Найти тему
Remont1969

Лучший контрбатарейный артиллерийский комплекс. 15 cm Autokanone M. 15/16. 1917. Длинная рука имперской армии

Наверно лучшие тяжёлые орудия в годы Первой мировой войны делала богемская Škoda Plzeň, о лучшем орудии для контрбатарейной войны - 15 cm Autokanone M. 15/16 рассказ в этой публикации.

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Если аккуратно и не предвзято смотреть на историю техники в Первую мировую, да и наверно и во Вторую мировую, окажется, что несмотря на проигрыш в обоих войнах маркетинг германской инженерии оказался лучшим. Именном маркетинг, а не реальное положение дел. Все знают о германских танках - неповоротливых A7V и больших 420-мм мортирах «Большая Берта» («Dicke Bertha»), но то, что за всю войну Германии не произвела и полусотни боевых бронированных машин и менее двух десятков тяжёлых пехотных орудий, обычно остаётся зак кадром. Вера в то, что пушки Круппа были лучшими и, например российская армия много потеряла, приняв на вооружение французские 122 и 152-мм гаубицы, до сих пор отравляет обсуждения истории российской армии. Во многом "пушки Круппа" это легенда, они не были лучшими и почти всем позициям уступали французской артиллерии, а если посмотреть на обычно забываемую артиллерию Австро-Венгрии, то после включения в "соревнование" орудий производства Škoda Plzeň "крупповские" опустятся ещё ниже. Едва ли не самое дальнобойное полевое орудие не только Первой мировой, но и всего межвоенного периода было создано в 1915 году в Пльзене и полностью называлось 15 cm Autokanone M. 15/16 - 150-мм автопушка образца 1915/1916. Автопушка - это в трактовке сухопутных войск императорской армии (Landstreitkräfte von Österreich-Ungarn) было орудие сразу разработанное для тяги с использованием тягачей с двигателями внутреннего сгорания - АВТОмобилей. С определённой точки зрения, тогда считали что это САУ - самоходная артиллерийская установка, ведь она ехала "сама", хотя и включала в свой комплекс тягач и орудие, дальность стрельбы которого достигала 22 километров.

115 cm Autokanone M. 15/16/150-мм автопушка образца 1915/1916\

Страна: Австро-Венгерская империя (Österreich-Ungarn)

Год выпуска: 1916/1917

Производитель: Škoda Plzeň

Кол-во выпущенных: 28 (M15) + 44 (M15/16)

Калибр: 152.40 mm

Масса в боевой позиции: 12200 kg (M15)/13300 kg (M15/16)

Длина ствола: 34 калибра

Масса снаряда: 56 kg

Начальная скорость: 700 m/s

Темп стрельбы: 1 выстр/мин

Дальность стрельбы: 19000 m (M15)/20700 m (M15/16)

Угол вертикальной наводки: -6 - +30(M15); -6 - +45 (M15/16)

  • Угол горизонтальной наводки: ±3 °

Тягач: Saurer Typ AE/Austro-Daimler М12/16 Zugwagen

Где посмотреть:
Австрия Vienna - Heeresgeschichtliches Museum
Франция Fillols (66) - Col des Milleres
Румыния Bucarest - Ferdinand the 1st military museum

Триест, Италия "Civico Museo della Guerra per la Pace

Diego de Henriquez"

По итогам первого года войны военное руководство Австро-Венгрии признало, что иногда промышленники видят дальше чем сами генералы и возобновило работы по дальнобойной полевой артиллерии. Необходимо было найти противодействие итальянской и российской артиллерии, которая обеспечила противнику вполне удачные результаты 1914 года на фронте с Австро-Венгрией. Благо ещё с 1910 года в Богемии на заводах Шкоды в Пльзене отрабатывалась 152,4-мм пушка, которая должна была придти на замену категорически устаревшей 15 cm Kanone M 80 с максимальной дальностью стрельбы всего в 8500 м. И, хотя с началом войны работы по новой системе были прекращены, в начале 1915 года они были возобновлены, что быстро привело к результату, уже в мае 1915 первые образцы 15 cm M15 AutoKanone были представлены на испытания.

15 cm M15 AutoKanone
15 cm M15 AutoKanone

Стандартным тягачом в системе 15 cm M15 AutoKanone подразумевался 5-ти тонный артиллерийский тягач Saurer. Орудие получилось достаточно тяжёлым и для перевозки оно разбиралось на две транспортные позиции - ствол, размещенный на ствольной тележке и сам лафет. Австрийцы не стали придумывать извращенную систему типа германской Lastenverteilergerat Ehrhardt-Brauer. У Шкоды был богатый опыт по созданию мобильных артиллерийских комплексов для 305-мм мортир 30,5cm moždíř vz. 11, у которых в качестве тягачей использовались полноприводные трактора от Austro-Daimler и сами системы разбирались для транспортировки на несколько узлов.

