Найти в Дзене
Наталья Баева

Праздник непослушания Дмитрия Писарева - 2

Можно ли спорить с самим Белинским? С тем, кто при жизни был возведён в ранг авторитета непререкаемого? Можно и нужно - считает недавний студент, заключённый Петропавловской крепости Дмитрий Писарев.

Ему, нигилисту-социалисту, в ближайшее время не позволят высказываться о политике, но о литературе - сколько угодно.

Итак, по мнению Белинского, "...отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы". Рассмотрим последовательно, что же это за жизнь, что за любовь и что за идеалы? И если личность "отразилась" - не является ли Онегин автопортретом самого автора?

Детство - с "носителем иностранного языка" в Летнем саду, куда была вхожа только "чистая публика".

-2

После детства - сразу "в свет". От новой жизни поначалу полный восторг.

"Недюжинный человек", который не лезет в гении? Не знает, что ему надо, знает только, что НЕ надо - всего того, чем довольна посредственность? Серьёзно? Но ведь в эти общие слова всяк волен вложить какой угодно смысл. А для того, чтобы судить о причинах презрения к посредственности, надо присмотреться: чем же была наполнена жизнь "недюжинного человека"?

-3

Подробное, дотошное описание обычного дня героя гипнотизирует читателя красотой, совершенством стиха, но если присмотреться к содержанию... перечислены все удобства и удовольствия, которые могут доставить деньги. Сон до обеда, обед в лучшем ресторане, богатый выбор развлечений на вечер. Театр - после трёх часов отсидки перед зеркалами! Если это изо дня в день - непременно устанешь, непременно захочется уйти из театра пораньше, но почему усталость от обилия однообразных впечатлений надо называть "разочарованием в жизни"? Как раз от "жизни" герой надёжно ограждён, не было и случая с ней познакомиться!

Гораздо удивительнее то, что для самого автора высказывания вроде "Обычай - деспот меж людей", - это, очевидно, вершина философии. Во всяком случае, бОльших обобщений мы не найдём до самого конца романа. Да и разочарование героя - только до следующего утра. Назавтра он снова, "подобно ветреной Венере", стремглав помчится туда, где ланиты, перси... и главное - НОЖКИ!

-4

"Но был ли счастлив мой Евгений?" Оказывается, Евгений не был счастлив, и автор делает из этого вывод, что его герой "выше толпы". А любой физиолог скажет, что человеческий организм просто не может жить в таком режиме: каждый день объедаться и напиваться, каждую ночь танцевать и пользоваться благосклонностью "кокеток записных". Реакция будет сродни похмелью: опротивеет!

Но для человека молодого и сильного тут только и начинается испытание его действительных возможностей. Начинается борьба за независимость от "толпы", поиск применения своим силам, поиск ТРУДА.

Отступник бурных наслаждений,  

Онегин дома заперся,  

Зевая за перо взялся, -  

Хотел писать, но труд упорный  

Ему был тошен; ничего  

Не вышло из пера его.

Неужели Пушкин сам не понял, что эти строки - ПРИГОВОР? Онегин не приобрёл права презирать "толпу", потому что не смог ничем выделиться из этой "толпы". "Если же человек, утомленный наслаждением, не умеет даже попасть в школу раздумья и житейской борьбы, то мы тут уже прямо можем сказать, что этот эмбрион, никогда не сделается мыслящим существом. К числу этих вечных и безнадежных эмбрионов принадлежит и Онегин".

-5

Но по крайней мере герой приобрёл крупицу житейского опыта. И даже попытался её приумножить: "Отрядом книг уставил полку", начал читать. Что именно? Из других мест романа мы узнаем, что в его распоряжении оказалась вся европейская литература. Кладезь и бездна. И что же? В результате "лорда Байрона портрет" повешен на стену как дань моде - но книги задёрнуты "траурной тафтой". И читать оказалось трудно?!

-6

"Отчего люди скучают? На это можно отвечать: оттого, что они ничего не делают. А отчего они ничего не делают? Оттого, что за них работают другие. А это отчего происходит?" Об этом у Писарева соображения есть, но делиться ими с публикой не дозволено. "Но у Пушкина дело не доходит даже до второго вопроса. У него сию минуту готов закон природы: "вся тварь разумная скучает". И тем сильнее скучает, чем разумнее. Пушкину скука действительно кажется привилегией умных и сильных духом?!

Но вот, забрезжило наследство - и Онегин готов унижаться перед дядей. Не пришлось - умер дядя. А поживи он ещё немного - чем поведение Онегина отличалось бы от поведения Молчалина? Даже хуже - Молчалин работает...

Отпустил мужиков на оброк? Вот это похвально, но это говорит лишь о том, что наследство велико - можно не менять привычный образ жизни. И продолжать скучать. "Жил и мыслил?" Но читатель, не загипнотизированный красотой стиха, видит, что герой не мыслил и не жил!

