Как переломить ситуацию хронического неуспеха в школе
Ситуация хронического неуспеха ― один из факторов, который заставляет ребенка уставать в школе в течение учебного года.
У каждого есть сильные и слабые стороны. Есть то, что не получается или дается с огромным трудом. На практике быстро переломить ситуацию и «подтянуться» обычно не удается: программу нужно осваивать быстро, успевать за классом.
В итоге ребенок вынужден раз за разом «входить» в ситуацию дискомфорта и чувствовать себя «неуспешным»: «опять не получилось», «опять ошибка», «опять поругали», «опять не та оценка».
Хроническая, затянувшаяся неуспешность перечеркивает учебную мотивацию. Желания продолжать нет. Усталость «из-за школы» накапливается.
«Лето ― это единственное время, когда у ребенка есть возможность фактически поработать в своем индивидуальном ритме», ― уверена нейропсихолог, образовательный коуч и четырежды мама Анна Высоцкая.
Лето ― это треть учебного года, внушительный срок. Время, которое дает ребенку возможность получить опыт, отличный от школьного.
В новом гайде «Школа на каникулах: если летом надо заниматься... » на основе лекций Анны Высоцкой мы собрали 5 главных причин в пользу летних занятий с ребенком. И в этой статье рассмотрим подробнее одну из них.
Напомним, к началу каникул мы подготовили два удобных гайда:
1. «Школа на каникулах: если летом надо заниматься... »
(по мотивам лекций Анны Высоцкой о детях 6-10 лет)
2. «Как провести каникулы так, чтобы потом хотелось учиться»
(по мотивам лекции Наталии Романовой-Африкантовой)
И в статьях делимся экспертными рекомендациями на тему отдыха и занятий с детьми в летний период.
Гайды можно приобрести по отдельности или комплектом здесь.
А мы продолжаем→
Первая причина для занятий летом ― автоматизация навыков
В основе любого комплексного навыка (в том числе учебного ― чтения, письма, счета) лежит движение. Автоматизация происходит только через тренировку ― многократное повторение ― по аналогии с двигательными навыками.
К сожалению, в школе не всегда есть возможность обеспечить такое многократное повторение. Еще сложнее может быть на семейном обучении, потому что ребенок всячески избегает многократного повторения. Навык не автоматизируется, и получается некий порочный круг.
Лето — как раз то время, когда, можно спокойно, в темпе ребенка, никуда не торопясь, не гоняясь за программой, оттолкнуться от его актуального уровня и заняться автоматизацией навыков.
Не обязательно всех сразу. Конкретно того навыка, который «западает» у ребенка.
Почему это важно?
Любой неавтоматизированный навык оттягивает ресурс произвольного внимания. Если ребенок очень сильно концентрируется на технической стороне процесса, то он не может в этот момент фокусироваться на более сложных вещах.
Если мы учимся управлять автомобилем, то на этапе, пока этот навык не автоматизирован, наше внимание будет полностью направлено на то, КАК, ГДЕ, ЧТО нажать, КУДА переключить.
Мы будем фокусироваться на теле, кнопках и рычагах, но не на том, куда мы едем и какие знаки вокруг видим. Просто потому, что на этом этапе мы по-другому не сможем.
Классический пример, с которым часто сталкивается эксперт, ― таблица умножения, если говорить об учебных навыках. Дети переходят в среднюю школу, таблица умножения не автоматизирована. В итоге программа математики пятого и последующих классов «сыпется», потому что прочной базы нет.
Ошибки будут до тех пор, пока у ребенка не автоматизируется база, пока он не сможет все свое внимание направить на более высокие уровни осваиваемых навыков.
Тренинг именно учебных навыков обычно не очень радует школьника :)
Но Анна не видит необходимости делать такие занятия для школьников «приятными» или игровыми, потому что речь не про игру и не про развлечение.
Это именно тренинг.
В любом виде спорта или творчества всегда есть некая рутина, которую мы делаем для автоматизации навыков, чтобы «набить руку». С учебными навыками ― то же самое. Мы так и называем занятия ― «тренировкой»:
― Каждый раз по чуть-чуть ты тренируешь руку и свой мозг.
Как сделать так, чтобы ребенок не уставал от таких занятий?
Одна из рекомендаций ― соблюдать ритмичность, т. е. тренировки должны проходить регулярно в одно и то же время. Как рутина.
Как вариант, сразу после завтрака. Это помогает ребенку принять тренировки как часть временного жизненного уклада (например, на даче) и вызывает меньше сопротивления.
Бонус после летних тренировок:
Когда дети занимаются регулярно и по чуть-чуть, уходят тревога и ощущение, что школьная программа трудная. Ребенок получает другой опыт, чувствует себя более уверенным и успешным в обучении.
О других причинах для занятий летом и о том, как сделать эти занятия неутомительными для ребенка, вы узнаете из гайда «Школа на каникулах: если летом надо заниматься... »
Также в программе:
- Почему отдых не равен отказу от обучения и в каких случаях учеба становится тоже отдыхом
- От чего еще устают дети во время учебного года, если не от самой учебы
- 5 причин заниматься летом, включая автоматизацию «западающих» навыков
- Какие умения и компетенции можно развить за лето и как это связано с самооценкой
- Полезные и интересные летние занятия, на которые в учебном году обычно не хватает времени
- Как правильно «учиться» летом, чтобы ребенок не устал: 9 подсказок в помощь родителям
- Как заниматься, чтобы не устал родитель:)
«А что во втором гайде?»
Гайд «Как провести каникулы так, чтобы потом хотелось учиться» составлен на основе лекции детского нейропсихолога, клинического психолога Наталии Романовой-Африкантовой.
Вы узнаете:
- На что тратится ресурс родителя во время учебного года и как его восполнить на каникулах
- Какие ресурсы нужно пополнить ребенку на каникулах в первую очередь
- Как правильно начать каникулы, чтобы они оказались действительно ресурсными и для детей, и для родителей
- 2 вопроса, на которые важно ответить себе, если и летом необходимо, чтобы ребенок занимался
- Алгоритм помощи ребенку, если есть «проблемные зоны» в учебе, с которыми нужно поработать на каникулах
- Ребенок едет один в лагерь: 5 пунктов для проверки готовности, чтобы не переживать
- В чем польза семейных лагерей
- Правила для эффективных каникул: о чем нужно помнить, чтобы летний отдых не превратился в борьбу с ребенком
- Август. Шаги, которые облегчат адаптацию в новом учебном году
Гайды ― это удобный формат, в котором систематизирована ключевая экспертная информация по теме каникул.
Тот самый быстрый доступ к знаниям, даже если «времени ни на что не хватает».
Выбрать гайд или приобрести оба по выгодной цене
Пусть каникулы будут полезными и ресурсными и для детей, и для родителей🤗