15 cm M15 AutoKanone в транспортном положении
15 cm M15 AutoKanone в транспортном положении

Изначально великолепные 80-100-сильные тягачи от Austro-Daimler не планировались для работы со 150-мм пушками, оснастить систему планировалось более легкими, но возможно не сильно более дешёвыми Заурерами. Причина этого не до конца понятна, возможно Австро-Даймлеров просто не хватало, возможно всё производство полноприводных тягачей шло на плановое оснащение батарей 305, 380 и 420-мм мортир и гаубиц. В итоге все равно к концу войны 15-см автопушки таскались различными вариантами 100-сильных тягачей, но начиналось по плану с более лёгких машин. Швейцарский производитель грузовиков Adolph Saurer AG считался одним из лучших в мире производителей этого типа автомобилей. Кроме выпуска в Швейцарии и продажи отличных грузовиков со своего завода напрямую, Ипполит Заурер создал целую сеть производств по всей Европе. В Австрии завод Österreichische Saurerwerke AG начал работать в 1908, во Франции - в 1910, в США Saurer Motor Truck Company начал выпускать машины в 1911. Там где не было собственных заводов продавали лицензии - например M.A.N. c 1915 года собирал автомобили по лицензии в Германии, а Officine Meccaniche (OM) в Италии. В том или ином виде в "филиалах" выпускали одинаковые с главным заводом марки - Adolphe Saurer AG.

 Saurer Subvention 5t
Saurer Subvention 5t

"Австрийский Saurer" - Österreichische Saurerwerke AG, основанный в 1908 году на базе небольшого завода Kraftfahrzeug GmbH, со своего создания активно работал с представителями k.u.k. Armee, так как военные заказы во все времена были лакомым куском, особенно не в самой богатой империи. На базе унифицированной серии машин был предложен грузовик для участия в австро-венгерской государственной программе создания армейских стандартизированных машин грузоподъемностью 5 тонн, которые будут субсидироваться при заказе частными лицами. После испытаний машину включили в список транспорта к которым будут применяться субвенции, можно встретить название Saurer Subvention 5t или просто Sub.5. Стоимость 5-ти тонного грузовика определялась в 26500 крон, 10 000 крон субсидировала армия, 16500 платил будущий владелец. Подразумевалось, что раз в год машину будут вызывать на смотр, и могут мобилизовать сроком на 6 лет. В 1914 все "субвенционные" грузовики были реквизированы у собственников и поступили в распоряжение Армии.

Фото из книги Михаил Соколов. АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили
Фото из книги Михаил Соколов. АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили
  • Скорее всего именно такие машины Saurer Subvention 5t и подразумевались в качестве тягачей для 150-мм пушек фирмы Шкода Пльзень. Хотя возможно на Шкоде и рассчитывали на специальные артиллерийские тягачи Заурера Typ AE, но нет подтверждений, что они использовались. В 1916 году именно автомобили австрийского производства Saurer применялся на итальянском и сербском фронтах в составе 15 cm Autokanone M. 15. Несмотря на отличную баллистику, пушки образца 1915 года, поступление который в армию началось в 1916-м, не полностью удовлетворяли военных. По их мнению лафет с углом возвышения в 30 градусов не позволял полностью использовать данные ствола длиной в 34 калибра.
Лафетная повозка пушки 15 cm Autokanone M. 15
Лафетная повозка пушки 15 cm Autokanone M. 15
Ствольная повозка пушки 15 cm Autokanone M. 15
Ствольная повозка пушки 15 cm Autokanone M. 15

Параллельно с подготовкой нового лафета в Пльзене продолжали выпускать раннюю модель, всего ворота завода покинуло 28 пушек первого типа. В новом лафете со смонтированными на нём гидравлическими противооткатными приспособлениями угол возвышения был увеличен до 45 градусов и дальность сразу выросла до 20,7 (а по неподтверждённым данным даже до 22) километров. Ствол при наведении по горизонтали мог передвигаться по оси колес, что обеспечивала наводку на ±3°. В итоге пушка 15 cm Autokanone M. 15/16 стала самым дальнобойным пехотным орудием в мире и не оставляло шансов в противобатарейной борьбе, особенно при правильном планировании использования и разведке с использованием приданных средств воздушного наблюдения.

