Говорят, что правда делает нас свободными, однако для многих, обман является ключом к победе. Особенно это касается достижения победы на войне: если справедливо выражение – на войне, как и в любви, все средства хороши, тогда ложь может быть прощена. Ведь победителей не судят!
Вот пример того, как обман противника привёл к успешному исходу сражения.В 1312 году до н.э. египетский фараон Рамсес II привёл свою армию под хеттский город Кадеш. Хетты отправили в стан египтян двух перебежчиков, которые заявили, что войско хеттов находится в 150 км от Кадеша. Поверив перебежчикам, Рамсес II повернул своё войско навстречу хеттской армии. На самом же деле хетты скрытно расположились к северу от Кадеша и внезапно напали на египетское войско во время похода. В итоге потери египтян были столь велики, что Рамсес II не решился на штурм Кадеша и возвратился в Египет.
31 мая 1223 года у реки Калка встретились объединённое русско-половецкое войско с монгольским.
В самый решающий момент монголы начали поспешное отступление. Увидев это, половецкие и русские воины бросились вслед. Увлекшись погоней, преследователи поломали боевой строй. Тут они и угодили в ловушку монголов. Ударив неожиданно с боков тяжелой конницей, монголы опрокинули русско-половецкое войско, что в итоге привело их к полной победе в этой битве.
А хитрость, которую использовали греки для захвата неприступной крепости Троя, так называемый Троянский конь, является нарицательным примером, так, что некоторые современные компьютерные вирусы называют троянами.
Все эти примеры наглядно показывают, что на войне обман противника - один из главных способов достижения победы.
А теперь перейдём к главной теме этой статьи - грандиозной афере, которую “провернули” советские разведчики против немецкого Вермахта во время Великой Отечественной войны. В истории не было случая столь беспрецедентного по степени откровенного обмана противника и статуса лиц, вовлечённых в эту аферу. И поэтому представляется интересным более подробно поговорить об этой афере.
Летом 1944 года в результате проведения наступательной операции “Багратион” в Белоруссии Красная Армия нанесла сокрушительное поражение немецкой группе армий “Центр”. При этом наступление советских войск было столь стремительным, что не все немецкие части успевали отойти. Отдельные соединения немцев попали в окружение и пытались вырваться из котла. Поэтому в тылу советских войск в лесах вполне можно было встретить крупное немецкое соединение, пытающееся пробиться к своим, при этом, не прекращая боевые действия.
И вот, у советского командования возникла идея использовать возникшую ситуацию для того, чтобы осуществить грандиозную аферу с мнимым крупным немецким соединением, “застрявшим” глубоко в тылу советских войск и нуждающимся в срочной помощи.
Для этого после установки связи с разведслужбой Вермахта Абвером, организовать радиоигру. Главными целями этой аферы были не только дискредитация немецких разведывательных органов, но и выкачивание ресурсов в виде оружия, боеприпасов и продовольствия. Операции присвоили название “Березино” и она вошла в историю всех разведок мира, как образец успешной дезинформации противника. Своё название операция получила в связи с тем, что события происходили в белорусских лесах в районе города Березино рядом с рекой Березина.
Осуществление операции было возложено на 4-е Управление НКВД. Курировал операцию сам начальник Управления П. Судоплатов, который уже к тому времени провел немало успешных операций, как в довоенное время, так и в ходе войны с нацистской Германией. Недаром его называли главным советским диверсантом сталинской эпохи.
В этой операции было два главных лица: для начала и вовлечения немцев в дезинформационную игру, было решено использовать надежный “контакт”, которым был Александр Петрович Демьянов, советский разведчик, которого немецкий Абвер завербовал ещё в декабре 1941 года и давно считался надёжным и успешным немецким агентом. В Абвере Демьянов проходил под псевдонимом “Макс“, а в советской разведке как “Гейне”. А второе главное лицо – это командир того самого немецкого соединения, которое окопалось в тылу советских войск. В качестве такого командира нужен был реально существующий офицер, достаточно высокого ранга, способный организовать вооружённую борьбу в тылу советских войск. В то же время, это должен был быть человек, сознательно принявший решение о сотрудничестве с советской разведкой и в случае непосредственного контакта с эмиссарами из Берлина, сыграть роль командира части, героически сражающейся в тылу врага. И такого офицера нашли среди военнопленных, оказавшихся в советском плену в ходе наступления Красной Армии в Белоруссии. Им оказался подполковник Вермахта член НСДАП Генрих Шерхорн, которому был присвоен псевдоним “Шубин“. Шерхорну придали несколько агентов-немцев, захваченных в плен и завербованных советской разведкой, а также группа немецких антифашистов.
Итак, операция “Березино” началась. 18 августа 1944 года от немецкого агента “Макса“ в Берлин в Абвер ушла первая радиограмма, в которой он сообщил, что в районе города Березино действует крупное немецкое соединение, численностью более 2 тысяч человек и командует ими подполковник вермахта Генрих Шерхорн.
Около недели не было ответа. Скорее всего, в это время Абвер тщательно проверял полученную информацию: реальность возможного нахождения глубоко в тылу советских войск столь значительного немецкого соединения и характеристику его командира. 25 августа “Максу“ пришла ответная радиограмма, в которой его просили установить связь с группировкой и сообщить координаты выброски парашютно-десантной группы. Эта группа включала в себя радистов для установления устойчивой связи с Берлином.
