Найти тему
Дневник ресторатора

Где ел Пушкин

6 июня отмечалось 224-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. А ведь великий классик был довольно большим гурманом и любил вкусно поесть. 

Сам он неоднократно писал о своей нежной любви к печёному картофелю, варенью из белого крыжовника и моченым яблокам. Но это еда простая. Тем не менее, Пушкин частенько посещал различные рестораны, что, по свидетельствам очевидцев, тоже весьма любил.

Кстати, этим он пошёл совсем не в своего отца, который весьма безразлично относился к кухне и в рестораны практически не хаживал.

Есть пять петербуржских ресторанов, которые Пушкин особенно любил посещать.

В 1770 году виноторговец из Страсбурга, Филипп-Якоб Демут, купил участок земли между набережной Мойки и Конюшенной улицей. Вначале он открыл гостиницу, а потом и ресторан.

У Демута останавливались и обедали Пушкин, Грибоедов, Тургенев, Чаадаев. Сюда в 1829 году приходил знакомиться с Александром Сергеевичем молодой Гоголь. Ресторан так и называли «Демутов трактир», хотя вывески на нем такой не было.

Ещё одним «пушкинским» местом, был ресторан Луи при гостинице «Париж» на Малой Морской. Здесь Александр Сергеевич устроил как-то обед в часть Адама Мицкевича. Историк Николай Малиновский писал, что обед этот продолжался всю ночь. Пушкин умел отдыхать.

Недалеко, на пересечении Малой Морской и Гороховой улиц, находился ресторан «Дюме», открытый бывшим пленным французом. 

Однажды в «Дюме» с Пушкиным, который зашел сюда сразу после женитьбы на Гончаровой, произошел конфуз, о чем Александр Сергеевич в апреле 1834 года написал Наталье Николаевне в Москву: «Явился я к Дюме, где появление мое произвело общее веселие: холостой, холостой Пушкин! Стали потчевать меня шампанским... Все это меня смутило, так что я к Дюме являться более уже не намерен и обедаю сегодня дома». В том же 1834 году именно в этом ресторане произошла роковая встреча Пушкина с Жоржем Дантесом.

Следующий ресторан, в который хаживал поэт был самый пафосный и дорогой в Петербурге пушкинской поры, описанный в романе «Евгений Онегин» ресторан «Талон». 

Назван он был так в честь искусного французского шеф-повара Пьера Талона. Ресторан располагался на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Он был всего в нескольких минутах ходьбы от дома Пушкина, который был знаком с владельцами.

Сохранилась записка поэта, адресованная в ресторан, с просьбой отпустить в дом страсбургский пирог.

Ну и, конечно же, кондитерская «Вольф и Беранже» на Невском проспекте. При ней был открыт литературный клуб, в котором все желающие могли читать отечественные и иностранные журналы и газеты. Иногда иностранные издания попадали к Вольфу и Беранже раньше, чем их получал император. Часто посещал этот клуб Пушкин — за стаканом любимого лимонада поэт узнавал последние заграничные новости. Был он здесь и за час до роковой дуэли с Дантесом.

Что ж, остается только сожалеть, что наш «Мясо&Рыба» в те времена ещё не был открыт, уверен поэту в нём бы понравилось. А мне, возможно, удалось бы отговорить его от дуэли.