Расскажу о книге, советами из которой я постоянно пользуюсь сама. Также я регулярно рекомендую ее своим студентам и, конечно, уже прожужжала все уши сыну-старшекласснику. Напомню, что больше десяти лет я работаю преподавателем, а значит раз в полгода принимаю какие-нибудь зачеты и экзамены. Также я сама учусь, а значит раз в полгода сама сдаю сессии. Все свои сессии я сдавала на "отлично", и это не потому что я такая исключительно умная и талантливая, а в первую очередь потому, что я пользуюсь хорошими методиками запоминания учебного материала. Часть из них я почерпнула из книги Питера Брауна с соавторами "Запомнить всё!"
Впервые я прочитала эту книгу несколько лет назад, а потом еще перечитывала. Книга помогла мне скорректировать привычные учебные практики, отказаться от одних и привнести другие.
Что показалось самым важным?
1) Учить материал, раз за разом его перечитывая, неправильно. Это создает иллюзию, будто ты знаешь этот материал, кроме того, совершенно не включает долгосрочную память. Только краткосрочную! Вот почему я нередко сдавала на отлично сложные экзамены, а, спустя пару месяцев, мало что помнила. Мне казалось, что это довольно естественно, когда учишь большие объемы, но это не так, я просто неправильно учила.
2) Точно так же неэффективен просмотр видео. Когда ты просто смотришь видео и слушаешь, пусть даже с интересом, материал забывается почти сразу.
А как надо? Вот как:
1) Во время и по окончании изучения каждой важной темы проходить тесты, лучше всего тесты с открытыми вопросами, но даже тесты с множественным выбором, над которыми вы подумаете, это лучше, чем ничего. Вообще тесты, контрольные, опорные вопросы и прочие формы переформулирования материала, очень полезны. Регулярные тесты - это не "для тупых", это просто инструмент, который тормозит процессы забывания. Тест в большинстве случаев нужен не для того, чтобы проверить знания, а для того, чтобы их упорядочить, обновить.
2) Материал учить не весь подряд, бесконечно погружаясь в одно и то же, а чередуя, интервалами. Сегодня поучил и поотвечал на вопросы, потом через день, потом еще через неделю, а потом через месяц. При этом не так важно перечитать свой конспект, как важно именно что вспоминать и отвечать на вопросы по этому материалу. Усилия по припоминанию куда эффективнее, чем перечитывание, даже многократное. Перечитывать имеет смысл, если читали совсем уж давно, а постоянно перечитывать перед экзаменом - плохая стратегия. (Хотя нам-то кажется, что все наоборот, потому что припоминаешь - и ничего не помнишь, а тут вроде перечитал и все понятно.)
3) Важно осваивать сразу несколько навыков, чередуя их. Не так, что выучил одну тему одного предмета и уж тогда перешел к другому, а наоборот: порешал тут, порешал там, потом опять вернулся, занялся чем-то третьим и так далее. От этого кажется, что ты учишься медленнее, но на самом деле это более эффективный путь.
4) Мнемонические приемы! Это прямо важно - научиться ими пользоваться. О них я, конечно, и в других книжках читала, тут просто другие примеры приведены. Часть из них я практикую, а некоторые из них освоила только недавно. Например, когда в прошлом году в медицинском колледже готовилась к большому экзамену по анатомии, то наконец-то научилась использовать технику "дворец памяти".
5) Следом за знакомством с новым материалом должны идти обдумывание - припоминание - осмысление - генерация. Надо не только прочитать и примерно запомнить. Надо сначала обдумать каждый тезис, повторить про себя каждый термин, понять, что они означают. Лучше всего вообще переписать этот текст своими словами. Затем важно соотнести его со своим предыдущим знанием. Наконец, вы осуществляете окончательное присвоение этого знания - вы его можете воспроизвести по-своему, своими словами и с собственными примерами.
6) Во время обучения нужно стараться создавать желательные трудности. Текст, набранный неудобочитаемым шрифтом, запомнится лучше, чем текст, набранный шрифтом привычным, а если там в некоторых словах еще и буквы были пропущены, то еще лучше. То есть чем больше усилий прикладывает мозг для того, чтобы усвоить это знание, тем лучше оно откладывается в памяти.
Все эти положения авторы повторяют многократно, сопровождают их многочисленными примерами и подтверждают результатами экспериментов. Также они, конечно, пишут о когнитивных искажениях: иллюзии осведомленности, о том, как работает мозг (хотя об этом совсем мало, текст не сосредоточен на физиологии работы мозга, авторам важнее изложить эффективные приемы для обучения).
Есть у авторов одна мысль, с которой я полностью согласна. Сегодня я нередко встречаюсь с позицией, будто эрудиция уже никому не нужна, нужно работать над развитием soft skills, а для всего остального есть Яндекс. Я целиком и полностью за развитие "мягких навыков", но я убеждена, что они развиваются только на какой-то базе знаний. Чтобы анализировать и синтезировать информацию, чтобы эффективно применять ее в общении, нужно этой самой информацией владеть. Уметь ее обрабатывать и, да, запоминать много слов, иначе никак не получится составлять из них нормальные предложения. Поэтому я за развитие эрудиции в любом возрасте! Я считаю, что детям очень полезно знать и помнить много информации об окружающем мире и законах, по которым он работает.
***
Добавлю небольшое замечание. Я не люблю, когда мне говорят, мол, конечно, тебе-то повезло, у тебя от природы память хорошая - вот ты и учишься запросто. Меня это обижает, потому что обесценивает мои усилия по развитию навыков обучения и запоминания. Я хорошо учусь не потому, что мне это свалилось с неба от природы, а потому что я посвятила некоторое время тому, чтобы научиться учиться.
Что вы думаете об этом?