История кораблестроения относит нас к очень далёким временам. И если в древние времена суда представляли для человека огромную ценность в какой-нибудь форме, например, материальной, культурной и т.д., то он давал им определённые имена. Так, например, согласно древнегреческим мифам Ясон отправился на корабле “Арго” в Древнюю Колхиду за золотым руном. С тех пор путешественников часто называют аргонавтами. А корабль Колумба, на котором он открыл Америку, носил имя “Санта-Мария”. В настоящее время существует Каронимика - наука, изучающая название судов и кораблей.
История показывает, что имена кораблей уникальны. Но есть случаи, когда имена кораблей повторяются. В частности, существует традиция наследования имён прославленных кораблей. В этом видится попытка отдать должное подвигу, совершённому экипажем этих кораблей, поддержать преемственность славных морских традиций. В этом плане рассмотрим несколько примеров из истории кораблестроения.
Начнём с русского корабля “Орел”, с которого начинается история российского военного флота. Солнечным днем 19 мая 1668 года на берегу реки Оки с верфи, который был построен по указу царя Алексея Михайловича, был спущен двухпалубный красавец - корабль “Орел”.
“Орел” был совершенным по тем временам боевым кораблём. Название своё корабль получил в честь русского государственного герба. Он предназначался для охраны русских торговых судов на Каспийском море, но незавидная судьба ожидала первенца российского флота. В 1667 году на юге страны началось восстание под руководством Степана Разина. А когда летом 1669 года “Орел” прибыл в Астрахань, то здесь он был захвачен повстанцами. В дальнейшем он мирно простоял в протоке Волги, где со временам пришел в ветхость. Несмотря на свою короткую жизнь и то, что ему не пришлось участвовать в морских баталиях, его роль в истории отечественного судостроения достаточно велика. Во славу первого российского фрегата в 1854 году был построен 84-пушечный парусно-паровой линейный корабль “Орел”, который принял участие в Крымской войне. А в знаменитом Цусимском сражении принял участие эскадренный броненосец “Орел”.
Подвиг этого корабля вписан золотой страницей в историю российского военно-морского флота. О нём была сложена знаменитая песня, ставшая народной - “Врагу не сдается наш гордый Варяг“.
9 февраля 1904 г. в корейском порту Чемульпо японской эскадрой, состоящей из 2 броненосных крейсеров, 4 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев, неожиданно были блокированы русский крейсер “Варяг“ и канонерская лодка “Кореец“. Началась война между Россией и Японией.
После того, как капитан “Варяга“ получил ультиматум от командующего японской эскадрой с требованием сдать без боя корабли или покинуть порт, было решено прорываться с боем сквозь японскую эскадру. Предстояло ожесточённое сражение с превосходящими силами японской эскадры, но русские моряки бесстрашно приняли бой. Экипажи военных судов других стран, находившиеся в это время в порту Чемульпо, преклонились перед героическим выбором русских моряков.
Как только русские корабли вышли из порта, так сразу попали под ураганный огонь с японских крейсеров. Несмотря на ожесточённый обстрел, русские корабли отвечали точными артиллерийскими залпами. После часовой артиллерийской перестрелки “Варяг“, получив большие повреждения, был вынужден вернуться в порт. В результате боя на русском крейсере была выведена из строя почти вся артиллерия, корабль получил значительные повреждения, в том числе несколько огромных пробоин, т.е. боевой крейсер был практически обезоружен. Потери экипажей русских кораблей тоже были существенные. Сам капитан “Варяга“ Руднев получил тяжёлое ранение в голову. Но японской эскадре был нанесён огромный ущерб: потоплены один миноносец и один крейсер, а два крейсера повреждены. На общем собрании офицеров “Варяга“ было принято решение затопить корабли, чтобы они не попали в руки врага. После эвакуации команды на корабли нейтральных стран “Варяг“ был затоплен, а “Кореец“ был взорван. Бой у Чемульпо показал героизм русских матросов и офицеров, которые готовы были пойти на верную гибель ради сохранения чести и достоинства. В память о героическом подвиге русских моряков в 1962 году гвардейский лёгкий ракетный крейсер Тихоокеанского флота получил имя “Варяг“.