15 cm Autokanone M. 15/16
15 cm Autokanone M. 15/16

Первые пушки 15 cm Autokanone M. 15/16 начали поступать на вооружение в середине лета 1917 года и приняли активное участие в одной из самых эффективных операций Первой мировой - Би́тве при Капоре́тто или двенадцатой битва при Изонцо, в ходе которой итальянская армия была практически уничтожена и только усилия союзников не позволили фронту окончательно развалится. Всего было выпущено 44 пушки нового типа, в основном тягачами для пушек служили полноприводные тягачи Austro-Daimler М12/16 Zugwagen и их более новые варианты обр 1917 года.

-9

Хорошая мобильность пушек, несмотря на их немалый вес определялась в большей степени хорошими тягачами и удачным лафетом с металлическими колёсами. Несколько пушек были переданы германской армии, которая до конца войны так и не смогла наладить серийное производство близких к богемским пушек в достаточном количестве. И хотя та же германская 15-cm-Kanone 16 (kurz K 16) или знаменитая французская Canon de 155 Grande Puissance Filloux (GPF) modèle 1917 «155-мм пушка большой мощности системы Фийю образца 1917 года») были легче, дальность стрельбы их была меньше, а мобильность не выше из-за отсутствия комплексного решения с тягачами.

Ствольная повозка пушки 15 cm Autokanone M. 15/16
Ствольная повозка пушки 15 cm Autokanone M. 15/16
Лафетная повозка пушки 15 cm Autokanone M. 15/16
Лафетная повозка пушки 15 cm Autokanone M. 15/16

После окончания войны в Австрии осталось только 2 автопушки, ещё 11 орудий стояли на вооружении чехословацкой армии как 15-cm těžký kanón vz.15 с тягачами Traktor vz. 20 typ Z (Skoda Z).

15-cm těžký kanón vz.15. в действии
15-cm těžký kanón vz.15. в действии

Более 30 систем было захвачено итальянцами после развала фронта после Битвы на Пьяве, когда венгерские части просто оставили позиции и начали возвращаться к себе на родину. 29 из этих пушек стояли на вооружении итальянской армии после модернизации "Виккерс-Терни" как Cannone da 152/37. Несмотря на новый ход у итальянцев были проблемы с транспортировкой тягачами и были варианты перевозки орудия в собранном виде прямо в прицепах с использованием в качестве тягачей Lancia 3Ro, так как скорость тяжения не в прицепе всё равно была небольшой.

Cannone da 152/37
Cannone da 152/37
Cannone da 152/37
Cannone da 152/37

После аншлюса Австрии и захвата Богемии и Моравии пушки из арсеналов чехословацкой армии попали на службу в вермахт под названием 15.2cm K 15/16(t), а итальянские трофеи как 15.2cm K 410(i). Вермахт использовал орудия в береговой обороне Атлантического вала.

-15

До настоящего времени сохранилось четыре артсистемы без тягачей

Триест, Италия "Civico Museo della Guerra per la Pace

Diego de Henriquez" - пушка в транспортном положении со ствольной и лафетной тележками:

Фотогрвфия  Massimo Foti
Фотогрвфия Massimo Foti
Фотография  Massimo Foti
Фотография Massimo Foti

Австрия Vienna - Heeresgeschichtliches Museum - пушка до 2014 года находилась в основной экспозиции, затем была вывезена на реставрацию, где сейчас точной информации нет.

Фото из http://www.passioncompassion1418.com/english_plateforme.html
Фото из http://www.passioncompassion1418.com/english_plateforme.html

Франция Fillols (66) - Col des Milleres

Румыния Bucarest - Ferdinand the 1st military museum

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Отдельное спасибо @Сергей Герасименко, (https://dzen.ru/id/6239ead933088457ef16af74) под давлением которого исправлены неточности, и плохо подтвержденные факты.

Рассказы о других артиллерийских системах и тягачах австро-венгерской армии можно почитать здесь:

Тягачи и автомобили

Praga autovlak V+P. 1911. Базовый грузовик Кайзера.

Источники:

https://www.armedconflicts.com/RUM-15-cm-Autokanone-M-15-16-t35506

Михаил Соколов. АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили

https://www.o5m6.de/wehrmacht/re_na_artillery.php#152/37 https://forum.axishistory.com/viewtopic.php?f=70&t=207977&start=15

https://wofmd.com/2022/10/18/polevoe-orudie-avstro-vengrii-skoda-15-cm-vz-15-16/

https://477768.livejournal.com/4293450.html