Михаил Фрунзе скончался 31 октября 1925 года. Истинные обстоятельства его смерти до сих пор неизвестны: по официальным данным, революционер умер после операции.
«Жребий брошен»
В 1904 году Фрунзе стал студентом Петербургского политехнического института, вслед за этим вступил в РСДРП. 9 января 1905 года он принял участие в шествии, возглавляемом Георгием Гапоном.
Спустя несколько месяцев после этого события Фрунзе писал матери: «Милая мама! На мне, пожалуй, должна ты поставить крест… Потоки крови, пролитые 9 января, требуют расплаты. Жребий брошен, отдаю всего себя революции».
Пересмотр приговора
Фрунзе прожил недолго, однако его жизнь могла оказаться еще короче. Дело в том, что в связи с попыткой убийства полицейского урядника революционер был арестован и приговорен к повешению. Однако подобного исхода Фрунзе удалось избежать: дело было пересмотрено, и смертную казнь заменили каторгой.
«Каторга, какая благодать!» — мог бы воскликнуть в данной ситуации Фрунзе, если бы, конечно, к тому времени это стихотворение Пастернака уже было написано. Спустя несколько лет Фрунзе все-таки удалось бежать.
Загадка смерти
Сложно сказать, что именно стало причиной смерти — или же все-таки гибели — Михаила Фрунзе. Существует несколько версий, каждой из которых исследователи находят как опровержения, так и подтверждения. Известно, что у Фрунзе были серьезные проблемы с желудком: ему диагностировали язву и направили на операцию.
После операции Фрунзе пришел в себя, прочел дружественную записку от Сталина, получению которой искренне обрадовался, а спустя некоторое время скончался. То ли от заражения крови, то ли от сердечной недостаточности. Впрочем, расхождения существуют и насчет эпизода с запиской: есть версия, что Сталин послание передал, но Фрунзе уже не было суждено с ним ознакомиться.
В версию случайной смерти поверили немногие. Одни были убеждены, что к кончине Фрунзе приложил руку Троцкий. Эта версия нашла выражение в «Повести непогашенной луны» Бориса Пильняка.
Похоронили Фрунзе 3 ноября 1925 года со всеми почестями: его останки покоятся в некрополе у Кремлевской стены.
Фрунзе глазами жены Брусилова
В дневнике супруги генерала Алексея Брусилова можно обнаружить следующие строки, записанные спустя месяц после кончины Фрунзе: «Мне хочется записать для памяти несколько подробностей об умершем Михаиле Васильевиче. Издали, со стороны, по слухам я знаю, какой несчастный это был человек, и кажется мне, что он подлежит совсем иной оценке, чем другие его «товарищи» по сумасшедшим и преступным политическим бредням. Мне очевидно, что возмездие, карма ярко выявилась на его судьбе. Год назад его любимая девочка, кажется, единственная дочь, по детской неосторожности выколола ножницами себе глаз. Ее возили в Берлин для операции и еле-еле спасли второй глаз, едва не ослепла окончательно».
Также Надежда Владимировна Брусилова-Желиховская указывала на то, что автокатастрофа, в которую Фрунзе попал незадолго до смерти, была, очевидно, подстроена. Кроме того, жена генерала писала, что общалась с несколькими врачами, которые были уверены, «что без операции он еще мог бы жить долго».