В этой статье я поделюсь своим опытом родов и моим видением вопросов к женщинам, прошедшим кесарево сечение.
Сама рожала? Услышав этот вопрос уже не первый раз, поймала себя на смешанных чувствах. Одна моя часть уверенно отвечает да, сама, кесарево сечение. А другая суетливо, будто оправдываясь добавляет, что это было по показаниям, что хотя многим доступны естественные роды при миопии, в моем случае с учётом нюансов моего зрения, позиции офтальмолога и акушера-гинеколога я приняла решение пойти на плановое кесарево сечение.
И этим постом я хочу поддержать каждую женщину, которая родила сама путем кесарево сечения. *И поддержать себя!* А также хочу подсветить другим людям, почему вопрос "Сама рожала?!" не стоит задавать, если вы считаете себя человеком, уважающим личные границы другого человека.
Кесарево сечение – это операция, благодаря которой врачи могут сохранить жизнь и здоровье матери и её ребёнку. В России кесарево делают только по медицинским показаниям, а не по желанию женщины (по крайней мере по закону). Хотя в мире есть страны, где операцию могут сделать по просьбе женщины. Такая позиция российского законодательства объясняется тем, что кесарево сечение как любая другая полостная операция сопряжена с рисками. И за эти риски несут ответственность врачи. Благодаря тому, что современные акушеры-гинекологи накопили огромный опыт в проведении данной операции, эти риски становятся более предсказуемыми и управляемыми. За это я очень благодарна сегодняшней медицине в целом и в частности моему доктору, Александру Одеровичу Горгидзе.
В российском инфопространстве сложился тренд в пользу естественных родов (ЕР). И корни вопроса, сама ли рожала, растут:
1. из моды на ЕР;
2. из желания некоторых женщин, получивших опыт естественных родов, самоутвердиться, что они смогли, прошли через многочасовые схватки, потуги, столкнулись, возможно, с разрывами и другими медицинскими вмешательствами и, может быть, даже не воспользовались эпидуральной анестезией в родах;
3. из намерения некоторых экспертов, строящих продажи на чувстве вины женщины, пропагандирующих подготовку к естественным родам или родам дома (что не разрешено законодательством России и опасно для жизни и здоровья как матери, так и ребёнка!) и заявляющих, что кесарево неизбежно повлияет на психику или на здоровье ребёнка (спойлер: в большинстве случаев это не так, а если и так, то благодаря специалистам и воспитанию все можно митигировать);
4. из "ачетакова", я же по-доброму спрашиваю (сюда же попадают вопросы, когда детки?!, а что у вас ЭКО?!, а когда за вторым?! и другие неделикатные вопросы).
Когда я забеременела и начала погружаться в соответствующее инфопространство, я была охвачена трендом ЕР, ведь это же наш первенец, наш желанный малыш, и я хочу сделать все максимально хорошо для него, и я хочу получить опыт естественных родов.
При этом у меня высокая степень миопии, со сложным астигматизмом, с изменениями сетчатки, здоровье которой поддерживается лазерной коагуляцией.
Для кесарево сечения есть два вида медицинских показаний:
1. Абсолютные, когда по сути врач обязан делать операцию.
2. Относительные, когда у врача есть выбор и решение о тактике родов принимается вместе с пациентом.
Миопия не является абсолютным показанием для кесарево.
В системе ОМС я столкнулась с тем, что не каждый акушер-гинеколог и офтальмолог готов принять на себя ответственность за решение по тактике родов. Акушер-гинеколог говорит, что не может принять решение, пока нет чёткого заключения от окулиста, что надо идти на кесарево. А офтальмолог парирует, что вообще-то он ничего не понимает в кесарево, может только описать диагноз по зрению, а дальше вот пусть ваш гинеколог разбирается. И я как пациент оказалась шариком для пинг-понга.
Также я столкнулась с тем, что офтальмологи-женщины, имеющие опыт ЕР или не имеющие опыт родов вовсе, не всегда могут отделить свой личный опыт и профессиональную позицию. И вот они говорят тебе или пишут посты о том, что миопия не приговор и давайте женщины, рожайте естественным путем, вот вам ссылки на исследования и главное научитесь хорошо дышать, не в глаза, особенно в потугах. Но ответственность несёте вы, пациент (что справедливо, ибо каждый отвечает за свое здоровье сам), и ваш акушер-гинеколог, принимающий роды.
Мой лечащий врач-офтальмолог, наблюдающий меня уже много лет, также честно признался, что не может принять решения по тактике родов, что в целом моя сетчатка сейчас пребывает в стабильном состоянии, но с учётом нагрузки естественных родов он не может дать гарантий, что риск отслойки сетчатки не реализуется, а также не может гарантировать, что сосуды глаза будут в порядке, учитывая их состояние на фоне высокой степени миопии. Этот доктор мужчина. И он единственный из офтальмологов, которых я встретила, сказал, что с точки зрения моего здоровья глаз, кесарево сечение – более щадящий вариант, который хоть и несет риски для здоровья в целом, но эти риски хороший акушер-гинеколог способен проконтролировать, особенно если операция проводится планово.
