Римская империя потеряла своего последнего противоборца христианства. Теперь относительно новую религию ждал стремительный разгон. Но пока она его набирала, происходили другие события, которые приближали, похоже, неизбежное кардинальное изменение в мире. Рим пытался справиться со внутренними трудностями и в этой статье пойдёт речь о том, как эти трудности всё прибывали, в том числе извне.
Содержание
1) Иовиан
2) Валент и Валентиниан
3) Восстание Прокопия
4) Война в Британии
5) Война с квадами
6) Война с готами
7) Итоги
Иовиан
Вынужденная иметь нового императора, армия провозгласила таковым 33-летнего христианина, отличавшегося добрым нравом и благородством Иовиана (363-364 гг). Юлиан был последним из лидеров империи, кто выступал против христианства. С очередным правителем пошла несменяемая череда последователей Иисуса у власти. Это не значит, что не существовало сил, пытавшихся вернуть старый культ. Но теперь это всё происходило тайными тропами, а не путём реформ сверху.
Иовиан, видя ситуацию предложил Шапуру пойти на переговоры и тот согласился. В результате римляне ушли домой, но взамен отдали много римских земель на Востоке, включая крепость Нисибис (Нисибея, совр. Нусайбин). Это место больше не возвращалось к империи и стало превосходным плацдармом для атаки на Рим. Армения была признана независимой. Армия же, с большими трудностями добравшись до родных просторов, встретилась с насмешками и издевательствами жителей из-за поражения в войне.
Император не решился вернуться в Константинополь, а осел в Антиохии. Все антихристианские законы были отменены, однако местный культ он преследовать тоже не стал, объявив религиозную терпимость. Он так пытался не ставить религию во главу угла управления государством. Однако, всё зашло так далеко, что это было уже невозможно. И в условиях, ослабленного положения из-за поражения о персов, это решение только ухудшило ситуацию. По пути в восточную столицу империи, спустя 8 месяцев после его становления правителем, в 364 году он умер. Причины в источниках разнятся.
Валентиан и Валент II
Его сына армия в качестве императора не рассматривала, а потому её выбор пал 43-летнего христианского полководца и воина Валентиниана (364-375 гг.), который тогда находился в Никее. Многие древние историки по-разному смотрели на его интеллектуальные качества. Но все они сходились в том, что он был чрезвычайно силён и смел. Из места его обитания в Константинополь нужно было добираться для “коронации”. Опасаясь того, что его могут убить по пути, он сразу назначил себе наследника, так как детей у него не было. Им стал Валент II (364-378 гг.), его младший брат, хотя этот от этого решения легионы не пребывали в восторге.
Валент II получил от брата Восточные провинции вплоть до Фракии. Но он так же, как и Иовиан, предпочёл Антиохию Константинополю. Сам же Валентиниан осел в Медиолане (Милан). Однако обстановка вокруг империи была максимально накалена со всех сторон. Германцы пересекли Дунай и остановились в Галлии, что было очень опасно. Кроме того, в Британии укрепления римлян постоянно атаковали местные обитатели. Африканские провинции тоже страдали от южных племён. Всё это усиливал тот факт, что Шапур II Великий отменил мирное соглашение под предлогом того, что оно было заключено с Иовианом, а не с нынешним дуумвиратом.
Валент не стремился к решению этого вопроса. Его заботило совсем другое. Его брат был довольно веротерпим. В том числе это касалось ариан и последователей традиционного культа. Лишь один закон ограничивал вечерние жертвоприношения. Но когда ему донесли, что немало людей продолжают это делать и видят в этом римскую идентичность, то сразу отменил свой эдикт. Но что касается его коллеги, то его взгляд имел совершенно другой вектор.
Он придерживался арианства и весьма строго. Никейский символ веры он категорически отвергал. Ради утверждения своих взглядов он пошёл на устранение лидера своих оппонентов, а также изгнание его последователей. Многие пошли на дно реки Оронт. Ему это казалось гораздо важнее, чем Шапур, который пользовался отсутствием должного внимания к себе и нападал на имперские территории. Аммиан Марцелин писал про это время: “По всему римскому миру раздался звук боевых труб”.
