Найти тему
Elvirion

Татуировки. Что, зачем и почему

Оглавление

Значение современных тату

Современные татуировки стали неотъемлемой частью нашей культуры и общества. Ранее, татуировки ассоциировались с определенными группами людей, такими как байкеры или преступники. Однако, в наше время это изменилось и татуировки стали популярными у людей всех возрастов и профессий.

Значение современных тату приобрело новый уровень значимости в современном обществе. Татуировка может быть символом самовыражения, принадлежности к определенной группе или сообществу, а также выражением личной философии жизни. В этой статье мы рассмотрим различные аспекты значений и функций татуировок в сегодняшнем мире.

1) "История татуировок: от древних времен до современности"

Татуировка(тату) – рисунок на кожном покрове человека, нанесенный путем введения красителей на небольшую глубину при помощи острых предметов. Изображение остается на теле до конца жизни.

Слово «тату» появилось благодаря знаменитому мореплавателю Дж. Куку. Он «нашел» его на Полинезийских островах в местном языке. «Татау» в переводе на русский – рисунок.

Искусство татуажа было и остается популярным на всех континентах планеты. Рисунки на теле древних людей можно увидеть на античных фресках. Известные личности современного мира: спортсмены, звезды шоу – бизнеса соревнуются между собой яркостью и разнообразием изображений тату. Огромное количество поклонников этого искусства есть среди молодежи, которая в зависимости от своих финансовых средств украшает свои тела «татушками».

ИСТОРИЯ ТАТУ. ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ТАТУИРОВОК

Установить точную дату начала росписи человеческого тела невозможно. Отсутствие информации о тех временах вполне объяснимо. Ученые считают, что история тату началась при первобытнообщинном строе, 100-60 тыс. лет назад до н. э.
Перечислим известные нам примеры самых ранних упоминаний в истории о татуировках в разных уголках планеты.

  1. В Эцтальских Альпах (около Тироля) была найдена ледяная мумия Эци, возраст которой равен 5 300 годам. На теле этого древнего альпийского пастуха, неплохо сохранившегося под толщей льда, было обнаружено 57 татуировок, которые выполняли, по предположениям ученых, различное предназначение. Одни изображения обозначали переход человека от юношества к взрослой жизни, другие – предохраняли его от недугов.
  2. Возникновение славянских татуировок можно датировать эпохой неолита (VIII-III века до н. э.). Среди языческих племен популярны были геометрические фигуры, которые являлись атрибутами религии, мистических понятий того времени.
  3. Курган Ак-Алах стал местом захоронения горноалтайской принцессы Укока, жившей в V тысячелетии до н. э. На ее теле было обнаружено большое количество тату, что свидетельствовало о принадлежности к высшим слоям общества.
  4. Исходя из находок, сделанных археологами на территории древнего государства Месопотамия (современный Ирак), мы узнаем, что местный шумерский народ, особенно женщины, в V тысячелетии до н. э. любил украшать свои тела художественным тату. Сохранилось даже описание процесса нанесения рисунка.
  5. Знаменитый историк Древней Греции Геродот (484-425 до н. э.) описал историю, как наместник Персии Гистиаэй, окруженный врагами, передал своему зятю Аристогору важную информацию. «Письмо» было написано в виде татуировки на голове раба. Для сохранения тайны пришлось подождать некоторое время, пока надпись не скрылась под выросшими волосами.
  6. В Древнем Египте татуаж был исключительно популярным. Его делали фараонам и прочей знати. Свидетельство тому – мумии, лежащие в пирамидах. Роспись на их телах датируется IV-II тысячелетиями до н. э.
  7. Археологи нашли на Соломоновых островах инструменты татуажа, которые были изготовлены 3 000 тыс. лет назад.
  8. Рабы Древнего Китая в I веке до н. э. татуировались овальными зелеными линиями вокруг глаз.
  9. В качестве доказательства о популярности тату на территории нашей страны, можно привести «Записку» члена багдадской дипломатической миссии Ахмеда Ибн-Фадлана, который в 922 году посетил земли Волжской Булгарии (современное Среднее Поволжье и Прикамье). В этой рукописи дипломат описал местных жителей, которые носили татуировки «от ногтей рук до шеи». На них были нарисованы языческие знаки, священные для славян деревья, животные.

К сожалению, нет документального подтверждения о появлении татуировок в древние времена на Полинезийских островах, в Австралии, у индейцев Америки. Но несомненно, в этих краях это искусство имеет значительные корни, что подтверждается популярностью тату у местного населения.

ГЕОГРАФИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТАТУ

-2

Если вспомнить слова известной песни, то в древнем мире татуировки делали везде, «с южных гор до северных морей». В качестве подтверждения можно привести все перечисленные выше известные науке факты появления тату на планете.
В зависимости от местных условий, развития народной культуры в одних регионах этот процесс шел интенсивнее: Полинезия, Северная Африка, Индокитай, в других – он начался позднее. В любом случае, рано или поздно племена, родовые общины приходили к этому виду искусства.
Чукчи, якуты на севере, кельты с Британских островов, племя маори, жители японских островов, американские индейцы – список народностей можно продолжать до бесконечности. Для обладателей темной кожи татуировка заменялась скарификацией (шрамированием).

