В давние-предавние времена жил да был один Царь. Сызмальства он учился воевать, на коне скакать и войском управлять. К двадцати годам он покорил много стран-государств. И ото всюду в его казну везли товары, золото и серебро. И вот когда этот царь навоевался, то он взялся собирать в свой дворец разных учёных и грамотеев. Он даже издал указ, в котором велел всем купцам, которые прибывали в пределы его необъятной страны, непременно находить писца и рассказывать ему о том, что видел купец по дороге в других, а писец должен был всё записывать, записи же отсылать Царю. Там эти записи переписывались придворными писцами на свитки, и свитки эти с описанием разных стран и народов размещали в огромное хранилище, которое было для этого и построено. Оно называлось Библиотекой. Царь стал часто ходить в Библиотеку и читать разные рассказы купцов о других странах. И однажды он прочёл, что далеко на юге, в стране Урф живёт один очень мудрый Правитель, который сам судит и сам правит, и люди в той стране живут безбедно и счастливо, а правителя своего любят и уважают. Написано было, что даже стражи у шатра этого правителя не было и всякий мог зайти в этот шатёр. Изумился царь. У него-то самого была огромная стража и его все боялись и даже смотреть в глаза ему не смели.
— Как странно, — подумал Царь, — хочу увидеть, как же судит этот правитель из Урфа.
Послал Царь слуг найти купца, который об этой славной стране Урф рассказал. Слуги нашли и схватили купца, связали и привезли во дворец к Царю. Купец был ни жив ни мёртв, он уже прощался с жизнью, но Царь, к его удивлению, велел снять с него путы, предложил сесть с ним за стол и стал расспрашивать об удивительной стране Урф.
— Хочу, — наконец, сказал Царь, — чтобы ты меня в эту страну проводил. А я же тебе за это дарую торговлю без пошлины на всю жизнь… и детям твоим и внукам. А чтобы ты и сейчас убытка не терпел, то я покупаю весь твой товар, который ты привёз. Только собирайся со мной и проводи меня в страну Урф.
Долго купец не раздумывал. Попросил деньги за товар отдать его сыновьям, написал им письмо, в котором рассказал, что по приказу грозного Царя едет с ним в страну Урф и дал в письме распоряжения.
Словом, примерно через неделю тронулся большой караван, в котором в роскошном шатре в страну Урф ехали Царь и наш купец.
Ехали через пустыню, мимо оазисов, ехали по берегу моря, вдоль огромной реки, берега которой были покрыты тростниковыми зарослями, кишевшие крокодилами, по узкому ущелью среди мрачных скал, в котором человеческие голоса, фырканье верблюдов и крики ослов звучали, гулко отдаваясь эхом, мимо гнилых болот, над которыми вспыхивали ночью голубые огоньки, и, казалось, качались какие-то зловещие тени. И вот, миновав тёмный лес, караван въехал в страну Урф.
Перед путешественниками открылась светлая долина, на которой сверкали каналы для полива, зеленели посевы, а на краях полей стояли красивые дома. Вскоре к каравану подошёл местный чиновник и вежливо осведомился куда гости держат путь.
— Я Царь и желаю видеть вашего Правителя, — отвечал чиновнику Царь.
— Хорошо, — спокойно ответил чиновник, — следуй, Царь, за мной.
Через полчаса они приблизились к огромному шатру. Царь спешился и послал слугу и стражу сообщить о своём прибытии. Слуга зашёл в шатёр, стража осталась снаружи у входа. Из шатра вышел пожилой человек, одетый в очень простую одежду, сопровождаемый царским слугой, на лице которого было написано немалое удивление.
— Я — Царь и желаю видеть Правителя. Я приехал, чтобы узнать, как Правитель судит, как правит своим народом, — заявил Царь, — веди меня в шатёр. Вышедший пожилой человек улыбнулся и жестом пригласил Царя в шатёр. Царь зашёл первым… В шатре было пусто.
— А где Правитель?
— Правитель — я, — отвечал тот самый пожилой человек, которого Царь принял за слугу, — проходи, ты теперь — мой гость. Нам принесут еды и мы начнём беседу. Ведь именно для этого ты сюда приехал?
— Да, — отвечал Царь. — А ты покажи мне как же ты судишь…
— Хорошо, — отвечал правитель. — Судебный день завтра, а сегодня можешь отдохнуть и поговорить с людьми нашей страны.
Настал новый день. И, едва брызнули из-за гор лучи солнца, в шатёр вошли два человека. Один из них в руках держал ящик.
— Рассуди нас, — сказали они, а один из них открыл ящик, поставив его на пол, и вытащил из него огромный драгоценный кристалл.
— Вот этот ящик я нашёл в доме, который купил у него. Но я не покупал у него эту драгоценность, значит, она — не моя, а он не желает забирать у меня это сокровище.
— Нет, — заявил другой, — ты нашёл драгоценный камень в своём доме, а потому он не мой, он — твой.
— Но я не покупал его, я купил дом…
Тут Правитель повернулся к Царю, изумлённо смотревшему на то, что происходило в шатре, и спросил: «Ну, подумай, как мне следует их рассудить? Один говорит, что не покупал этот камень, а второй настаивает, что найден он в доме, который уже был у другого?»
Царь потерял дар речи…
— Хорошо, — сказал Правитель, — пусть пока камень заберёт тот, кто принёс его в шатёр, а завтра утром я скажу своё решение.
Оба человека ушли, унося с собой ящик.
— Знаешь, — сказал, помолчав, Царь, — раз они оба отказываются от драгоценности, забери её себе.
— Но ведь они отказываются, потому что этот драгоценный камень каждый считает не своим, но ведь он и не мой, как же я присвою его?
Вопрос:
а как бы вы разрешили этот спор — кому должен принадлежать этот клад?