Сосед - собеседник едва не развеял привычную скуку: Владимир Ленский, по крайней мере, забавен. Образование своё считает оконченным, единственный план на будущее - женитьба. Темы для разговоров нашли, но почему автор не приводит ни одной их беседы?! Досадно. Умолчание позволяет усомниться, есть ли вообще у этих господ хоть какие-нибудь убеждения. К тому же, если один "пылает", а другой не спешит его охлаждать - может ли такой разговор быть искренним?

-7

И почему "охладительное слово" у дипломатичного Онегина вырывается в самый неподходящий момент - критикует Ольгу?

Как его должен понять Ленский? Так и понимает: не нравится Онегину Ольга - но он с ней любезничает и танцует. Значит - ни капли искренности, значит - хладнокровно соблазняет!

Можно ли полнее и точнее изобразить человека мелкого, бесхарактерного, трусливого? Но Пушкину это удалось! Рассуждения Онегина накануне дуэли в таком противоречии с его поступками, что мы вправе усомниться: значат ли для него хоть что-нибудь все эти слова о любви, чести, уме, предубеждениях? Личные чувства и желания Онегина слабы и вялы настолько, что не могут оказать влияния на его поступки!

-8

Можно бы восхититься мастерством автора, если бы Пушкин высмеял, или просто вынес на суд читателя такой тип людей. Но увы, Пушкин своего героя оправдывает, преподнося его поступки как грандиозные и трагические. "Пружина чести - наш кумир, и вот на чём вертится мир". Это что, закон природы такой - убить друга, чтобы над тобой не посмеялись люди, тебе безразличные?! И это при том, что честь обоих гладиаторов ничуть не пострадала бы, если бы вызванный выстрелил в воздух. Но нет, он целился - и попал. А просто потому, что расставаться с "пустой-постылой" жизнью совсем не хочется.

А Татьяна? Характер, по мнению Писарева, выдержанный верно от первого появления - и до конца романа. Да, мечтательница, сбитая с толку вздорными романами, но есть ведь и намёк на то, что она могла найти для себя настоящее дело: иногда "бедным помогала". Если не ограничиваться копеечной милостыней, а заняться образованием или медициной по-настоящему... Занимались ведь! И куда полезнее было бы, если бы Онегин не подал ей этот медный грошик: "Я вас люблю любовью брата, и может быть, ещё нежней". Нет, сразу определённо следовало объяснить, что её воспалённое письмо - это какая-то перенесённая на бумагу галлюцинация.

А так - комплименты Онегина приняты, и Татьяна остаётся в убеждении, что мечтательность и искренность вполне заменяют ум. И "гибель" куда более любезна, чем живая жизнь.

Но Татьяна читает, думает, взрослеет... к своему несчастью. Развитый ум никак не может изменить её поступки, её жизнь: тело её останется в корсете. "Страстная натура"? Полно. Вся страстность её началась и кончилась нелепым письмом. Не может она возразить ни против поездки "на ярмарку невест", ни против замужества с тем, кого выбрала её мать. Да и стоит ли возражать, если положение "украшения генеральского дома" - это как раз то положение, при котором женщину НЕ ОСКОРБЛЯЮТ?

-9

Увы, это достаточный повод считать, что жизнь удалась. Так почему же Татьяна несчастлива? Почему она так и не может определить своих чувств к Онегину? Неужели не догадывается, что стоит ей броситься на шею Онегину - и Онегин очень скоро потеряет к ней всякий интерес? "Привыкнув, разлюблю тотчас". Не любовь ему нужна - интрижка!

-10

Почему же Татьяна задаёт столь наивный вопрос: отчего вы меня не полюбили прежде? Не ответит же он прямо: оттого, что тогда я должен был бы принять на себя ответственность за вас, которую уже не смог бы свалить ни на кого. А теперь ответственность на вашем муже - так отчего бы нам не повстречаться тайком... несколько месяцев?

Право, жаль, что Пушкин не решился на такую сцену. Татьяна восклицает: "Я твоя навеки, увези меня подальше от мужа", - и Онегин убегает в ужасе от такой... тупицы. Характер героя был бы обрисован лучше, чем всеми остальными главами - но автор не мог относиться к этому типу вполне отрицательно: сам немного Онегин...

Да, конечно, любой литературный критик укажет, что отождествлять героя с автором - грубейшая ошибка. Но можно ли её вполне избежать? Ведь и Белинский, впадая в другую крайность, приписал героям "Онегина" высоту помыслов, возвышенность чувств, которые ХОТЕЛ в них видеть. Просто потому, что их автор - Пушкин.

Как интересно сравнить статьи пламенного Виссариона - и скептичного Дмитрия... С кем скорее согласимся?

Ни с тем, ни с другим? Можно и так. Но ведь для этого надо ПРОЧЕСТЬ!