Татуировки выполнялись мастерами, которые пользовались особым уважением у соплеменников. У северных народов этим занимались шаманы, в славянских родовых общинах рисунок на теле человека делали волхвы в специальных ритуальных местах. В индейских племенах изображение доверяли наносить женам старейшин.
Далеко не каждый желающий мог получить тату. По словам того же Геродота у скифов и фракийцев подобные рисунки могли носить только знатные люди. Такая же картина была в Древнем Египте.
Материалами для татуажа служили подходящие острые предметы, которые можно было найти под рукой исходя из географии региона.

ИНСТРУМЕНТЫ И КРАСКА ДРЕВНИХ ТАТУ МАСТЕРОВ

В эпоху медного, бронзового и железного веков, несмотря на громкое название времени, основным орудием нанесения татуировок были примитивные инструменты. Перечислим некоторые из них, сведения о которых, благодаря истории тату, дошли до нашего времени;
Акулий зуб и молоточек у индейцев.
Расщепленная палочка из бамбука в Таиланде.
Осколки камней, рыбьи кости практиковались на островах Тихого и Индийского океанов.
Славяне пользовались костями животных, твердыми заточенными палочками из дерева.
Более эффективные прочные железные иглы появились у мастеров татуажа с развитием металлургии.

-3

В качестве красителей также подходили естественные сподручные средства. Назовем несколько вариантов;
Древесная зола у славян. Кроме этого в качестве инструмента использовались глиняные печати, пинтадеры, с красителями. С их помощью на тело наносился красивый меандровый узор.
Цветная глина, естественные выделения моллюсков (устриц), сок растений были в ходу у островитян южного полушария.
Древесный уголь и сажу использовали в Полинезии.
В разных областях Земли применялись киноварь, охра, хна, древесный сок.

Исторические татуировки существенно отличались от современных художественных произведений по качеству. Зачастую изображение, состоящее из символов и точек, было понятно только владельцу тату и его окружению. Рассмотрим факторы, которые побуждали к нанесению рисунков на тело.

ИСТОРИЯ ТАТУИРОВКИ. ЦЕЛИ, ПРИЧИНЫ, ЗНАКИ

Есть две версии исторического возникновения татуировок.
Шрамы на теле воинов
Постоянные конфликты с соседними племенами, схватки с дикими зверями на охоте нередко заканчивались ранениями охотников. Затянувшиеся шрамы делали их тела более привлекательными и мужественными в глазах женских особей и остальной родни. Мода существовала во все времена: на смену шрамам пришло тату, искусственное украшение тела.
Знак приоритета
В первобытном коллективе для выделения лидеров, значимых людей потребовались знаки отличия, для чего и пригодилась татуировка.

-4
-5
-6
-7

Позднее в разных народах существовали и другие причины нанесения тату. Расскажем о наиболее популярных.

Переходный возраст. При достижении определенного возраста юношам в некоторых племенах делали отметку в виде рисунка тату о его посвящении в мужчины. Девушек отмечали подобным способом после первых месячных.

Вид терапии. Для профилактики заболеваний, а также для лечения (как в случае с ледяным человеком Эци), наносились специальные символы, которые препятствовали попаданию хвори в организм и изгоняли болячки.

Косметические цели. Женщинам из племени майори делали тату по контуру губ. За отсутствием макияжа считалось, что такой метод надолго сохранит ее привлекательность.

Татуировка – оберег. В разных регионах считалось, что изображение или определенный символ защитит его владельца от происков темных сил, духов и прочей нечисти.

Тату покровительница. В некоторых языческих племенах покровителями людей являлись живые существа: птицы или животные. Изображение, к примеру, медведя или орла спасало племя, по их мнению, от бед, помогало в работе.

Знак соблазна. Женщины Вавилона и Шумер тела украшали оригинальными узорами, знаками солнца, звезд, луны. Считалось, что подобная роспись привлекала к их хозяйке мужчин.

Рабское клеймо. В Китае и Древней Греции рабы помечались татуировочным клеймом по которому можно было найти беглеца. В Японии подобным образом выделяли преступников и членов касты неприкасаемых.

Знак устрашения. Воинам в Полинезии рисовали «страшилки» в виде зубов акулы или наконечников копий. Это подействовало даже на много повидавшего на своем веку Кука, который первый раз увидел воинственный устрашающий танец аборигенов с подобными тату. Такие знаки пользовались большой популярностью у многих племен и народов мира.

Татуировка – паспорт. Женщинам одного из японских островов, да и в некоторых иных народностях, на лице делали особые отметки о замужестве, количестве детей.

Религиозные татуировки. Их получали паломники, совершившие свой путь к святым местам. В Боснии католики наносили себе на тело крест или инициалы Иисуса Христа.

Тату – номер. При Петре в России солдатам на запястье резали крест и порядковый номер. В рану закладывали сухой порох вместо краски. Такой метод служил для определения принадлежности убитого или раненого воина к какому-либо воинскому подразделению.

Принадлежность. Очень часто нанесенная татуировка служила знаком родства с определенным племенем, общиной, кланом и т. д.

