Впервые Сорайя Исфандияри-Бахтиари встретила иранского шаха Моххамеда Реза во дворце Гулистан. Вместе с его сестрой Шамс она прибыла на чаепитие, однако даже не догадывалась, что на самом деле это настоящие смотрины.
Девушка пыталась по правилам этикета поклонится правителю, но тот сразу ее обнял и поцеловал. так вспыхнула любовь с первого взгляда, которая привела к браку. Однако сказочная история, увы, не сделала пару счастливой…
Весна 1935 года берлинцев не баловала - сыро, вечные дожди. Но как только из-за туч выглядывало солнце, парки и улицы наполнялись горожанами. Частые посетители Курфюрстендамм и острова Музеев всегда обращали внимание на высокого господина с очень красивой девочкой с необычным именем Сорайя. Ребенок с пронзительно зелеными глазами и волосами цвета воронова крыла разительно отличалась от светловолосых немецких детей. Однажды Сорайя упала и испачкала свое платье. Она горько расплакалась, но отец сказал: “Не плачь, принцесса! Ты вырастешь, и у тебя будут не только платья, но и целый мир!” Никто не думал, что эти слова станут предсказанием.
И тем же апрелем 1935 года мимо замка Шарлоттенбург к острову Музеев спокойно шел смуглый молодой человек, любопытно посматривая по сторонам. Сразу было видно, что он иностранец, а в Берлине впервые. Звали этого парня Моххамед Реза Пехлеви.
Но в тот год судьбоносная встреча не состоялась. Красивая девочка не пересеклась со смуглым молодым человеком. Знакомство состоялось ровно через 12 лет и 7 месяцев.
Две семьи
Сорайя была дочерью немки Евы Карл и отпрыска иранских аристократов. Девочка родилась в 1932 году в Исфахане. Но через 9 месяцев семья уехала из Ирана, их путь лежал через Баку, Москву и Варшаву в Германию. Здесь они поселились в Берлине, а первым другом Сорайи стал ее дедушка - Франц Карл. Он долгое время жил в России, а потому владел русским языком. Довольно часто он развлекал внучку, говоря на странном наречии, и в итоге девочка могла спокойно изъясняться с выходцами из России и СССР. Кроме немецкого и русского, Сорайя также владела арабским языком и могла рассказать на нем несколько сказок Шахерезады. Память у ребенка оказалась прекрасной.
Сорайя с удовольствием читала и слушала сказки, воображая себя принцессой и мечтая, что в один прекрасный день на ее горизонте появится прекрасный принц. Родители девочки всегда поддерживали ее в этих идеях. Тем более что ее отец принадлежал к знатному персидскому роду Бахтияри, но после переворота в 1921 году был просто вынужден уехать из Ирана. Но в душе жила надежда, что когда-нибудь он вернется на родину, а удачу принесет его дочь Сорайя. недаром же ее имя переводится с арабского как “семь” - священное число в исламе.
Так и вышло впоследствии. В 1936 году обстановка для иностранцев и иноверцев в Германии стала удручающей, и семья перебралась в иранский Исфахан. Сорайя не думала, что уезжает из Берлина на длительный срок и даже не подозревала, что вернется туда уже в ином статусе - королевы.
В том же 1936-м из Швейцарии в Тегеран вернулся и наследный принц семейства Пехлеви. За рубежом он грыз гранит науки - учился в колледже Le Rosey.
В его семье царили жесткие правила. Отец Реза-шах воспитывал сына в строгости, не давая никаких поблажек. Все-таки наследник! Однако мальчик всегда сопротивлялся давлению извне. Мать Моххамеда, королева Тадж ол-Молюк, которую придворные за глаза называли ведьмой, только качала головой, глядя на выходки первенца. Она не считала его удачным правителем, делая ставку на своего младшего сына Али Реза. Вот он бы стал великим и строгим королем! Но, увы, все было предрешено. Младший брат никак не мог обойти старшего и посягнуть на престол.