Но беда не приходит одна, хотя уже собралась весьма солидная компания. 21 июля 365 г. рано утром случилось страшнейшее землетрясение. На острове Крит развалины подавили спящих жителей. Также досталось Киренаике (Африка), Коринфу, Италии, Сицилии, Египту, Сирии и так далее. В общем, масштаб можно назвать, во всех смыслах, потрясающим. После этого вода в морях и реках начала отступать и затем, через час, бешеным натиском вернулась, захватив огромное пространство. Это наводнение разрушило то, чего не смогла уничтожить только что свершившаяся другая катастрофа.
Восстание Прокопия
Это, как часто бывает, стало последней каплей. Несмотря на попытки дуумвирата удержать в порядке своё государство, им не удалось этого сделать. Решение Валента отменить эдикты Отступника о возвращении городам земельных территорий, разозлило куриалов. Галльские легионы, которые в своё время продвинули правителя, борющегося с христианством сейчас находились в не очень хорошем положении и именно они восстали. Против Валента отправился кузен Юлиана Прокопий, который был выбран императором 28 сентября 365 года солдатами из Галлии.
Прокопий смог занять Константинополь. Кроме того, он заручился готской поддержкой, поставив во главе своей политики поддержку курий, как это делал Юлиан. Это касалось и вестготов, что расположило к бунтовщику последних. Внутри города он начал репрессии в сторону сторонников Валента, что также пополнило количество его группы поддержки во многих регионах, например, во Фракии или в Малой Азии. Также он принимал меры для контроля бюрократии. В его армию вступали беглые рабы, колоны, ну и конечно, германцы, которых он обязался поддерживать. Но вот вынужденное повышение налогов произвело обратный эффект, что позже выльется в череду предательств.
Письмо восточного правителя империи своему коллеге с просьбой о помощи не вызвало той реакции, которую он ждал. Ведь Валентиниан тоже находился в пылу битвы, сражаясь с алеманнами. Тогда арианину на троне пришлось справляться самому. Он смог обратить на свою сторону двух полководцев и часть войск своего врага, одарив их крупными дарами. Под Фиатирой (совр. Акхисар) дарителя ждала долгожданная победа. Его соперника же ждала страшная смерть 27 мая 366 г. во Фракии. Его разорвали на части.
Предавших его военачальников Валент тоже не пощадил, не оценив предательства. Куриалы тоже пострадали, теперь ответственность за сбор налогов с сельских хозяйств передали землевладельцам, что уничтожило их политическую значимость в дальнейшем. Однако, что касается простых людей, то их императоры решили успокоить их, а не кошмарить. Были изданы эдикты, которые защищали плебс от более высокопоставленных лиц, а также проведены меры по уменьшению коррупции. Появилась даже должность дефензор (защитник), защищающая простолюдинов.
Война в Британии
Все эти события заставили мыслителей искать причины произошедших катастроф. Ни языческие, ни христианские философы не готовы были списать всё на случайность. Учитывалось всё - природные напасти, всё учащающиеся вторжения германцев, присваивающих себе всё больше земли. Валент усугубил ситуацию, когда объявил войну готам, поддержавшим Прокопия. А ведь раньше они кое-как сосуществовали. Варвары предоставляли своих бойцов в обмен на поселение на территории империи и иногда получали гражданские права. Это даже увеличило количество христиан из их числа. Например, арианский епископ из этого народа Ульфила даже придумал алфавит, который использовал для перевода Библии своей пастве.
