В нашем издательстве «Качели» есть чудесная серия для всех возрастов – «Звериные тропы». Рычание рыси, вой волчьей стаи, шелест листвы под медвежьими лапами — на страницах книг этой серии вы найдете все многообразие дикой жизни, где блага цивилизации сменяют суровые законы природы.
Четыре книги этой серии — «Зов предков» и «Белый Клык» Джека Лондона, «Бродяги Севера» и «Гризли» (готовится к печати) Джеймса Кервуда проиллюстрировал художник Лев Степаненко. Читатели полюбили его рисунки и хотели больше узнать о талантливом графике, с которым ведущий редактор серии Наталья Тюленева побеседовала о творчестве и зверях: диких и домашних.
— Звери на ваших рисунках очень выразительные, пластичные. Вы видели диких зверей в естественной среде? Какие животные любимые?
— В детстве, когда я жил на Урале, мне доводилось часто бывать в лесу, но обычно встречал только белок. Пару раз видел нутрий, и только один раз довелось встретить лося.
Вообще я смотрю, наверное, на животных своим взглядом. Я смотрю на них как художник, я всё время представляю, а как бы я изобразил то или иное животное, ищу удачные ракурсы и позы. Они все – прекрасны. Даже мерзкого таракана можно красиво изобразить)).
Я думаю, что не буду оригинальным, если скажу, что любимые – это собаки и кошки. Собаки – за их преданность, а кошки – ну это же кошки…)
- У вас есть домашние питомцы?
У меня есть кошка. Вот, кстати, она на фото.
В основном я работаю тушью и пером, и поэтому на столе у меня всегда стоит чернильница с тушью. И вот однажды, когда уже одна из моих иллюстраций была почти готова, моя кошка решила внести свои коррективы в композицию, видимо, посчитав, что в ней слишком много света и мало тени. Её прыжок на рабочий стол завершился точным приземлением на чернильницу, которая, конечно же, опрокинулась и вся тушь вылилась на почти готовую иллюстрацию. Забавным это тогда не показалось ни мне, ни кошке, которая испачканными чёрной тушью лапами метнулась по столу и обратно – на пол. Иллюстрацию пришлось переделывать. Ну, а кошку, конечно не переделаешь.))
Я очень люблю собак, но собака всё-таки требует больше внимания к себе, а у меня, к сожалению, не всегда есть на это время.
В детстве у нас с братом было множество различных питомцев: рыбки, птички, хомячки, собаки, кошки и даже черепаха и ёжик. Я до сих пор удивляюсь своим родителям, КАК они нам всё это позволяли??
- Как рождается образ главного персонажа, как вы его придумываете?
— Трудно дать точное определение того, как идёт процесс «придумывания» главного персонажа. Бывает, он возникает в голове сразу, мгновенно. И это – скорее заслуга автора произведения, который сумел описать его так, что образ вырисовывается как бы сам. Так чаще всего и бывает, читая Кервуда или того же Лондона.
А вообще, то, как будет выглядеть тот или иной персонаж, определяет, конечно, его характер. Если это положительный персонаж, то стараешься придать ему те черты, которые могут располагать к себе, даёшь больше света на него. Я вообще считаю, что никто так не знает произведение, как иллюстратор (после автора, конечно). Потому что он (иллюстратор) для точного изображение сцены или персонажа просто обязан вчитываться в каждую фразу, в каждое предложение. Получается так, что в процессе работы над книгой, я полностью перечитываю её несколько раз.
— Двенадцатого июня день рождения Джеймса Оливера Кервуда. Что вас особенно привлекает в его книгах? Я знаю, что вы начали рисовать «Молниеносного» просто для себя...
— С творчеством Джеймса Оливера Кервуда я познакомился, благодаря вашему издательству «Качели», предложившему однажды мне проиллюстрировать книгу «Бродяги Севера». И вот, погружаясь в материал, я, можно сказать, влюбился в это произведение. Мне понравился сюжет, подача автора и то, что в этой книге можно подчерпнуть ещё и много нового о природе северной Америки и её обитателях. Кервуд показывает эту жизнь как бы глазами зверя, рождённого, выросшего и борющегося за жизнь в условиях для него вроде бы естественных, но всё же порой очень тяжёлых.
Несмотря на то, что Кервуд в своих книгах даёт имена (не клички) своим героям из мира зверей, они всё-таки не превращаются в сказочных персонажей, и правдивость рассказа не кажется вымыслом. Писатель очень грамотно соблюдает грань между мироощущением людей и животных. Да, главные персонажи его книг – они сильные, смелые и отважные, но Кервуд не делает из них супергероев, выходящих за рамки своей природы.
Знакомство с «Бродягами Севера» побудило меня обратиться и к другим произведениям автора – таким, как «Гризли», «Молниеносный»… — и каждая из вновь прочитанных книг вдохновляла меня.
Я пробовал себя во многих техниках, но в итоге остался верен чёрно-белой графике — тушь, карандаш, иногда шариковая ручка. Компьютерная графика – это не моё. В ней, я считаю, нет той жизни, которую могут передать только ручные инструменты.
На фото: рабочий стол художника, готовые иллюстрации, кошка-«соавтор».