Тату – талисман. Также чрезвычайно популярный вид татуировки. Ее накалывали для удачи в жизни, промыслах, работе и т. д.

Защитное средство. У северных народов: эскимосов, якутов, чукчей татуажный рисунок защищал его хозяина от ветра, морской воды, снега.

В древнем мире татуировки наносили на отдельные части тела или покрывали полностью его рисунком. Последний вариант был особенно распространен в Полинезии м у американских индейцев, где на протяжении всей жизни добавлялись новые тату.

Все перечисленное говорит о том, что у современного увлечения тату есть глубокие исторические корни.

2) "Тату в культуре: как символика тату стала частью молодежной моды"

Вот пример того, как менялось отношение к татуировки у россиян и американцев с течением времени:

Россия

1995 г.: -Что чаще всего означает татуировка?
-Татуировка – знак того, что ты сидел в тюрьме (так ответили 40% опрошенных специалистам Левада-центра)

2014 г.: Также ответили лишь 27%
Самый популярный ответ: «Это стремление выделиться среди других» - 37%
«Дань следования моде» - 36%
«Стремление украсить себя» - 20%
«Знак принадлежности к какой-либо группе» - 12%
Меньшинство за то, что это «стремление показать себя сильным, мужественным» - 5%

Делали ли вы тату себе, а если нет, то могли бы решиться на это в будущем?
«Уже делали» - 6%
«Вполне вероятно, что сделаете в будущем» - 6%
«Это маловероятно» - 13%
«Это совершенно исключено» - 73%
«Затрудняюсь ответить» - 2%

Как вы в целом относитесь к татуировкам?
«Целиком положительно» - 2%
«Скорее положительно» - 14%
«Скорее отрицательно» - 31%
«Резко отрицательно» - 47%
«Затрудняюсь ответить» - 4%

Есть ли у вас татуировки на теле? – 6% (в большинстве –женская аудитория)
(данные Левада-Центр, более подробную статистику можно посмотреть здесь: https://www.levada.ru/2014/08/14/otnoshenie-rossiyan-k-tatuirovkam-pirsingu-i-plasticheskoj-hirurgii/).

2015-2017 г.: Количество поисковых запросов по слову «тату-студия» возросло с 5687 до 10 140
Число запросов по слову «тату» показало рост с 2,4 млн до 3 млн (данные Wordstat.yandex)
Пример: тату-салон MyWayTattoo в Москве за 2016 год принес 125 млн. руб. выручки и 4,2 млн. руб. чистой прибыли. В салоне также есть школа для татуировщиков.

2019 г.: 88% соотечественников никогда не имели татуировок;
58% нейтрально относятся к тем, кто их делает;
15% понимают и поддерживают обладателей нательных рисунков;
27% осуждают их;
43% опрошенных считает, что татуировки говорят о стремлении человека выделиться;
41% думает, что таким образом человек пытается соответствовать моде;
27% связывают наличие татуировок с криминальным прошлым;
20% видят в татуировке стремление к красоте;
11% россиян имеют постоянные татуировки;
18% среди них – мужчины;
30%, по собственному признанию, сделали татуировки «по молодости или глупости»;
29% обрели нательные татуировки в армии – в память о службе;
19% указали в качестве причины необоснованное чем-либо желание сделать татуировку;
27% опрошенных хотели бы в будущем избавиться от своих татуировок;
35% из них старше 60 лет;
34% объясняют желание избавиться от нательного рисунка чувством стыда и ощущением, что иметь татуировку неприлично; 
33% россиян свели бы татуировку из-за ее низкого качества и отсутствия визуальной привлекательности;
16% объяснили свое желание тем, что татуировка надоела и перестала нравиться.
(данные ВЦИОМ)

Америка

2000 г.: 15% американцев имеют татуировки, это примерно 40 млн. человек (Исследовательский центр Пью)

2002 г.: 1 татуировка была у 8 американцев (журнал Esquire)

2003 г.: 36% в возрасте 25-29 лет имеют одну и более татуировок (результаты исследовательской консалтинговой компании Harris Poll)

2005 г.: лишь 6% смогли полностью избавиться от татуировки

2006г.: 24% американцев в возрасте от 18 до 50 имеют тату – это почти один к четырем (журнал Американской академии дерматологии)
36% американцев в возрасте от 18 до 29 имеют по крайней мере 1 татуировку (результаты обследования)

2012 г.: Приблизительно 2000 опрошенных. Из них: 21% имеет хотя бы одну татуировку, разница между серединой 2000-х в 5%.
Чемпионы по татуировкам:
западное побережье - 26%, восточное побережье - 21%,
Юг США - 18%.
Поклонники татуировки в возрасте:
от 18 до 24 - 22%;
от 25 до 29 – 30%;
от 30 до 39 лет - 38%.
86% тех, кто не жалеет о своей татуировке,
30% сказали, что стали более сексуальными,
9% - стали лучше себя чувствовать, 8% - стали более умными. (Американская рейтинговая компания Harris Interactive)

2015 г.: 29% американцев имеют хотя бы 1 татуировку (опрос The Harris), в США рынок тату оценивается в $1 млрд.