В 367 г. Валент направил свои силы против готов. До 369 г. эта война не приносила абсолютно никаких плодов. Закончилась она, победой Рима. Учитывая, что Валентиниан в этот же момент сражался с алеманнами нельзя сказать, что момент этих действий был правильно выбран. Второй отбивал атаку германцев и нёс крупные потери, хоть и смог отбиться. Плюс ко всему Британия терпела нападки народа, по северную сторону Адрианова вала. Римскими же, на которых шло вторжение, считались 6 городов: Эборакум (совр. Йорк), Веруламий (Сент-Олбанс), Камулодун (Колчестер), Линдум (Линкольн), Глевум (Глостер), Лондиний (Лондон). Последний населяли 23 тысячи жителей. Он также имел сложную инфраструктуру, подаренную ему империей.
На севере же жили пикты и каледонцы, которых римляне считали абсолютными дикими варварами. Пришли они на этот остров около 500 года до н.э. Тацит их описал как рыжеволосых и ширококостных. Также там обитали улуты (улады). Кроме этих племён, британскую провинцию без устали и перерывов терзали скоттские пираты с Гибернии (Ирландский полуостров). Позже к этой беде добавились ещё и саксы, прибывшие из земель севернее Галлии.
Наместник из Рима, отвечающий за безопасность Британии назывался dux Britaniuarum, что можно было бы перевести как герцог, хотя, конечно, это перевод на современный лад. Раньше таким словосочетанием называли вождя. Итальянское дуче, кстати, появилось именно от этого слова. Ему подчинялся офицер Comes Litori - комит или же защитник побережья. От латинского Comes произошло Comte. Это позже получило перевод граф. Эти ближайшие подчинённые наместника отгоняли саксов от юго-восточных берегов. 367 г., когда 2 императора были заняты войнами, стал для этих лиц и этой провинции трагичным, когда оборона треснула и германцы ворвались со всех сторон.
Это было тщательно спланированной акцией. Варвары наводнили британский остров. Количество римских легионов всё уменьшалось, их отсылали оттуда. В 368 году Валентиниан смог найти время на то, чтобы отправить на устранение врагов своего опытнейшего военачальника Феодосия Старшего. Тот прихватил с собой сына Флавия Феодосия (будущего Феодосия I Великого). Посланцы Рима осели в Лондинии и оттуда повели многолетнюю войну, завершившуюся победой. Множество германцев было убито. Власть в Британии была восстановлена. Также прибывшие полководцы установили крепости с башнями вдоль юго-восточных берегов, откуда можно было следить за прибытием пиратов-саксов.
Несмотря на победу Британия как часть империи понесла сокрушительный урон. Города и деревни были разрушены, множество гарнизонов перебиты, вторженцы нарушили торговые связи между дикими варварами и римской провинцией. Императоры в то же время заканчивали свои действующие конфликты: Валент с готами в 369 г., а Валентиниан с алеманнами в 374 г. Но спокойствие не долго баловало империю. И это было результатом её решения.
Война с квадами
В 373 г. Валентиниан приказал соорудить крепости севернее Дуная. Там проживали квады, которые на тот момент не представляли опасность. Однако строительство нарушило привычный ритм жизни местных жителей, оттого послы пришли к военачальнику Рима с просьбой оставить их в покое. Их игнорировали. Тогда те, видимо, решили брать упорством и не оставляли попыток настоять на своём. Судя по всему, это надоело человеку, занимающемуся вопросами, связанными с ними. Тогда он позвал их на пир, на котором и приказал их убить. В результате довольно нестрашные квады начали объединяться с другими племенами. Закончилось всё это переходом через реку и штурмом, обрушившимся на селян. Много человек уничтожили и немало попало им в плен.
Валентиниан разозлился на своего командующего, допустившего эту ситуацию. Для урегулирования ему пришлось отослать из Британии успешных Феодосия Старшего и его сына. Далее римский правитель сам прибыл на место опустошения и ужаснулся. До этого он злился на своего военачальника. Теперь он пылал злобой на племя, сотворившее такой ужас. Он повёл наступление сам. И нельзя сказать, что его поступки выглядели благороднее и гуманнее. Он отплачивал квадам их же монетой, устраивая натуральный геноцид и сжигая поселения.