Но в ВМФ других стран тоже были корабли, имена которых в честь их заслуг повторились в последующем. И здесь особо нужно выделить немецкий крейсер “Эмден”, прозванный в своё время “Белым Лебедем Востока”.
Вошедший в строй в 1910 году, крейсер “Эмден” начало Первой Мировой войны встретил в водах Тихого океана. С этого момента начинается период успешного рейдерства немецкого крейсера. Действительно, своими действиями “Эмден” вызвал такой переполох в морских перевозках противника, что многие капитаны торговых судов отказывались выходить в море, прослышав о появлении немецкого крейсера. Судоходство там, где появлялся этот крейсер, полностью замирало. Чтобы как-то обезопасить свои торговые корабли, союзникам пришлось формировать конвои с охранением. Действительно, всего за три с половиной месяца рейдерства в водах Индийского океана, с августа 1914 года по начало ноября 1914 года, крейсер “Эмден” потопил или захватил в плен двадцать одно судно. При этом потоплены были и военные корабли противника: русский крейсер и французский миноносец.
Обеспокоенные такой “результативностью” немецкого крейсера, союзники направили восемь военных кораблей на поиски и уничтожение немецкого крейсера. Но каждый раз “Эмдену” удавалось уйти от преследования. Но 9 ноября 1914 года австралийскому крейсеру “Сидней” удалось всё-таки настигнуть “Эмден”. И между двумя крейсерами завязался неравный бой. “Сидней” был значительно крупнее, быстроходнее, лучше бронирован и вооружён более мощными и дальнобойными 152-мм орудиями по сравнению с 105-мм орудиями “Эмдена”. Уже через час артиллерийского обстрела на “Эмдене” возникли катастрофические повреждения, которые уже не позволяли немецкому крейсеру продолжать бой. И тогда капитан “Эмдена” принял решение: оторваться от противника и двигаться к Кокосовым островам. А там, высадив экипаж на один из островов, затопить крейсер, чтобы он не достался противнику. Что и было в последующем сделано. Так героически закончился рейдерский поход немецкого крейсера “Эмден”. Германия достойно оценила заслуги своих моряков. Погибший крейсер был награждён высшей государственной наградой Железным крестом. В качестве особой почести выжившие члены экипажа и их потомки получили право добавить слово “Эмден” к своим фамилиям.
Чтобы сохранить в памяти немецких моряков заслуги героического крейсера в 1916 году в Германии один из 4 крейсеров типа Кёнигсберг был тоже назван “Эмден”. Но недолгая была корабельная жизнь этого крейсера. После поражения Германии в Первой Мировой войн “Эмден” вместе с остальным флотом был затоплен немецкими моряками в 1918 году в британской бухте Скапа-Флоу. Об этом можно прочитать в статье по ссылке “Так не доставайся же ты никому! Трагическая судьба флотов, погибших по велению политиков”. Но традиция присвоения имени героического крейсера новым немецким крейсерам продолжилась. Так в 1925 году в немецком флоте появился очередной крейсер “Эмден”, которому довелось повоевать во Вторую Мировую войну. А в 1959 и 1980 годах были спущены на воду фрегаты, которые тоже несли имя прославленного крейсера.
И, наконец, исключительный случай в истории мирового кораблестроения. Опять возвращаемся в историю российского флота. Именно кораблям под славным именем “Меркурий” и капитану одного из них Александру Казарскому в истории отечественного морского флота отведено особое место.
Впервые имя “Меркурий” в русском флоте получил небольшой корабль, построенный в 1788 году. И буквально на следующий год в неравном морском бою “Меркурию” удалось не только победить, но и захватить в плен, превосходящий шведский фрегат.
