Найти тему
История моды с Марьяной С.

Алмазы, рубины и жемчуг

Люблю итальянские профильные портреты эпохи Возрождения! Недавно мы с вами рассматривали портрет милой молодой дамы в коралловом ожерелье, а сегодня давайте полюбуемся её почти что современницей. Интересный наряд, интересная причёска, а что нам вами ещё надо? :)

Наша героиня была урождённой Сфорца, племянницей миланского герцога, но рождённой вне брака. Судьбу её, разумеется, устроили. Замужем она была два раза, и оба раза носила одну и ту же фамилию. Первый муж и второй были родственниками. Первый муж был старше на полтора десятка лет, а второй, наоборот, на несколько лет младше. Причём второй супруг фактически единолично правил Болоньей, а она... Она мало того, что исправно дарила ему детей (у неё было несколько от первого брака и шестнадцать от второго!), так ещё и давала мудрые советы. Словом, интересная была дама и очень непростая!

Портрет Джиневры Бентивольо, Эрколе де Роберти, ок. 1470. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон)
Портрет Джиневры Бентивольо, Эрколе де Роберти, ок. 1470. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон)

Светлые волосы - ну а как же, в ту эпоху по-другому было не очень-то можно - уложены в причёску с двумя рожками. Мы, соответственно, видим только левую сторону. Как-нибудь при случае посмотрим на вариант укоадки, где такие рога побольше. И смотрите, как интересно уложена ткань - более плотнаая облекает заднюю часть головы, а тонкий, почти прозрачный слой уложен поверху, чуть-чуть закрывая лоб и даже часть бровей.

Портрет Джиневры Бентивольо, Эрколе де Роберти, ок. 1470. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон). Деталь.
Портрет Джиневры Бентивольо, Эрколе де Роберти, ок. 1470. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон). Деталь.

И хорошо заметна булавка/шпилька, которая и держит складки лёгкой материи, буквально пригвождая их к причёске. Скорее всего там, внутри, под волосами, скрывается лёгкий каркас, чтобы поддержать эти самые рожки.

Портрет Джиневры Бентивольо, Эрколе де Роберти, ок. 1470. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон). Деталь.
Портрет Джиневры Бентивольо, Эрколе де Роберти, ок. 1470. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон). Деталь.

И как интересно уложена эта ткань ниже! При первом взгляде на портрет может показаться, что белая ткань выглядывает между лифом платья и рукавами - их в то время прикрепляли не по всей окружности проймы, и сорочка действительно обычно проглядывала. Но здесь - нет. Это белое головное покрывало спущено и уложено вдоль проймы и дальше уходит под руку!

Шею обвивают две нитки жемчуга, а коричневое платье украшено золотистой каймой - и на груди, и по рукавам. И вот тут-то, конечно, модно только вздохнуть: всё расшито рубинами, жемчугом и алмазами (плоскогранной огранки).

Портрет Джиневры Бентивольо, Эрколе де Роберти, ок. 1470. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон). Деталь.
Портрет Джиневры Бентивольо, Эрколе де Роберти, ок. 1470. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон). Деталь.

Причём, по всей видимости, так отделано коричневое платье, по внещней стороне рукавов которого идёт разрез, так богато украшенный. А внутри разрезов мы видим рукава нижнего платья, почти того же оттенка, что и отделка верхнего.

Ну и красный пояс с жемчугом - причём жемчуг не только спереди, а по всей длине... И сзади свисает.

Портрет Джиневры Бентивольо, Эрколе де Роберти, ок. 1470. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон). Деталь.
Портрет Джиневры Бентивольо, Эрколе де Роберти, ок. 1470. (с) Из коллекции Национальной галереи искусств (Вашингтон). Деталь.

Словом, настоящая госпожа Болоньи. Правда, им с супругом позднее предстоит всё потерять... Но ещё не сейчас.

P. S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!