В Москве в Филатовской больнице есть офтальмологи, специализирующиеся на выдаче заключений по ОМС касательно тактики родов у женщин с главными заболеваниями. Поскольку сейчас законодательство относит миопию любой степени к относительным показаниям к операции, офтальмологи стремятся сделать все, чтобы женщина шла в естественные роды. Они предлагают сделать лазерную коагуляцию во время беременности, ведь эта медицинская манипуляция не несёт особых рисков ни для женщины, ни для плода. При этом, на мой взгляд, все же это является стрессом для организма и вряд ли можно сказать, что это процедура сама по себе несет большую пользу, особенно когда для неё нет медицинских показаний, а делается она, чтобы пустить женщину в естественные роды. Эти офтальмологи не дают гарантий, что после данной манипуляции они "дадут добро на ЕР", они посмотрят еще сетчатку и возможно напишут, что естественные роды должны пройти с облегчением потужного периода. А что за этим облегчением стоит?
А) Эпидуральная анестезия (наркоз).
Б) Эпизиотомия (разрез промежности).
В) Применении вакуума.
Как-то не очень естественно звучат естественные роды с таким количеством медицинских вмешательств, не правда ли?
На приеме мой врач, акушер-гинеколог, Наталья Александровна Чекенева, увидев мои метания по поводу ЕР или КС, сказала: "Ксюша, а ради чего вы хотите пойти на риски? Ведь ребёнку важно не только родиться, ему нужна здоровая мама рядом." И ведь правда.
Мой муж, мама, тетя, свекровь, подруги очень поддержали меня в том, что кесарево – это отличный вариант родоразрешения и что от этого я не буду какой-то недоматерью.
И наконец, познакомившись со своим доктором Александром Одеровичем Горгидзе, я встретилась с полным принятием, ведь он был готов помочь мне пройти любой вариант: и естественные роды, и кесарево сечение.
Я сама приняла решение, что не хочу рисковать, что не хочу естественные роды, сопряженные с медицинским вмешательством или их риском, что тоже потребует особенностей восстановления после родов. Я уверена, что мой сын не пострадал от того, что его дата рождения выбрана мной, а не им самим.
Я осознанно шла на плановую операцию. И я могу предположить, что это не менее страшно или сложно, чем естественные роды.
Я также переживала тренировочные схватки и думала, не настоящие ли это схватки.
Я целые сутки провела в дородовом отделении, готовясь к операции.
Я также боялась анестезии.
Я была в сознании всю операцию. Я слышала первый крик своего сына. Моя акушерка приложила ребёнка к груди прямо в операционной и вот уже почти полгода я кормлю грудью своего малыша.
Это я лежала в палате интенсивной терапии после операции и стремилась фантастически побыстрее перевестись в обычную палату и забрать своего малыша.
Это я сначала пыталась шевелить пальцами и крутить суставами, чтобы тело приходило в себя после анестезии.
Это я сначала пыталась сесть, а затем встать и сделать первый шаг, несмотря на боль в животе.
Это я боялась сделать промедол, потому что это ведь сильный препарат, а мне ещё кормить грудью.
Это я прошла надавливание на живот, чтобы моя матка лучше сокращалась.
Это я уже через несколько часов после родов кормила своего малыша. И кормила дальше и днем, и ночью. И кормлю сейчас.
Это я делала ЛФК на следующий день после родов, чтобы восстановиться как можно более легко.
Это я, у кого есть рубец на матке, и рубец на коже после операции, который я называю улыбкой рождения.
Это все оказалось возможно, благодаря поддержке моих врачей, которых я также выбрала сама.
Это все оказалось возможно, благодаря поддержке моего мужа, который ждал меня в предоперационной и принимал сына, который провел со мной 9 часов в палате интенсивной терапии, и 5 суток в роддоме, и первый месяц после родов.
Это все оказалось возможно благодаря поддержке моей мамы, труд которой я оценила по-настоящему только, когда сама стала мамой.
А ещё я благодарна Ане и Насте, моим друзьям, за наш разговор в чатике про мои эмоции в процессе проживания всего этого опыта. Круто, когда у тебя психологически подкованные друзья!
В завершение:
Да, я рожала сама. И каждая женщина, которая прожила плановое или экстренное кесарево сечение рожала сама. И каждая столкнулась со своими сложностями. Наверное, каждая погоревала, что у неё не сложилось с естественными родами и возможно она никогда не получит этот опыт. Лично я горевала. Но главное, что она и я получила счастье быть матерью.
Пожалуйста, не спрашивайте женщину, сама ли она родила. Будьте уверены, что сама. Лучше поинтересуйтесь, хочет ли она поделиться с вами, как прошли её роды, и как она себя чувствует.