Продолжим сегодня заявленную в названии тему, первую статью с подборкой картин на данный сюжет вы можете найти по ссылке ниже:
Сегодня начнем с самого известного русского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Морских закатов в его исполнении, конечно же, найдется немало, но есть и другие темы в его творчестве, гораздо менее известные, например, обозы чумаков в степи - в той давнишней статье есть немало пейзажей с закатами. Но и для сегодняшней подборки тоже пейзажи найдутся - все-таки как никак художник был очень "плодовит", написав за свою жизнь около 6 тысяч картин.
Приведу интересную цитату самого Айвазовского применительно к своему ремеслу, которому он посвятил всю свою жизнь:
Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры.
Далее у нас будет художник, стоявший у истоков передвижничества, которому на старте его художественного пути помог купец 1-ой гильдии по фамилии Коровин, дед одного из первых русских импрессионистов Константина Коровина. Тот, кто следит за моими публикациями регулярно уже, наверное, догадался, что речь идет о Льве Львовиче Каменеве.
Продолжим двумя поздними работами Алексея Кондратьевича Саврасова. Искусствовед Николай Новоуспенский опишет этот непростой период в жизни художника:
Возможно, служебные неприятности и постоянные денежные затруднения в какой-то мере ускорили наступление первых признаков психической депрессии, приведшей Саврасова уже в начале 80-х годов к тяжелому заболеванию. Прогрессировавшая болезнь глаз мешала работать. Все глубже затягивал алкоголизм. Надвигался кризис, и Саврасов уже не мог его преодолеть.
И продолжит, описывая колористику поздних работ художника:
Для картин 80-х годов характерна повышенная активность цвета, его контрастность, выходящая порой за грань художественной гармонии. Ярко-оранжевые, рыжие и красные тона сочетаются с ядовито-зелеными, углубленно-синими.
Возможно, что чрезмерная яркость цветовых решений была порождена стремлением художника хотя бы в своем творчестве вырваться из темного «подвала» жизни. Он создавал свою мечту о пылающих закатах, легкости облаков и глади речных плёсов, часто утрачивая чувство реальности.
А закончим мы с вами сегодня картинами еще одного передвижника, выделявшегося, правда, среди коллег своим аристократическим происхождением. Речь идет о бароне фон Юргенсбурге, Михаиле Константиновиче Клодте.
Отмечу, что последняя из представленных работ вскоре после выставки передвижников была приобретена П. Третьяковым для своей коллекции, а на Дальний Восток она попала уже в советское время, в 1930-х годах.
Надеюсь, что вам было интересно рассматривать вместе со мной полотна на этот эффектный в световом отношении сюжет. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.
P.S. Прошу вас добавляться в мой недавно созданный ТГ-канал. Пока что там довольно-таки пустынно, но постепенно буду добавлять записи, сначала старые, а затем, вполне возможно и то, что по различным причинам не публикую здесь.