Не далее чем неделю назад не хорошими ребятами, действовавшими явно не из благих побуждений, были причинены весьма серьезные поврeждения аммиакопроводу "Тольятти - Одесса". Огромная труба использовалась для транспортировки сжиженного аммиака в портовой хаб. В последующем, с использованием специальных танкеров, аммиак доставлялся на различные предприятия по его переработке, где, как правило, из него делали сельскохозяйственные удобрения. Ситуация, лично у меня, вызывала недоумение. Безусловно я слышал поговорку дедов и прадедов дескать ойна ойной (вставить букву "В") а обед по расписанию. Но ведь не до такой же степени. Еще наверное и деньги перечисляли за транспортировку. Уму не постижимо. В Российском МИДе мимо случившегося не прошли. Мария захарова выступила перед публикой. Заявила о том, что восстановление работоспособности трубы займет приблизительно три месяца.. Хотя, собственно, и ежику понятно что в восстановлении трубы нет абсолютно ни какого практического смысла.
Запуск аммиакопровода "Тольятти - Одесса" ( с прошлого года он стоял под давлением, но транспортировка по нему была приостановлена) наряду с подключением "Россельхозбанка" к системе SWIFT стал ключевым условием запуска и дальнейшего продления т.н. "зерновой сделки" со стороны России. Но, как мы знаем, ни одно из этих условий выполнено не было...
Про "зерновую сделку" мы уже неоднократно рассказывали на нашем канале. Собственно бесконечно продлевая абсолютно не нужный России экспорт уркaинского зерна мы преследовали всего одну цель- помочь Эрдогану победить на очередных президентских выборах. Эрдоган у власти. Смысл и дальше продолжать играть в непонятные зерновые игры- отсутствует.
Куда девать аммиак. Мы его продавали весьма активно. 2,5 миллионов тон в год- это скажу я Вам не шуточки. Товар востребован и нам (России) такие большие объемы не поглотить. Ответ был найден и найден далеко не сегодня.
С начала 2000-х существовал альтернативный проект транспортировки аммиака из потового терминала Тамани ( Тамань — станица в Темрюкском районе Краснодарского края. Административный центр муниципального образования «Таманское сельское поселение»)
Вроде бы даже все начали строить. Но строили все очень не спешно. Стройка была явно обделена финансированием. И даже после 2014 года ( вот тут то надо было понять, что Одесса- не вариант) темпы строительства не увеличились.
Однако, пару лет назад, все завертелось с невиданной скоростью. В Кремле было принято решение: терминалу быть.
Терминал на Тамани будет способен переваливать 3,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида. То есть, куда больше, чем шло по аммиакопроводу. Первая очередь на 2 млн тонн аммиака будет запущено уже в конце этого года. Вторая очередь (1,5 млн тонн аммиака и 1,5 млн тонн карбамида) - в конце 2025 года.
Я не знаю о каких-таких трех месяцах говорила Мария Захарова, но никакого смысла в восстановлении трубы ( по крайней мере на настоящем этапе) нет. Разбирать- не стоит. Законсервировать и подождать. Авось пригодится. Когда нибудь.