Увидев, что немцы “клюнули” на нашу дезинформацию, группа работников НКВД направилась в район Березино и на одной из бывших баз советских партизан срочно оборудовали “штаб“ со всей группой подполковника Шерхорна. Привезённых немцев переодели в форму военных Вермахта, снабдили всем необходимым. Весь район операции был оцеплен.
И вот ночью 15 сентября 1944 в указанном районе приземлилась немецкая десантная группа, которую сразу же препроводили в штаб к Шерхорну. Здесь уже сотрудники советской разведки серьезно потрудились, чтобы завербовать прибывших гостей и склонить их к сотрудничеству. На следующий день в Берлин ушла радиограмма, сообщавшая, что группа благополучно прибыла на место и подтверждающая наличие соединения Шерхорна и о его плачевном состоянии. И ещё они указали, что солдаты Шерхорна ведут активную вооружённую борьбу, находясь в тылу противника.
Данная информация была не только передана руководству Абвера, но и дошла до самого Гитлера, который распорядился немедленноразработать операцию по спасению Шерхорна и его солдат. Степень важности этой операции подчёркивалась фактом, что фюрер поручил курировать эту операцию знаменитого немецкого суперагента Отто Скорцени. Для снабжения соединения Шерхорна немецкое командование специально выделило авиационную группу, которая должна была снабжать его оружием, боеприпасами, медикаментами и продовольствием.
Завербованные радисты, а также “Макс“ и подполковник Шерхорн, регулярно радировали в Берлин об успешных действиях немецких “партизан“ в советском тылу. При этом было осуществлено необходимое информационное обеспечение: в радиоэфир активно вбрасывалась дезинформация о якобы активных действиях в белорусских лесах в районе Березино вражеских отрядов и огромном ущербе, который они наносят. Также советские разведорганы постарались, чтобы подобная информация поставлялась в Абвер по другим каналам.
В Германии внимательно следили за судьбой Шерхорна и его солдат. Для немецких солдат, находящихся в тылу советских войск, был организован специальный воздушный мост, по которому регулярно доставляли необходимые грузы. Периодически к ним в помощь направлялись специальные агенты, но их вовремя перехватывала советская разведка и, завербовав, включали в работу по операции “Березино”. За многие месяцы деятельности соединения подполковника Шерхорна были достигнуты такие впечатлительные боевые “результаты”, что командование Вермахта в марте 1945 года присвоило ему звание полковника и наградило Рыцарским железным крестом.
Война медленно подходила к своему концу. Фронт рушился. Ресурсы внутри Германии постепенно исчерпывались. Например, победное наступление немецких войск в Арденнах против западных союзников в декабре 1944 года пришлось остановить из-за острой нехватки топлива для танков, а на восточном фронте острая нехватка того же топлива и боеприпасов не позволяло Вермахту обеспечить должное противодействие успешному наступлению Красной Армии. Несмотря на все эти проблемы, Гитлер лично потребовал обеспечивать соединение Шерхорна всем необходимым. Дело в том, что в последние месяцы войны, когда поражение Германии было уже налицо, Гитлер стал винить во всех бедах своих генералов. Он истерически искал в своём окружении предателей и паникёров, а в далёких белорусских лесах самоотверженно сражались немецкие солдаты. И уже многие месяцы геббельсская пропаганда призывала весь немецкий народ и армию к отчаянному сопротивлению по примеру солдат Шерхорна.
До самого окончания войны немецкая авиация доставляла грузы в расположение соединения Шерхорна. Огромен ущерб, нанесённый “деятельностью” солдат Шерхорна. За долгие месяцы операции “Березино” немцы сбросили на территорию Белоруссии десятки тонн вооружения, боеприпасов, обмундирования, медикаментов и продовольствия столь необходимые на фронте. Необходимо отметить, что помимо грузов, самолёты доставляли Шерхорну агентов немецкой разведки, которые сдавали советской разведке ценную информацию, а затем вербовались.
Но наступил победный май. Последняя радиограмма, полученная из Берлина, датирована 5 мая 1945 года. Вот её текст: “С тяжелым сердцем мы вынуждены прекратить оказание вам помощи. На основании создавшегося положения мы не можем также больше поддерживать с вами радиосвязь. Что бы ни принесло нам будущее, наши мысли всегда будут с вами, кому в такой тяжелый момент приходится разочароваться в своих надеждах”. И это говорит о том, что немцы так и не узнали, что не существовало никакой части в нашем тылу и что советская разведка многие месяцы водила за нос не только Абвер, но и всю гитлеровскую верхушку.
.
Вот так закончилась грандиозная афера советской разведки в годы Великой Отечественной войны. В истории войн вряд ли можно найти пример, аналогичный этому. А если перенестись к современным войнам, то повторение вряд ли возможно, в силу того, что современные военные технологии не позволят скрытно провести подобную операцию. И это наглядно показывают события в зоне СВО на Украине. Отсюда можно сделать вывод, что то, что сделала советская разведка в годы войны – это уникальная в своём роде операция.
Рекомендуем прочитать статьи:
Наконец вскрылось, куда делось золото нацистской партии Германии
А если зайдёте на сам канал, то вас ждут более 100 интереснейших статей.
Для этого кликните аватар канала или эту ссылку канал к в кубе
По этой же ссылке вы сможете финансово поддержать творческую активность автора своими донатами(денежным вознаграждением).
Если Вам понравилась статья, то ставьте лайки. Оставляйте комментарии. Ваше мнение мне очень важно. Поделитесь с друзьями в социальных сетях.
На канале ожидаются очень интересные публикации. Дальше будет только интересней!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.