2019 г.: В США более 20 000 тату-салонов. Число растет на единицу каждый день.
30% всех выпускников колледжей в США имеют татуировки.
5% тех, кто перекрывает старые татуировки новыми.
49% считают важным фактором репутацию салона и художника,
43% нуждаются в смысле татуировки, для 8% цена - самый важный фактор.
В США 15% мужчин и 13% девушек имеют тату.
36% военных ветеранов и тех, кто служит в настоящее время в армии Соединенных Штатов имеют татуировки.
69% людей не считают извращенными людей с татуировками (хорошее отношение в обществе)
32% считают, что зависимы от татуировки

Причины сделать татуировку:
70% людей выразили желание стать более привлекательным, улучшить свою внешность
60% хотят с помощью тату повысить свое социальное положение
30% делают тату для того, чтобы выделиться из толпы
Также 30% говорят, что тату для них – начало новой жизни.

С татуировкой сегодня происходит та же история, что и с граффити: она меняет своё место в современной культуре и превращается из искусства в понимании субкультуры в искусство для более широкой аудитории. Искусство коллекционируемое, искусство, к которому часто обращаются художники, дизайнеры одежды и кураторы.

В этом и заключается новое место татуировки и её значение в современной культуре, если сравнивать, например, с началом прошлого века — взаимосвязь между татуировкой и модой становится двунаправленной: татуировка и её визуальный язык влияют на моду и дизайн сегодня в той же степени, в какой происходит и обратное влияние. Сегодня татуировки становятся равноценным феноменом более широкой культуры, включающей в себя те же моду, граффити, дизайн и так далее — и дизайн татуировок можно анализировать в контексте стилистических предпочтений времени, места или определённого контингента людей.

Один из недавних прецедентов
в этой области — весенняя коллекция Maison Martin Margiela

Мода обращалась к татуировке и татуировщикам не раз — от татуированных моделей, использования стилизованных татуировок в дизайне или даже коллаборациями с татуировщиками. Этот же случай показателен именно тем, что коллекция, с одной стороны, стирает грань между искусством и модой и использует произведения искусства как основу своих объектов, обыгрывая в них витражи архитектора Фрэнка Ллойда Райта, принты дизайнера ткани начала века Рауля Дюфи — и, помимо всего прочего, татуировки Нормана Кита Коллинза. Фактически, тем самым эти предметы искусства утверждаются как равноправные — то есть татуировки Коллинза признаются искусством в той же мере, что и витражи Райта.

Татуировка  и её связь с искусством

Татуировка в западном мире имеет долгую связь с искусством — и, как упоминает тату-критик Макс Лоддер в своей статье, ещё сто лет назад в газетах рассуждали о татуировке как об особом искусстве, а в лондонской газете Stand Magazine в 1897 году появляется упоминание об Англии, Японии и США как центрах художественной татуировки. Ещё сто лет назад короли, графы и остальная британская аристократия выбирают себе самые сложные татуировки как с визуальной точки зрения, так и с точки зрения технологической — иначе говоря, ещё в начале прошлого века татуировки анализируют с точки зрения того, насколько они являются искусством. Медиа освещает экспертные вопросы, проводит интервью с татуировщиками, делает обзоры лучших студий.

В 1970-годы в Америке медиа объявляет новый расцвет татуировки — потому как в татуировку приходят мастера, которые имеют художественное образование. В то же время татуировка понемногу перемещается в музеи — сначала как художественный акт (то есть в качестве перформанса): знаменитый татуировщик Спайдер Уэбб выполнил порнозвезде Анни Спринкл татуировку на ступенях МОМА в то время как татуировка была запрещена в Нью-Йорке. Чуть позже, в 1977 году, Рут Мартин, художник и ключевая фигура американского татуировочного андерграунда, набивала татуировки и показывала свои работы в музее современного искусства в Париже в рамках десятой парижской биеннале. И чем дальше, тем больше людей — и в том числе экспертов из художественной среды — признают татуировку как модное, общепринятое и высокохудожественное искусство.

За почти 150-летнюю историю татуировки в западном мире она фактически никогда не была уделом одних только преступников, моряков и шлюх, как принято считать — просто в этих сообществах она была распространена наиболее широко. Искусствовед и тату-критик Мэтт Лоддер анализирует газетные статьи столетней давности и приходит к выводу, что («People always say the same thing about tattoos») татуировки никогда не были уделом только моряков да байкеров — их всего лишь так воспринимало медиа и создавало этот миф, транслируя одни и те же слова что в статьях за 1908 год в Нью Йорк Таймс, что в статьях за 2003-й.

До последнего времени татуировки в искусстве фигурировали чаще всего в процессе своего создания и в жанре перформанса.

Один из самых известных перформансов  был совершен испанским художником Сантьяго Сьерра. В 2000-м году художник заплатил четырем проституткам эквивалент героиновой дозы — а за это они позволили ему вытатуировать линию на их спинах.