Пока наследный принц Ирана учился в Швейцарии, в его стране произошли некоторые изменения. Она пошла по европейскому пути, развивая индустрию развлечений. Вернувшись на родину Моххамед с удивлением обнаружил, что скучать ему без баров и клубов не придется. Все есть в Иране, и хватает удовольствий с лихвой! Надежды его отца на то, что сын станет серьезней, рухнули. Реза-шах старался не давать никаких поручений старшему отпрыску, а потом просто махнул на него рукой и отдал в авиационную академию. Пару месяцев - и за будущим королем прочно закрепилось звание плейбоя.
Впрочем, долго терпеть разгульный образ жизни сына шах не стал, и быстро женил его на египетской принцессе - красавице Фавзии Фуад. Моххамед женился на 17-летней девушке в 1939 году. А уже в августе 1941 года Реза-шаха свергли, и он бежал в Южную Африку. Престол перешел по наследству Моххамеду. Так в 22 года он стал правителем всея Ирана. К такому повороту событий молодой человек был явно не готов. Он рассчитывал как минимум 10 лет предаваться удовольствиям жизни, а потому особо не горел желанием заниматься государственными делами.
И на посту шаха он интересовался не политикой, а больше девушками и шумными вечеринками. Фавзия не могла вынести такого образа жизни своего супруга и в 1947 году подала на развод. Ей пришлось оставить свою дочь Шахназ в Иране: таким было условие выхода из брака с Пехлеви.
Вторая свадьба
Прошло три года, и мать Моххамеда предприняла еще одну попытку женить сына. Одна из придворных дам показала ей снимок прекрасной девушки по имени Сорайя. Королева-мать по достоинству оценила красоту девушки и тут же послала к ней в Лондон свою дочь Шамс. Все-таки надо проверить, не врут ли фотографии.
Принцесса Шамс подтвердила: Сорайя так же прекрасна, как и на фото, к тому же обладает чудесным характером. Девушки стали близкими подругами, ездили в Париж, ходили по дорогим бутикам и заказывали одежду в лучших ателье города. Журналисты, пристально следившие за семьей шаха Пехлеви, тут же решили, что именно Сорайя станет супругой номер два. И их чутье не подвело.
Правда со свадьбой было не все так гладко. Буквально перед важной датой, 27 декабря 1950 года, Сорайя внезапно слегла с брюшным тифом. Церемонию отложили на полтора месяца. Имамы советовали не затягивать с торжеством, потому что в лунные месяцы махаран и сафар браки оказывались под запретом, а он длился до августа. В общем, или сейчас, или…
Так что свадьбу Моххамеда и Сорайи назначили на 12 февраля 1951 года. Переносы были исключены. Девушка шла под венец будучи еще очень слабой. Она даже не могла участвовать в примерке платья, которое шил для нее модный дом “Диор”. Наряд подгоняли под некую придворную даму, чьи размеры были идентичными. Так что, вот и первая дурная примета: свадебное платье надела сперва совершенно другая женщина.
Но Сорайя не верила ни в какие приметы. Шах безумно любит ее, он не отходил от постели больной ни на минуту, исполняя любой ее каприз. Трюфели от Шпрингли? Пожалуйста! Уже на следующий день их доставили в Тегеран самолетом. Так что невеста не верила в дурные предзнаменования, полагая, что счастье не за горами.
12 февраля в Зеркально зале Мраморного дворца собралась вся семья шаха, прибыли высокие гости из разных стран. Молодожены получили поистине королевские дары от приглашенных на церемонию. Король Великобритании Георга VI послал новобрачным старинные серебряные подсвечники ручной работы, французы побаловали своими прекрасными винами, президент США Трумэн подарил редкие вещицы из хрусталя. Ну, а товарищ Сталин передал новой королеве Ира шубу из белоснежной норки. Ее стоимость тянула на 750 тысяч долларов США.
Но во время торжества Сорайя, поднимаясь по лестнице, зацепилась шлейфом своего великолепного платья за перила. Затруднение королевы разрешил некий солдат, перерезавший нити своей саблей. “Плохая примета!” - снова зашептались подданные, но сама девушка оставила этот инцидент без внимания.
