря умению задавать вопросы учитель может вовлекать в обсуждение как можно больше учеников. Поскольку не все вопросы работают на благо обучения, необходимо выбирать только такие, которые подходят уровню учеников. В связи с этим учителю нужно заранее поработать над вопросами и сформулировать их так, чтобы они были понятны ученику. Правильно поставленные вопросы позволяют добиться ответов и способствуют продвижению в изучении языка. Если же на вопрос не поступает ответ, то это указывает на то, что вопрос был сформулирован неверно, что повлекло за собой неправильное понимание сути вопроса или его полное непонимание. Конечно, это не исключает того, что ученики могут просто стесняться или быть неуверенными в себе, что дает учителю право применить дополнительные способы, стимулирующие учеников к ответу.
Существуют так называемые модификационные стратегии, используя которые учитель может добиться ответа, если он не поступил вообще, или нужно постараться уточнить содержание ответа ученика. Ученые выделяют следующие стратегии:
1)Перефразирование – задать вопрос в другой форме и на том же уровне сложности.
2)Упрощение – вопрос задается в более простой форме, так чтобы ученик мог с ним справиться.
3)Повторение – вопрос повторяется в той же форме.
4)Разбиение – первоначальный вопрос разбивается на несколько частей.
5)Уточнение – задается еще несколько вопросов, при помощи которых учитель получает дополнительные ответы.
6)Перевод – вопрос задается сначала на изучаемом языке, потом на родном.
Несмотря на то, что задавание вопросов является важной составляющей обучения языку, данная стратегия мало исследована. При этом ученые отмечают, что учитель должен задать и уточнить вопрос, сделать его понятным для учеников. Понимание того, как учителю изменить вопрос, если нет обратной связи, является необходимым, чтобы стимулировать учеников к активному участию в уроке. Современные исследования показывают, что опытные учителя при отсутствии ответа со стороны учеников обычно находят другой способ получить ответ, однако нет точных данных относительно того, какого рода стратегии задавания вопросов следует применять в конкретных ситуациях. Актуальность изучения данной темы достаточно высока, поскольку если опытные учителя успешно справляются с задачей применения модификационных стратегий, опираясь на свою интуицию, то молодым учителям данный опыт дается крайне непросто. По этой причине есть необходимость в изучении вопроса, касающегося использования различных модификационных стратегий задавания вопросов на разных уровнях обучения иностранному языка и в разных условиях.
Исследования, проведенные в университетах различных стран мира показывают, что учителя могут отдавать предпочтения разным стратегиям, хотя и наблюдается некоторая закономерность. Так учителя Саудовской Аравии чаще всего пользуются переформулировкой вопроса и его повторением. Учителя в Китае наиболее часто применяются следующие стратегии: повторение, переход на родной язык и паузы, причем наиболее часто используется повторение. В Индонезии учителя наиболее часто перефразируют вопрос, добавляя подсказки, а также дают время подумать; а вот повторение вопроса является наименее популярной стратегией в этой стране. В Японии учителя наиболее часто повторяют вопрос, делают паузы, перефразируют и переводят на японский, но самой популярной стратегией является повторение.
Следует сказать, что повторение не способствует лучшему пониманию вопроса, оно лишь дает дополнительное время для обдумывания. Также ученые советуют минимизировать применение стратегии перевода, поскольку цель задавания вопросов состоит в развитии навыков использования иностранного языка. Редко используют учителя стратегии упрощения и разбиения, порой по причине незнания об их существовании, но часто из-за того, что они не готовы упрощать свою речь до уровня учеников.
Для того, чтобы успешно пользоваться методом задавания вопросов учителю необходимо предварительно готовиться к его применению. При этом нужно понимать, что для его успешного применения нужно знать уровень владения языком учениками, дать необходимую и достаточную информацию, при помощи которой ученик поймет вопрос и сможет на него ответить. Для этого может потребоваться использование жестов, картинок, говорить помедленнее, а также предлагать примеры слов или целых предложений, при помощи которых можно ответить на вопрос.
Для использования данного метода учитель сначала определяет уровень каждого ученика. Выделяют следующие 4 стадии:
1)подготовительный. На этом этапе ученик еще не может сам ответить на вопрос вербально, но он может указывать на подходящие картинки, кивать и пр.
2)начальный этап. Здесь ученик может ответить одним-двумя словами, делая выбор из предложенных вариантов (например, is it a whale or a dolphin?)
3)проявление речи: ученик начинает формулировать короткие предложения с грамматическими ошибками.
4)беглость речи: ученик формулирует длинные предложения, грамматических ошибок у него становится меньше.
Учителю рекомендуется отбирать подходящий материал и планировать заранее, какие картинки, жесты, предметы он будет использовать, чтобы прояснить значение вопроса ученику. Использование вспомогательных визуальных материалов обосновано тем, что ученики чувствуют себя более комфортно, когда используются визуальные материалы и подсказки. Также рекомендуется продумывать последовательность вопросов для вовлечения всех учеников в обсуждение и при этом каждому задать вопросы в соответствии с его уровнем.
Умение правильно применять метод задавания вопросов позволяет снизить уровень языковой тревожности у учеников, повысить их уверенность в себе, улучшить из навыки в языке и повысить качество управляемости классом.
Спасибо за прочтение и лайки:)
#sla #лингвистика #методыобучения