Татуировка в современном мире

При этом отрицать изменения в этой сфере было бы, наверное, глупо. Сто лет назад татуировка не была так широко распространена как сейчас — и вообще, за всю свою историю, никогда она не была распространена так широко, как сейчас. Татуировки делает все больше и больше людей сегодня — и они становятся все более разнообразными. Татуировка сильно меняется последние годы — и особенно сильно она поменялась в эпоху интернета. Если до интернета татуировка представляла собой скорее локальное ремесло — с преобладающими местными темами, стилями и трендами, глобализация стирает эти границы. Заслуга интернета не только в глобализации — его главная заслуга в том числе и в доступности информации о возможностях и способах нанесения татуировки. Интернет превращается в онлайн-каталог искусства татуирововки — и предоставляет неплохие возможности для маркетинга и раскрутки.

Татуировкой начинают заниматься все, кому не лень — и после разочарования 2000-х, связанного с появлением огромного количества студий сомнительного качества, к середине и особенно конце 2000-х в татуировку приходит огромное количество дизайнеров и художников (за неполным списком можно обратиться к книге Forever: the new tattoo, например). При этом, уходя в татуировку, они не оставляют своих привычных занятий — и татуировка начинает восприниматься как еще одно средство выражения — наравне с дизайном, живописью или, например, граффити. Здесь можно немного порассуждать о мастерстве и технике — если раньше татуировка осваивалась годами как ремесло, то теперь нет-нет да и встретишь художников, в чей адрес летят упреки, что они еще не научились правильно держать машинку, а уже вовсю забивают тела желающих.

Интерес публики и татуировкам от мастеров, работающих в других направлениях искусства — а особенно тех из них, кто выставляется, известен и вовсю продает свои работы — растет, и это констатирует, например, создатель журнала Sang Bleu Максим Буши в одном из своих интервью. Важным следствием всего этого становится появление новых жанров татуировки и интересных экспериментов в этой области: если двадцать лет тому назад татуировщики должны были выучить множество разных стилей, чтобы продемонстрировать свое мастерство, то в нынешнем торжестве постмодернизма это оказывается не обязательным: работы Fuzi UVTPK по своей стоимости оказываются соизмеримы с классиками японской татуировки, и количество татуировочников, которые делают маркетинг на собственной идентичности и собственном уникальном стиле, продолжает увеличиваться.

-8

Работа Fuzi UVTPK

Татуировка сегодня формально и визуально разделяет определение ремесла и искусства — при этом, конечно же, она сильно отличается от того, что мы привыкли понимать под искусством. Татуировки нельзя купить и продать, как картины, хотя некоторые,например Кейт Мосс, умудряются это делать, зарабатывать их приходится кровью и болью, татуировки меняются со временем и стареют в той же мере, что и тела, на которых они сделаны — а в конце этого пути рано или поздно отправятся вслед за своим хозяином в могилу.

Вопрос стоимости татуировки художника, который недавно поднимала Кейт Мосс, был решен еще восемь лет назад. В 2006 году бельгийский художник Уим Делвой набил татуировку на спине добровольца, Тима Стейна (название художественного произведения — «Тим, 2006»), и подписал ее. Спустя два года работа была продана немецкому коллекционеру искусства за €150,000, которые поделили между собой художник, владелец татуировки и музей, который продал работу коллекционеру. По договору, владелец татуировки должен показывать кожу несколько раз в году, а после смерти завещает свою кожу коллекционеру. И в этом контексте уместно задать вопрос о том, должна ли татуировка стать искусством которое будет передаваться следующим поколениям — или ее ценность состоит в том, что она умрет вместе со своим владельцем.

-9

Одну из татуировок Кейт Мосс ей сделал художник Люсьен Фрейд, который умер в прошлом году. В интервью журналу Vanity Fair Мосс предложила выставить свою татуировку на продажу — буквально устроить пересадку кожи коллекционеру за несколько миллионов, так как это «оригинальный Фрейд».

Выставок татуировок при музеях становится все больше с каждым годом — более того, главные мировые тату-студии по примеру AKA Berlin начинают работать как полноценные выставочные пространства и открывать свою издательскую программу. Ближайшее важное событие в области татуировки как современного искусства случится в мае этого года — когда в престижном Музее набережной Бранли в Париже  откроется выставка «Татуировщики, татуированные» на тему татуировки как собственно современного искусства. Выставка будет включать в себя работы, созданные специально для этого события художниками с мировыми именами, дизайны костюмных татуировок на ткани и объемные репродукции татуировок с живых моделей.

Среди отечественных примеров разговора о татуировке как о современном искусстве можно отметить введение в журнал «Garage» 2011 года — где появляются дизайны татуировок от Дэмиана Херста, Джеффа Кунс, Динос Чэпмен и Ричарда Принса — с цитатой от пионера концептуального искусства Джона Балдессари «Больше никаких скучных татуировок на моем теле» и татуировкой бабочки в интересном месте от того же Дэмиана Херста на обложке журнала.

-10

GARAGE

ноябрь 2011

fbvkpn
fbvkpn

«Тим, 2006», Уим Делвой

2) "Функционал татуировок - защита, предостережение, карта"

Современные татуировки могут выполнять различные функции, помимо декоративной. Одна из таких функций - защита. Некоторые люди выбирают татуировки с символами или фразами, которые имеют значение для них и которые служат как бы защитой в отношении окружающего мира.

