Найти в Дзене
История живописи

Впечатляющие закаты на нескольких картинах русских художников

В общем-то к теме заявленной в названии статьи уже и добавить особо нечего, поэтому сегодня буду краток и обойдусь без длинных предисловий. Давайте вместе с вами посмотрим на картины, где ближайшая к нашей планете звезда прощается с нами, чтобы на следующий день появится вновь. Начнем сегодня с пары работ Алексея Кондратьевича Саврасова, о творчестве которого один из искусствоведов (Н.Н. Третьяков) писал, что "свет в картинах Саврасова – это не только свет небесных светил. Вся природа представляется художнику одухотворенной стихией света." Николай Новоуспенский, написавший книгу о художнике, описывал вторую из представленных картин следующим образом: Поздние сумерки спустились не над болотом, а над заводями разлившейся по низине речки. Осень. На переднем плане видны и зеленые, и побуревшие, отмирающие травы. Грустен ненастный закат над пустынной равниной. Таков мотив большого полотна, в котором преобладает напряженное, тревожное настроение. В этой картине мало рассказа, повествования

В общем-то к теме заявленной в названии статьи уже и добавить особо нечего, поэтому сегодня буду краток и обойдусь без длинных предисловий. Давайте вместе с вами посмотрим на картины, где ближайшая к нашей планете звезда прощается с нами, чтобы на следующий день появится вновь.

Начнем сегодня с пары работ Алексея Кондратьевича Саврасова, о творчестве которого один из искусствоведов (Н.Н. Третьяков) писал, что "свет в картинах Саврасова – это не только свет небесных светил. Вся природа представляется художнику одухотворенной стихией света."

"Закат", А.К. Саврасов, 1870-е. Херсонский областной художественный музей.
"Закат", А.К. Саврасов, 1870-е. Херсонский областной художественный музей.
"Закат над болотом", А.К. Саврасов, 1871. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Закат над болотом", А.К. Саврасов, 1871. Русский музей, Санкт-Петербург.

Николай Новоуспенский, написавший книгу о художнике, описывал вторую из представленных картин следующим образом:

Поздние сумерки спустились не над болотом, а над заводями разлившейся по низине речки. Осень. На переднем плане видны и зеленые, и побуревшие, отмирающие травы. Грустен ненастный закат над пустынной равниной. Таков мотив большого полотна, в котором преобладает напряженное, тревожное настроение.
В этой картине мало рассказа, повествования и очень много размышления и сосредоточенного молчания перед лицом природы. Сюжета как последовательно развивающегося действия здесь нет. А между тем ясно ощущается течение времени, изменчивость бытия и, главное, сосредоточенное переживание жизни природы человеком. В этом суть картины.

Далее у нас с вами будут несколько зимних закатов. Сначала это, конечно же, будут работы "закатного" художника Юлия Юльевича Клевера, в подобной коллекции картин сложно обойтись без работ живописца, лучше всего которому удавались именно "закаты и корявые деревья" по его же собственным словам:

"Зима", Ю.Ю. Клевер, 1876. Ульяновский областной художественный музей.
"Зима", Ю.Ю. Клевер, 1876. Ульяновский областной художественный музей.
"Зимний пейзаж", Ю.Ю. Клевер, 1881. Частное собрание.
"Зимний пейзаж", Ю.Ю. Клевер, 1881. Частное собрание.
"Закат. Деревня", Ю.Ю. Клевер, 1896. Частное собрание.
"Закат. Деревня", Ю.Ю. Клевер, 1896. Частное собрание.

Продолжит "зимний почин" (по крайней мере, в одной из картин) Владимир Донатович Орловский, родившийся в Киеве, обучавшийся в петербургской Академии художеств, а умерший вдали от империи, в Италии. Впрочем, это вряд ли можно назвать уникальной историей, в одной из своих статей я рассказывал о подобном случае - все-таки Италия была весьма притягательна для русских художников XIX века. Что неудивительно, учитывая ее богатую историю изобразительного искусства.

"Закат", В.Д. Орловский, 1896. Частное собрание.
"Закат", В.Д. Орловский, 1896. Частное собрание.
"Заход солнца", В.Д. Орловский. Частное собрание.
"Заход солнца", В.Д. Орловский. Частное собрание.

Об авторе следующей картины, которого современники называли "запоздалым Венециановым" была уже отдельная статья на моем канале. Надо сказать, что как раз в этой работе Александра Ивановича Морозова, не замечается той "устарелости", которую отмечали критики того времени, судите сами:

"Лес", А.И. Морозов. Частное собрание
"Лес", А.И. Морозов. Частное собрание

А закончим мы с вами сегодня двумя пейзажами художника, о котором я неоднократно вам уже рассказывал в своих заметках и различных подборках тематических и сезонных. Конечно, речь идет о Станиславе Юлиановиче Жуковском.

"Закат", С.Ю. Жуковский, 1910. Тюменский областной музей изобразительных искусств.
"Закат", С.Ю. Жуковский, 1910. Тюменский областной музей изобразительных искусств.
"День догорает", С.Ю. Жуковский, 1913. Частное собрание.
"День догорает", С.Ю. Жуковский, 1913. Частное собрание.

Вторую из представленных работ, достаточно подробно описывал искусствовед Михаил Горелов в своей книге, посвященной творчеству пейзажиста:

С большим мастерством передана иллюзия глубины пространства. Солнце – самый удаленный объект пейзажа – оказывается в точке схода перспективных линий. Ощущение реального пространства усиливается цветовой перспективой – постепенным переходом от теплых коричневых тонов к холодным лиловым и синим.
В свете догорающего дня медленно колеблются легкие тени. Мохнатые кроны сосен контрастируют с паутиноподобными веточками берез, «размытость» которых создает ощущение воздушности. Большой дом находится в полутени. Лишь на стеклах видны слабые, чуть желтоватые отблески, тогда как флигель в лучах заката окрасился в золотистые тона.

Спасибо за прочтение. К этой теме я еще обязательно вернусь, так что следите за новыми публикациями на канале "История живописи". И, конечно, ставьте лайки и комментируйте, ведь обратная связь от читателей очень важна для авторов статей.