Так не доставайся же ты никому! Эта известная фраза, взятая из литературы, как раз соответствует историческим событиям, происходившим с военно-морскими флотами ряда стран. Так сложились обстоятельства, что военно-морские флоты уничтожались не в открытом бою с противником, а в гавани порта, чтобы они не достались противнику.
Гибель Черноморского флота
Идёт 1918 год. После революций 1917 года рухнула многовековая Российская империя, на месте которой образовалась большевистская Советская Россия. Восточный фронт, на которой воевала российская армия против Австро-Венгерской и Германской империй, рухнул. Австро-германские войска, не встречая противодействия, хлынули по всему фронту на территорию бывшей российской империи. В течение небольшого времени огромные западные территории бывшей Российской империи подпали под власть австро-германских оккупантов. Молодая Советская Россия ещё не могла что-либо противопоставить оккупантам, т.к. ещё не создала свои вооружённые силы. Поэтому 3 марта 1918 года подписала унизительный Брестский мир, по которому Россия теряла значительные западные территории. При этом под контроль Германии отходила Украина.
Вскоре австро-венгерские войска заняли Одессу, а немцы вышли на территорию Крымского полуострова. Несмотря на то, что Севастопольская крепость была одна из мощнейших в мире и могла успешно защищаться совместно с российским Черноморским флотом, разруха в государственном и военном управлении не давала надежд для успешной обороны главной военно-морской базы. Поэтому 27 марта 1918 года из Москвы поступило распоряжение о передислокации всего флота в Новороссийск.
Ночью 29 апреля боевое ядро флота: два линкора, 1 крейсер, 14 эсминцев и ряд вспомогательных судов покинули Севастополь. Остались только военные корабли, имевшие технические проблемы или недокомплект личного состава. А 1 мая в Севастополь вошли немецкие войска.
Новое место базирования в Новороссийском порту не сняло угрозу с флота. С одной стороны, порт не был приспособлен для длительной стоянки столь внушительной эскадры, а с другой стороны, к Новороссийску стали приближаться немецкие войска, которые уже заняли Ростов и Керчь.
В связи явными намерениями немецкого командования по захвату
Черноморского флота 28 мая 1918 года в Новороссийск прибыла телеграмма, подписанная Лениным, о затоплении судов Черноморского флота. Эта телеграмма взбудоражило весь состав флота. Немногие решились на уничтожение собственными руками, ставших родными, кораблей. В результате, 17 июня часть эсминцев и линкор “Воля” ушли в Севастополь. Там они сразу попали в руки немцев. А оставшиеся эсминцы, линкор “Свободная Россия” и другие суда стали готовиться к своему последнему трагическому дню.
18 июня с сигналом на мачте “Погибаю, но не сдаюсь”, открыв кингстоны, боевые корабли Черноморского флота один за другим стали погружаться в воду. А линкор “Свободная Россия” была потоплена торпедами с эсминца “Керчь”, который в свою очередь был затоплен 19 июня.
Накануне своей гибели с эсминца была послана последняя радиограмма: - Всем, всем. Погиб, уничтожив те корабли Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии - эскадренный миноносец “Керчь”.
Гибель германского флота
28 июля 1914 года Германия вместе со своим главным союзником Австро-Венгерской империей развязали войну против Антанты – союза России, Великобритании и Франции. В этой войне Германии противостояли самые мощные в мире, в военном отношении, государства, особенно это касалось военно-морских флотов этих государств. Поэтому Германия к началу войны создала свои военно-морские силы, уступавшие разве что флоту Великобритании.
Но Первая Мировая война закончилась поражением Германии. 11 ноября 1918 года было подписано Крмпьенское перемирие завершившее Первую Мировую войну. Одним из пунктов соглашения значилось интернирование немецкого флота, на тот момент всё ещё представлявшего из себя грозную силу. Великобритания настояла на том, чтобы немецкий флот был сконцентрирован в главной базе британского флота Скапа-Флоу, где он ожидал бы, пока победители решат их судьбу. Предполагалось, что корабли должны были разделить между собой победители.
21 ноября 1918 года главные силы британского флота начали операцию конвоирования немецкого флота в Скапа-Флоу. К 27 ноября весь немецкий флот: 9 линкоров, 12 крейсеров и 49 эсминцев были полностью переведены в Скапа-Флоу. На кораблях не было боеприпасов, а численность команд была минимальная.
Начался долгий период ожидания немецкими моряками своей судьбы. Командующий немецким флотом контр-адмирал Людвиг фон Ройтер опасался, что немецкие корабли попадут в руки вчерашним противникам и поэтому принял решение затопить свои корабли. Ведь одно дело достойно погибнуть в бою, а другое с позором отдать в руки противника прославленные боевые корабли. Тем более, что Ройтер с тяжестью на душе видел, как британцы готовятся к будущему захвату немецких кораблей. А когда 20 июня стало известно, что главы держав-победителей в Париже приняли решение 23 июня весь немецкий флот передать в руки союзников, Ройтер принял окончательное решение затопить весь немецкий флот, чтобы он не попал в руки противнику.
21 июня с флагманского крейсера “Эмден” на все немецкие корабли поступил кодированный приказ: “Всем старшим офицерам и лидеру миноносцев. Параграф 11, сегодняшней даты. Подтверждаю. Командир эскадры.” Это был условный сигнал начать затопление кораблей. Команды немецких кораблей, подняв военно-морские государственные флаги, принялись открывать кингстоны. После этого немецкие моряки покинули тонущие корабли на шлюпках.