За этот бой царица Екатерина IIнаградила капитана “Меркурия” Крона орденом Святого Георгия и это был единственный случай награждения этим орденом за военные заслуги. В память об этом подвиге русских моряков “Меркурием” были названы два фрегата, служившие в русском флоте в начале XIX века. А 14 мая 1829 года черноморский бриг “Меркурий” своим подвигом обессмертил свое имя.
Шла русско-турецкая война. 14 мая 1829 года три русских корабля: 44-пушечный фрегат “Штандарт”, 20-пушечный бриг “Орфей’ и 20-пушечный бриг “Меркурий” под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского шли походным курсом вблизи пролива Босфор. Но вдруг на горизонте появился вражеский турецкий флот в составе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 корветов, 1 брига, 3 тендеров. Неприятельская эскадра, заметив русские корабли, пустилась за ними в погоню. В силу явного преимущества турецкой эскадры, русские моряки решили избежать неравного боя и повернули корабли в сторону Севастополя. Но случилось так, что тихоходный бриг “Меркурий” отстал от своих собратьев. Вскоре он был настигнут двумя быстроходными турецкими линейными кораблями: 110-пушечным ”Селимие”, на котором находился сам командующий эскадрой, и 74-пушечным “Реал-беем”. Приблизившись к русскому бригу, турецкие линейные корабли открыли огонь всей бортовой артиллерией. Но капитан Казарский, умело маневрируя бригом, сумел не только увернуться от губительных турецких залпов, но и самому дать полный залп по противнику. Через некоторое время “Меркурий” оказался зажатым с обеих сторон двумя турецкими кораблями и уже турецкие моряки изготовились к абордажной атаке. Но тут произошло самое ужасное для турецких моряков: они получили залп из всех русских орудий и ружей. Полученные повреждения оказались настолько серьезными, что турецкие корабли вынуждены были лечь в дрейф. Благодаря искусным действиям капитана Казарского, повреждения и потери экипажа были незначительны и “Меркурий”, сохранив ход, направился к родным берегам.
Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что многие не могли поверить в это: как маленький бриг с 20-ю пушками нанес поражение двум линейным кораблям с 184-ю пушками.
Подвиг брига “Меркурий” и его команды был достойно оценен родиной. Сам бриг был награждён особым кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Кроме того особым указом российского императора предписывалось всегда иметь в составе Черноморского флота корабль, аналогичный “Меркурию”. Все члены экипажа были удостоены наградами и званиями.
Как уже было отмечено, что случай с кораблями со славным именем “Меркурий” является исключительным и он заключается в том, что подвиг брига был увековечен не только в названиях ещё нескольких кораблей, но и увековечено было имя самого капитана брига. Так три военных корабля Черноморского флота поочерёдно носили это имя: корвет "память Меркурия" в 1865 году, крейсер "Память Меркурия" в 1883 году, крейсер "Память Меркурия" в 1907 году. А уже в современной России имя “Меркурий” получили два корвета в 2019 и 2021 годах. В то же время именем капитана Казарского были названы бриг в 1834 году, минный крейсер в 1889 году и морской тральщик в 1966 году.
Исключительность российского военно-морского флота заключается в том, что во все времена наши моряки верные заветам Суворова – “Воевать не числом, а умением!”, проявляя самоотверженность и героизм, неизменно выходили победителями в схватках с превосходящим противником.
Человечество всегда трепетно относилось к своей армии, главной опоре внутри государства и надёжной защите от внешних угроз. Ведь недаром Наполеон Бонапарт говорил: – “Народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую”. Но особенно внимательно относилось к своим героическим воинам, сохраняя в народной памяти их подвиги в памятниках, монументах, мавзолеях, а также в названиях кораблей.
Рекомендуем прочитать статьи:
Грандиозная афера советских военных во время Великой Отечественной войны
Наконец вскрылось, куда делось золото нацистской партии Германии
Если зайдёте на сам канал, то вас ждут более 100 интереснейших статей.
Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки. Оставляйте комментарии. Ваше мнение мне очень важно. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.
На канале ожидаются очень интересные публикации. Дальше будет только интересней!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.