В татуировках-оберегах находят помощь большое количество людей. Однако далеко не все тату-мастера готовы наносить такие изображения. К оберегам, особенно на собственном теле, стоит отнестись очень ответственно, ведь малейшая ошибка может превратить защитный символ в зло. Нанесение оберегающих узоров зародилось еще в древние времена и продолжает пользоваться популярностью и в современном мире.

-12
-13

Особенности

С самых древних времен людей интересовали рисунки, которые можно наносить на тело. Согласно некоторым данным первые тату-обереги выявлены у представителей первобытного общества. Учеными были обнаружены образцы изображений на мумиях, возраст которых составляет 4 000 лет до нашей эры.

У многих племен, которые жили на разных континентах, издавна практиковались оберегающие нательные рисунки. Это позволяло не только заявить о своей уникальности, но и подкрепить сакральное значение символов. Считалось, что они предостерегают от зла, мороки и приносят удачу.

-14
-15

В настоящее время мода на татуировки-амулеты вновь набирает популярность, но стоит понимать, что к их выбору нужно подходить осознанно и ответственно. Неверное нанесение изображений (размещение или совмещение) может не только уменьшить результат от оберега, но даже сделать его отрицательным. Выделяют несколько видов оберегающих тату.

  • Талисман имеет магический подтекст и может быть представлен любой вещью или любым животным. Он может обеспечить счастье и удачу своему владельцу.
-16
  • Амулет представляет собой магический символ, который может оградить носителя от разочарований и разрушений, а еще наполнить его жизнь счастьем и позитивом.
-17
  • Оберег призван защищать от всевозможных неприятностей, злых языков, недоброжелателей и всякого рода негатива.
-18
  • Символ от сглаза и порчи позволяет защититься от различных колдовских ритуалов, сделать дух и тело носителя крепче.
-19
  • Оберег целебный направлен на укрепление здоровья, а еще духа владельца. Чаще всего применяется с целью борьбы с болезнями.
-20
  • Религиозный оберег наполняет жизнь своего носителя божественной защитой от зла и различных искушений. Например, христианские тату содержат в себе такие защитные изображения, как ангел, крест, Дева Мария и другие.
-21

Оберегающие татуировки встречаются у разных народов мира, и по значению они отличаются от обычных нательных изображений. Надо быть готовым к тому, что влияние определенного оберега будет ощущаться на протяжении всей жизни его носителя. В итоге это может привести к некоторым трудностям. Поэтому важно хорошо все обдумать прежде, чем выбирать себе защитный рисунок.

Желательно, чтобы этот выбор не делался в порыве эмоций.
-22
-23
-24

Виды и эскизы татуировок

Вариантов оберегающих татуировок большое количество, и каждая отличается особым значением. Например, ловец снов символизирует защиту от плохих сновидений и злых духов. Однако его можно сделать более сильным оберегом, если добавить еще и паука, который уберегает от врагов и порчи. Есть немало защитных шаманских узоров с глубоким смыслом, например кельтские.

-25
-26

Среди тату-оберегов от порчи и сглаза наибольшей популярностью пользуется глаз внутри пирамиды. Он был весьма распространен еще в Древнем Египте. Считается, что огромная защитная сила помогает бороться с негативом. Отдельно стоит отметить наколки в виде маски, что является своеобразным щитом для прикрытия от неприятных происшествий.

-27
-28
-29

Славянские

-30
-31

Следует подчеркнуть, что защитные нательные изображения у древних славян можно было набивать только тем, кто старше 30 лет. Это было обусловлено тем, что в этот возрастной период человек уже полноценно развит. В более раннем возрасте не стоит прибегать к вмешательству в виде дополнительных символов. Среди славянских амулетов можно выделить руны, орнаменты и богов.

-32
-33

Как правило, руна представляет собой отдельный символ или слово, в котором таится особая сила. Самыми популярными считаются ниже перечисленные шесть рун.

  • Крада символизирует творчество, божественную искру. Позволяет очистить помыслы и помочь выделить наиболее важное.

  • Мир дает возможность преодолеть творческий застой и раскрыть собственный творческий потенциал. Также руна привносит гармонию во внутренний мир.
-34
  • Одолень-трава означает двойной знак огня, который обеспечивает защиту от болезней. По славянским поверьям на здоровье могли оказывать влияние злые духи.
-35
  • Радуга, по сути, отражала оптимальную середину между порядком и хаосом. Данный оберег особенно ценили путешественники и те, кому приходилось часто бывать в поездках.

-36
  • Ветер позволял сконцентрироваться на самоанализе, чтобы достичь истины.
-37
  • Леля символизировала воду, весну, радость, расцвет.
Чаще всего данную руну наносили женщины, чтобы обострить интуицию.
-38

Не меньшей популярностью у славян пользовались орнаменты. В них входили точки, треугольники, квадраты, кресты, спирали, круги. Женские обереги данного вида означали плодородие и в основном изображали цветы, ветви и листву. Мужские защитные тату в виде орнамента ассоциировались с силой и властью.

-39
-40

Коловрат, в современном мире больше известный как свастика, отражает правильный ход вещей в мире. Также данный символ наделяли радостью, светом и другими положительными значениями. Изгибы на кресте показывают, что в мире происходит постоянный круговорот всего. Так, день сменяет ночь, меняется погода, чередуются сезоны.