Британцы первое время были ошеломлены случившимся. Но, быстро придя в себя, бросились воспрепятствовать затоплению немецких кораблей. Им удалось предотвратить гибель одного линкора, трёх крейсеров и 17 эсминцев. Основная часть немецких боевых кораблей с гордо вьющимися национальными флагами приняли смерть, но не сдались в руки противника..
Вот так, самоубийственно, оборвалась судьба некогда мощных флотов двух государств. А вот судьба французского флота сложилась немного иначе.
Трагическая судьба французского флота
10 мая 1940 года в ходе начавшейся Второй Мировой войны Германия вторгается в Бельгию и Голландию и далее на территорию уже Франции, где буквально за месяц наносит поражение объединённым франко-британским войскам. В результате 22 июня 1940 года Франция подписывает капитуляцию. В результате поражения 2/3 территории Франции было оккупировано Германией, а на оставшейся южной части страны установился коллаборационистский режим. При этом весь военно-морской флот страны должен был быть демилитаризован в неоккупированных портах Франции и Северной Африки.
Несмотря на то, что глава французского коллаборационистского правительства маршал Петен и главнокомандующий французский флотом Дарлан заявляли, что ни один корабль не будет передан Германии, британское правительство опасалось, что французский флот всё-таки может перейти под контроль немцев. И тогда французские корабли могут значительно усилить мощь флотов Германии и Италии в Средиземном море. Также эти корабли могли усилить позиции немцев в Северной Атлантике. Тем более, что немецкие войска в это время планировали десантную операцию “Морской лев” на островную Великобританию.
В результате британцы приняли решение по нейтрализации французского флота, чтобы французские военные корабли не достались в руки противника. С этой целью была разработана операция “Катапульта”, согласно которой британский флот должен был захватить или уничтожить французские корабли, находящиеся в портах Северной Африки: Египта, Алжира и т.д.
Самой простой задачей оказался захват французских кораблей, оказавшихся в тот момент в британских портах. Так французы не сумели оказать сопротивления при захвате нескольких судов в портах Портсмут и Плимут. В египетском порту Александрия британцам удалось мирно демилитаризовать французский линкор, четыре крейсера и несколько эсминцев. Гораздо сложнее представлялась задача взятия под контроль французских кораблей, базировавшихся в Алжире. С одной стороны, в алжирской военно-морской базе Мерс-эль-Кебир находился основной костяк французского флота: 4 линкора, авианосец, шесть лидеров эсминцев и вспомогательные суда, не проявлявших намерения сдаваться британцам. С другой стороны, эти корабли находились под защитой береговой артиллерии и авиации.
Для осуществления плана “Катапульта” в алжирских портах, британцы выставили мощную эскадру в составе 2 линкоров, линейного крейсера “Худ”, авианосца “Арк Ройял”, 2 лёгких крейсеров и 11 эсминцев, которые подошли к военно-морской базе Мерс-эль-Кебир. Главным преимуществом британцев явилось то, что психологически французские моряки не были к атаке бывших союзников, с которыми ещё недавно воевали вместе против Германии.
После отказа французского командования на предъявленный британцами унизительный ультиматум 3 июля 1940 года, британские корабли открыли огонь, буквально расстреляв французские корабли, стоявшие в гавани порта и лишённые манёвра.
Буквально через короткое время один из линкоров был потоплен, а два других линкора и эсминец, получив сильные повреждения, сумели выброситься на мель. Но, несмотря на сильнейший огонь с британских кораблей, последний уцелевший линкор “Страсбург” с остальными эсминцами смогли прорваться в море и добраться до французского порта Тулон.
В дальнейшем британский флот нанёс удары и по другим остаткам французского флота, но существенного урона нанести не смог. В результате проведения операции “Катапульта” британцы не смогли решить свою главную задачу: пленить или уничтожить французский флот. Однако в существенной мере ослабление мощи французского флота произошло.
Но на этом трагическая история французского флота не закончилась. В 1942 году Гитлер принял решение о полной оккупации Франции и захвате остатков французского флота, укрывшихся в Тулоне. Уже к Тулону приближались немецкие войска, готовые к захвату города и французских кораблей. 27 ноября 1942 года в виду угрозы захвата нацистской Германией кораблей, стоявших на рейде Тулона, от правительства Виши поступил приказ о затоплении французского флота.
И вот на всех кораблях прозвучали сигналы тревоги, экипажам был дан приказ об эвакуации. На кораблях остались лишь подрывные партии. После мощнейшего взрыва первым затонул флагманский линкор “Страсбур”. А затем на глазах немецких солдат уже оказавшихся в порту Тулона стали тонуть и остальные корабли ВМФ Франции. Всего 27 ноября 1942 года в Тулоне были затоплены 90 кораблей: 3 линкора, 7 крейсеров, а также эсминцы, подводные лодки и другие военные суда.
Вот так сложилась судьба военно-морских флотов, которые потенциально могли без боя перейти в руки противника, значительно усилив его боевой потенциал. Тут нужно добавить, что в истории войн было множество других эпизодов, когда восторжествовал лозунг: - Уничтожить, чтобы не достался противнику!
Источники:
https://topwar.ru/143244-pogibayu-no-ne-sdayus-kak-pogib-chernomorskiy-flot.html
https://topwar.ru/172715-operacija-katapulta-kak-britancy-topili-francuzskij-flot.html
Рекомендуем прочитать статьи:
Параллели судьбы: личный диверсант фюрера и терминатор Сталина
Если зайдёте на сам канал, то вас ждут более 100 интереснейших статей.
Для этого кликните аватар канала или эту ссылку канал к в кубе
Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки. Оставляйте комментарии. Ваше мнение мне очень важно. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.
На канале ожидаются очень интересные публикации. Дальше будет только интересней!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.