Злоба, которую он испытывал, вылилась и на своих. Конюх лишился руки, за то, что конь, поводья от которого он держал, встала на дыбы, когда туда пытался взобраться римский правитель. Зверски был замучен секретарь за шутку. И обременённый заслугами Феодосий Старший оказался казнён за одну проигранную битву. Его сын был отправлен в Испанию в ссылку. Эта злость и сыграла с ним злую шутку. Когда квады всё-таки пришли к нему в 375 году с объяснениями и попытками доказать то, что конфликт начали не они, Валентиниана хватил удар.
Война с готами
Из-за отсутствия императора на Западе военачальники приостановили конфликт. Второй римский правитель на Востоке сказал своё слово: править должны его сыновья - шестнадцатилетний Грациан и четырёхлетний Валентиниан II. Старший из них, не долго думая, вернул из ссылки Флавия Феодосия и назначил его ответственным за оборону границ на севере. И это назначение было очень удачным, потому что опытный стратег, набравшийся опыта в войнах в Британии, смог к 376 г. выбить себе статус самого ведущего полководца и весьма своевременно.
К Риму приближалась страшнейшая угроза - кочевники, имя которым гунны. Они ещё не подходили вплотную, но были всё ближе. К 374 году они поразили остготов с Днепра. Они смогли изгнать из своих земель аланов, живших восточнее реки Дон и даже опаснейшие вестготы оказались разбиты. Римлян эта мощная орда шокировала, вплоть до того, что её считали порождением ведьм и демонов.
Параллельно с этим, империя боролась с проблемой, находящейся ближе - с огромным наплывом беженцев, потрясённых этим нашествием. Валента посещали вестготы, испуганные этой напастью и просившие его дать им поселиться за Дунай ближе к Риму. И это несмотря на минувшую их войну друг против друга. Император дал добро в 376 г. Германцы пришли на земли Фракии и обязались представлять своих людей в римскую армию. Однако это бешеное течение не прекращалось. Это породило новые проблемы.
Чиновники не справлялись, началась коррупция, хищения и откровенные вымогательства. Беженцы начинали голодать, не привыкшие к земледельческому труду и такому отношению. Доставлять пищу им должны были жители, за определённую плату. Это приводило к агрессивным попыткам выжить, что выливалось в захваты поселений и движением в сторону Константинополя. Началась новая война внутри империи. К ней подключились также беглые рабы, рудокопы и бедняки.
Первые небольшие отряды империи терпели сокрушительные поражения, а войско врага разрасталось. Валент выступил из Антиохии, взяв с собой 2 восточных легиона. К нему на помощь с армией бросился Грациан. Однако, не успел. 9 августа 378 года, у города Адрианополя (совр. Эдирне), лежавшего западнее столицы будущей Византии, произошло сражение императора и готских племён. Во время этой схватки первого убили, как и 2⁄3 его бойцов. Тело правителя не опознали, потому что оно оказалось изуродовано. А те солдаты, что смогли выжить, голодали и испытывали жуткую жажду.
Готы взбаламутили все Балканы, безнаказанно опустошая их, в отсутствии правителя этой области. Они добрались до самого Андрианополя, но осаду провести они не смогли из-за недостатков опыта и специфических знаний. Поэтому они ушли. Повторили попытку они в самом Константинополе, но итог оказался тот же. Однако, обесценивать опасность ситуации не стоит. Чтобы прогнать германцев, жена Валента Альбия Домника приказала выдать жителям оружие. И они, заручившись помощью арабских наёмников с огромным трудом прогнали вторженцев.
Итоги
Имперская армия снова, как и во время кризиса III века, перестала считаться непобедимой. Катастрофы, нескончаемые войны и наплыв беженцев больно ударили по империи. А ещё совсем рядом парила аура орды кочевников, по сравнению с которыми, самые дикие варвары, прежде встречающиеся римлянам, казались цивилизованными. Эти изменения не стали последними. Но это уже совсем другая история.
Как вы считаете, почему Рим допустил такую ситуацию? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь! Благодаря Вам канал развивается! Спасибо за внимание!