Найти в Дзене
Живая Школа

Как и зачем учить языки?

Оглавление

За жизнь я учила 6 языков кроме русского:

- французский (с 1 по 11 класс + 5 лет в институте);

- английский (с 5 класса без особых успехов)

- испанский (1 год в институте)

- иврит (1 год в ульпане у лучшего преподавателя)

- итальянский (2 месяца для общения с семьей).

В результате свободно я разговариваю на английском; все понимаю, но совершенно забыла, как говорить, на французском; понимаю и говорю на базовом испанском; оперирую расхожими фразами и слегка понимаю разговорную речь на иврите; понимаю разговорную речь и могу с трудом составить фразу на итальянском.

В общей сложности я потратила на изучение языков около 10 000 часов своей жизни, что примерно равняется 1 году. Ради чего?

-2

И тут я хочу представить вам свой взгляд на причины и способы изучения языка. Естественно, я сделаю акцент на том, как помочь изучать язык ребёнку и подростку.

Итак, основная причина, зачем нужно изучать язык, которую мы слышим с детства, - "пригодится". Тем, у кого получается хорошо - "профессия в руках, всегда можешь подработать", тем, у кого получается плохо - "на всякий случай".

Кому и зачем на самом деле нужно изучение языка?

Под словом "пригодится" прячется, на мой взгляд, понятие мета-навыка (он же soft skill, он же гибкий навык).

При этом язык сам по себе таковым назвать можно с натяжкой (каким бы применимым он ни был). А вот процессы, которые работают и развиваются в нас во время изучения иностранного языка - это, на мой взгляд, совершенно необходимые современному человеку soft skills.

О каких процессах и навыках я говорю?

- навык работы с источниками

- навык языковой ( и не только) догадки

- постижение культуры и традиций через историю и структуру языка

- навык общения с преодолением барьеров

- навык поиска иносказаний

- навык слушания

- умение находить общий язык

- навык перестройки стабильных схем работы мысли

- толерантность.

Думаю, этот список далеко не полный.

Но как объяснить все это начинающему ученику? Как помочь ему понять, насколько это важно, нужно и интересно?

*Сказать "пригодится" - значит пообещать результат, которого ещё долго юный человек не получит.

*Обещать профессию на всякий случай. Создаёт ожидание того, что "всякий случай" насупит, появляется страх, жизнь представляется выживанием.

В детстве представление о времени совершенно иное. Дни тянутся медленно, счастье - мгновенно и мимолетно, а будущее - далеко и непонятно.

*Рассказать, как это полезно, используя свой личный пример. Можно и нужно. Однако, стоит помнить, что мы, взрослые, не ассоциируемся с детством, дети не всегда могут соотнести себя и ваш возраст.

*Поиграть. Весело, но сиюминутно, так изучение языка не сформируется в единый процесс, а будет лишь кусочком мимолетной игры, которую модно бросить.

*Дать возможность применять полученные навыки в жизни, общаясь с иностранцами, смотря мультики на языке, используя языковую донадку и помогая взрослым общаться.

*Вести личный трек освоения навыков и их применения, подавать изучение языка, как масштабный интеллектуальный процесс, направленный не только на изучение слов и идиом, но и на всестороннее развитие человека каждый день.

***

Я знаю многих людей, которые обладают базовым уровнем знания языка, и чувствуют себя уверенно, ведут бизнес и доносят свои мысли. И знаю тех, кто учит язык всю жизнь и до сих пор уверен, что ничего не знает.

Дело не только в том, сколько лет и по какой системе мы изучаем язык, а в том, понимаем ли мы те процессы, которые происходят и умеем ли использовать полученный опыт для своей жизни. Да что означает вообще "выучить язык"? Сдать экзамен? Смочь купить мороженое? Объясниться в любви? Вести деловые переговоры?

Мой опыт подсказывает, что язык осваивается человеком тогда, когда есть цель, есть интерес, есть радость и практика. Поэтому лучшие друзья изучающего:

- языковая среда (погружение в звучание, в культуру, создание новой зоны комфорта);

- команда (сообщество изучающих или говорящее, к которому можно подтянуться);

- наставник (вдохновитель).

Даже два из трех - ведут к успеху.

Это и путешествия, и личные уроки, и групповые, и разговорные клубы. Выбирайте то, что подходит вам, миксуйте, наблюдайте за своими ощущениями и/или проявлением интересов подростка.

А если вы не нашли ответа на вопрос, опишите в комментариях вашу ситуацию, и я предложу вас свой вариант.

А что дало вам изучение иностранных языков?

Благодарю за внимание, реакции и комментарии! 🧡Если есть другие темы, касающиеся подростков и семейных отношений, о которых вы хотите прочитать здесь, пишите⬇️

#иностранныйязык #живаяшкола #образование #дети #подростки #взрослые