Найти в Дзене
История живописи

Закатное небо и солнце на картинах русских художников

Продолжим сегодня заявленную в названии тему, первую статью с подборкой картин на данный сюжет вы можете найти по ссылке ниже:

Сегодня начнем с самого известного русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Морских закатов в его исполнении, конечно же, найдется немало, но есть и другие темы в его творчестве, гораздо менее известные, например, обозы чумаков в степи - в той давнишней статье есть немало пейзажей с закатами. Но и для сегодняшней подборки тоже пейзажи найдутся - все-таки как никак художник был очень "плодовит", написав за свою жизнь около 6 тысяч картин.

"Вечер в Крыму. Ялта", И.К. Айвазовский, 1848. Феодосийская картинная галерея.
"Вечер в Крыму. Ялта", И.К. Айвазовский, 1848. Феодосийская картинная галерея.
"Корабли на волнах при закате", И.К. Айвазовский, 1850. Частное собрание.
"Корабли на волнах при закате", И.К. Айвазовский, 1850. Частное собрание.
"Кораблекрушение у Афонской горы", И.К. Айвазовский, 1856. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
"Кораблекрушение у Афонской горы", И.К. Айвазовский, 1856. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
"Овцы", И.К. Айвазовский, 1858. Омский областной музей изобразительных искусств.
"Овцы", И.К. Айвазовский, 1858. Омский областной музей изобразительных искусств.
"Вид в Крыму при закате солнца", И.К, Айвазовский, 1862. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вид в Крыму при закате солнца", И.К, Айвазовский, 1862. Русский музей, Санкт-Петербург.

Приведу интересную цитату самого Айвазовского применительно к своему ремеслу, которому он посвятил всю свою жизнь:

Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры.

Далее у нас будет художник, стоявший у истоков передвижничества, которому на старте его художественного пути помог купец 1-ой гильдии по фамилии Коровин, дед одного из первых русских импрессионистов Константина Коровина. Тот, кто следит за моими публикациями регулярно уже, наверное, догадался, что речь идет о Льве Львовиче Каменеве.

"Вечер на реке", Л.Л. Каменев, 1865.
"Вечер на реке", Л.Л. Каменев, 1865.
"Закат", Л.Л. Каменев, 1867. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
"Закат", Л.Л. Каменев, 1867. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Продолжим двумя поздними работами Алексея Кондратьевича Саврасова. Искусствовед Николай Новоуспенский опишет этот непростой период в жизни художника:

Возможно, служебные неприятности и постоянные денежные затруднения в какой-то мере ускорили наступление первых признаков психической депрессии, приведшей Саврасова уже в начале 80-х годов к тяжелому заболеванию. Прогрессировавшая болезнь глаз мешала работать. Все глубже затягивал алкоголизм. Надвигался кризис, и Саврасов уже не мог его преодолеть.
"Вечер", А.К. Саврасов, 1880. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
"Вечер", А.К. Саврасов, 1880. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
"К вечеру (Пейзаж)", А.К. Саврасов, 1886. Самарский областной художественный музей.
"К вечеру (Пейзаж)", А.К. Саврасов, 1886. Самарский областной художественный музей.

И продолжит, описывая колористику поздних работ художника:

Для картин 80-х годов характерна повышенная активность цвета, его контрастность, выходящая порой за грань художественной гармонии. Ярко-оранжевые, рыжие и красные тона сочетаются с ядовито-зелеными, углубленно-синими.
Возможно, что чрезмерная яркость цветовых решений была порождена стремлением художника хотя бы в своем творчестве вырваться из темного «подвала» жизни. Он создавал свою мечту о пылающих закатах, легкости облаков и глади речных плёсов, часто утрачивая чувство реальности.

А закончим мы с вами сегодня картинами еще одного передвижника, выделявшегося, правда, среди коллег своим аристократическим происхождением. Речь идет о бароне фон Юргенсбурге, Михаиле Константиновиче Клодте.

"Сумерки", М.К. Клодт, 1869. Мурманский областной художественный музей.
"Сумерки", М.К. Клодт, 1869. Мурманский областной художественный музей.
"Вечерний вид в деревне. Орловская губерния", М.К. Клодт, 1874. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
"Вечерний вид в деревне. Орловская губерния", М.К. Клодт, 1874. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Отмечу, что последняя из представленных работ вскоре после выставки передвижников была приобретена П. Третьяковым для своей коллекции, а на Дальний Восток она попала уже в советское время, в 1930-х годах.

Надеюсь, что вам было интересно рассматривать вместе со мной полотна на этот эффектный в световом отношении сюжет. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.

P.S. Прошу вас добавляться в мой недавно созданный ТГ-канал. Пока что там довольно-таки пустынно, но постепенно буду добавлять записи, сначала старые, а затем, вполне возможно и то, что по различным причинам не публикую здесь.