-41
-42

Божеств славяне изображали на теле, чтобы продемонстрировать, что они находятся под защитой могущественной силы. Одним из самых сильных считался Перун. Даждьбог был солнечным божеством, наставляющим на правильный путь. Для удачных работ с землей и сохранения здоровья выбирался бог Велес, а в качестве хранителя всего живого на Земле – Сварог. Чтобы призвать удачу и семейное счастье, использовались тату с изображением богини Макошь, а для защиты от зла – бог ветра Стрибог.

-43
-44

У древних славян, помимо веры в богов, были распространены различные страхи, связанные с нечистью. Чтобы себя обезопасить от нее, применялись амулеты и тату с разнообразными животными.

-45
-46

Индийский стиль в татуировках признан одним из наиболее красивых и сложных в плане исполнения. При этом нательные изображения наделены магическими значениями, которые одновременно рассказывают какую-то историю и защищают своего владельца. Чаще всего в качестве оберегов используются изображения с индийскими божествами:

  • для благополучия стоит выбирать бога Ганешу;
-47
  • силами всепрощения наделяет Кришна;
-48
  • для удачи и изобилия следует нанести изображение Лакшми;

-49
  • вечную духовную жизнь и большие силы дает Брахма;
-50
  • для привлечения успеха, мудрости и прозрения стоит обратиться к Сарасвати;
-51
  • В борьбе за правое дело поможет Шива.
-52

Как правило, такие татуировки довольно большие и чаще бывают цветными. Индийские тату можно наносить исключительно на грудную клетку, плечи или спину. Среди популярных нательных рисунков, которые призваны защищать, стоит отметить священное растение лотос. Этот цветок приносит счастье и гармонию, а также наставляет на истинный путь и позволяет очиститься духовно.

Помимо этого, лотос наносят на тело, если хотят получить защиту от злых духов.
-53
-54

Надписи, сделанные на санскрите, также являются очень сильными оберегами в виде тату. Чаще всего используется сакральный звук ОМ, который является началом индийских мантр. Обычно символ на санскрите делается по центру круга, а вокруг наносится замысловатый узор или орнамент. Для привлечения в свою жизнь благополучия и открытия новых дверей стоит использовать растительные мотивы.

-55
-56

Мудрость Вселенной, которая наполняет жизнь гармонией и делает ее более мягкой, отображает тату мандала. В Индии популярны оберегающие изображения в виде священных животных: коровы, тигра и змеи. Они все почитаются, а их божественная сила считается надежной защитой. Для привлечения удачи и счастья на тело наносят перья павлина, символизирующие Будду.

-57
-58

Индейские нательные обереги представлены ниже перечисленными символами.

  • Ловец сновидений обеспечивает защиту от кошмаров и происков темных сил, а также убирает дурные мысли из головы.
-59
  • Перо означает вечную жизнь, перерождение. Используется, чтобы привнести в жизнь отвагу, мощь, мудрость.
-60
  • Божество Кокопелли оберегает рожениц и обеспечивает достаток.

-61
  • Тотем в виде волка наделяет верностью и интуицией, в виде быка – рискованностью, в виде койота – хитростью, в виде орла – внимательностью, в виде медведя – силой и храбростью.
-62
  • Узоры с различными символами и знаками религиозной направленности указывают на ценность жизни, уберегают от неправильных поступков и различных ошибок.

-63

У скандинавов среди оберегающих татуировок наибольшей популярностью пользуются руны.

  • Кэн является источником здоровья и гармонии в отношениях.
-64
  • Мэн раскрывает возможности перед человеком и настраивает его жизнь в соответствии с окружающим миром.
-65
  • Хорн является надежной защитой от дурного глаза и привносит удачу.
-66
  • Уруз представляет собой объединение двух начал: мужского и женского. Руна позволяет наполнить жизнь приятными переменами.
-67
  • Джера используется для исполнения заветных желаний. Данный знак символизирует благоприятное решение и хорошее настроение.
-68
Китайские письмена используются как обереги и амулеты, которые защищают и наполняют жизнь счастьем, удачей, достатком, любовью.

Больше всего распространены следующие знаки:

  • 吉 – способствует сохранению и увеличению удачи;
  • 美 – привносит в жизнь миролюбие и делает своего владельца удачливым во всех делах;
  • 愛 – помогает раскрыться истинным чувствам, а также привносит гармонию в семью;
  • 寿 – символизирует крепкое здоровье и долголетие;
  • 富 – позволяет достичь материального достатка;
  • 力 – укрепляет дух и дает возможность повысить уверенность в себе.
-69
-70
-71

Японские нательные обереги отличаются не только большой силой, но еще и стильным видом:

  • 幸 – наполняет жизнь владельца счастьем;
  • 吉 – привносит в судьбу максимум удачи;
  • 富 – наделяет богатством и материальным достатком;
  • 愛 – пробуждает любовь к жизни, противоположному полу, природе, а также раскрывает творческий потенциал;
  • 恋 – символизирует страсть к человеку и способствует его покорению
-72
-73
-74

Тайские татуировки называются Сак Янт и представляют собой ритуальные нательные рисунки. По традиции они делаются на территории юго-восточной части Азии. В наколках присутствуют буддистские молитвы, а также символы с мистическим смыслом. По поверьям местного населения тайские тату наделяют владельцев благословением и большой силой. В значениях Сак Янт скрывается целая философия о жизненном выборе, везении, богатстве, крепком здоровье, мощи.

-75
-76

Эскизы татуировок могут меняться в зависимости от значения. Считается, что оберегающие тату способны обеспечить защиту от опасности, наделить красноречием, вызывать страх или уважение. Выделяют четыре основных вида нательных оберегов.

  • Пять линий, которые располагаются на плече или спине. Каждая линия является заклинанием, направленным на привнесение в жизнь владельца желаемых благ.
-77
  • Корона со шпилем делается, как правило, на затылке. Данное изображение является гарантией успеха в битвах.
-78
  • Четырех- или девятиглавые башни также размещаются на шее. Их основное предназначение – защищать от происков злых духов.
-79
  • Восемь – десять точек, расположенных на спине, являются мощным оберегом.
-80

Также среди защитных нательных рисунков стоит выделить буквенные надписи, которые могут располагаться рядом с животными. Например, тигр символизирует влиятельность и здоровье, обезьяна – хитрость и изворотливость, крокодил – задатки. Также тату могут включать в себя изображения Будды, солнца, дракона, лотоса, пламени.

Это усиливает оберег, наполняя мудростью, внутренней чистотой, высоким моральным смыслом, просветлением.
-81
-82
-83

Советы по выбору

Выбирать эскиз нательного оберега следует тщательно и осторожно. Татуировка – это амулет, который будет с человеком всю его жизнь. Стоит учитывать, что неправильный оберег или его неверное исполнение может нести в себе разрушительную энергию, а не созидательную. Выбирая символ для защиты, следует учитывать ряд параметров.

  • При разглядывании эскизов не стоит рассчитывать на собственную интуицию. Не каждый символ, который нравится, может обладать оберегающими свойствами. Сперва необходимо ознакомиться со значением каждого отдельного знака и композиции в целом.
-84
  • Талисман может иметь различную силу в зависимости от того, где на теле он располагается. Самой большой мощью наделены тату, находящиеся рядом с головой. В древние времена обереги на низ тела специально не наносили. Выбирать место для размещения нательных изображений позволялось только жрецам. Простым людям разрешалось делать татуировки исключительно на шее и запястье.
-85
  • Для правильно работающего оберега важное значение имеет его цветовое решение и привнесение дополнительных элементов. Нет нужды оформлять талисманы как-нибудь художественно. Различные детали следует подбирать очень осторожно, чтобы не изменились общая энергетика и значение татуировки.
-86
  • При малейших сомнениях сперва стоит нанести оберег хной, чтобы определить, подходит он или нет. По прошествии недели станет понятно, насколько верным оказался выбор.
-87

От сглаза, порчи и зависти обереги наносят люди, которые верят в колдовство и недобрый взгляд. Как правило, они накалываются на места, которые не видны окружающим. Их основная функция – защита владельца. Среди таких символов наибольшей мощью отличаются черное солнце, цветок папоротника, крест, Лунница, Будда, око Гора.

-88
-89

Божественная защита обеспечивается изображениями языческих богов. Как правило, с ними создаются целые композиции. Для отпугивания несчастий и привлечения удачи используются небольшие нательные талисманы в виде подковы, листа клевера, божьей коровки, знаков Зодиака.

-90
-91
-92

Варианты размещения

Обычно защитные тату не делаются для того, чтобы их могли видеть все окружающие. Чаще всего их наносят на те участки тела, которые находятся под одеждой. Маленькие символы и надписи можно делать на запястье, шее или кисти. Более крупные изображения следует размещать на груди, плече или спине. Для священных знаков отличным местом станет внутренняя сторона предплечья.

-93
-94

Композиции, включающие в себя образы богов, располагаются зачастую на руке или спине. Ноги считаются неподходящим местом для тату-оберегов.

Стоит уточнить, что девушкам нельзя наносить защитные рисунки на грудь.
-95
-96

Цветовые решения

Татуировки с сакральными символами, рунами, надписями принято выполнять в черном цвете. Также допускаются композиции в одном цвете в стиле минимализм. Красочными разрешается делать изображения животных, богов, тотемов.

-97
-98

Солярные символы могут быть не только черными, но еще и красными или синими. Нередко в цвете выполнялись орнаменты и узоры, но кроме кельтских, которые обязательно были черно-белыми.

-99
-100

Другая функция татуировок - предостережение. Например, некоторые люди делают татуировки с текстом на своих руках для того, чтобы напоминать себе о чем-то важном. Эти татуировки могут быть использованы как инструмент для борьбы со стрессом и тревожностью.

Также современные татуировки могут быть использованы как карта. Некоторые люди делают карты на своих рукавах или спинах, чтобы показать свою личную историю путешествий или жизненных достижений.

В целом, современные татуировки не только являются формой самовыражения и украшения тела, но также могут иметь полезные функциональные цели.