Об этой досадной неловкости вспомнят через два года. И не семья шаха, а журналисты. В желтой американской прессе будут долго муссироваться слухи о том, что иранская королева ждет ребенка, но ей предстоит прервать беременность по состоянию здоровья. Тогда же стало известно, что Моххамед Реза, ожидая наследника, продолжает заниматься старыми делами - ходить налево и устраивать шумные вечеринки. Все это в итоге приведет к скандальной пресс-конференции, которая завершится нервным срывом Сорайи.
Но все это будет позже, потом. А после свадьбы Пехлеви честно старался. Он был самым нежным супругом, уделяя свое внимание молодой жене. Пирушки с друзьями и красивые женщины были на время отложены.
Бездетная супруга
1953 год выдался не очень-то удачным для шаха. На горизонте снова замаячил очередной переворот в Иране, и Моххамед постоянно пребывал в поездках - Тегеран, Багдад, Рим и так по кругу. Зарубежные командировки походили на бегство, но с шахом всегда была его верная супруга Сорайя, которую СМИ окрестили “королевой с печальными глазами”.
А печалиться было из-за чего. В Риме пришла весть о все-таки свершившемся захвате власти в Иране. Пехлеви срочно вылетает на родину, а супругу оставляет в Италии. Тем более на этом настаивают медики: женщина слаба, ей необходимо больше отдыхать. Это всколыхнуло кривотолки в прессе. Журналисты посчитали болезнь иранской королевы надуманной. Только вот недавно она гуляла в парке, и вот тебе на! Теперь в постели. Это очень и очень странно.
Иранское посольство настояло на пресс-конференции Сорайи с журналистами, и первая леди согласилась. Именно в разговоре с представителями СМИ она узнает то, о чем давно шепчутся за ее спиной. А правда, что Пехлеви собирается подать на развод?
Королева с достоинством отрицает этот слух. Но журналисты не унимаются. Вслед сразу летит вопрос: “Ваше величество, так вы ждете наследника?” Сорайя замолкает и выходит из зала…
Тем не менее тема бесплодности королевы не сходит с первых полос. Летом 1954 года мировые СМИ снова подняли шум. Мол, иранская королева вообще не может иметь детей, какой уж тут наследник! Так что шах вправе требовать развода. Или же второй жены.
Действительно, Сорайя не раз проходила обследования у именитых докторов, как в Иране, так и за границей. Но, увы, лечение не помогало. “Четыре раза ночью, два раза утром. Но неужели я не могу зачать ребенка?” - жаловалась медикам королева.
Последствия развода
Но отсутствие детей в браке Сорайи и Моххамеда вполне устраивало королеву-мать, которая все мечтала, что ее младший сын Али сможет занять престол. Но, увы, это не суждено было сбыться. Пехлеви-младший погиб в авиакатастрофе в 1954 году. Вопрос о наследнике еще никогда не стоял так остро.
Через 4 года, в 1958 году развод все-таки был оформлен официально. Тогда правитель объявил своим подданным по радио, что он жертвует своей любовью к Сорайе ради престола и в интересах монархии. Впрочем, Моххамед сделал последний красивый жест: бывшая жена до конца своих дней могла носить титул Ее Императорское Высочество принцесса Сорайя. Но за пределами Ирана. Вторая жена шаха покинула страну с крупным денежным вознаграждением.
Своим постоянным местом жительства она выбрала Рим и попыталась изменить свою судьбу, выбрав карьеру актрисы. Однажды папарацци, пристально следившие за ее высочеством, увидели, что глаза перестали быть грустными. В них наконец-то заплясали искры радости.
Оказалось, что всему причиной роман с итальянским режиссером Франко Индовина. Но счастье Сорайи было недолгим, ее возлюбленный погиб в автокатастрофе, после чего она покинула вечный город и переехала в Париж.
Принцесса Сорайя до конца своих дней жила в столице Франции, но старалась скрывать свою личную жизнь от журналистов и малознакомых людей. Она занималась благотворительностью и увлекалась верховой ездой. А на все бестактные вопросы, почему же она больше не вышла замуж, женщина скромно отвечала: “Это невозможно, ведь я была супругой короля”.
Моххамед Реза Пехлеви женился в третий раз на девушке азербайджанских корней. Брак оказался достаточно удачным в плане наследников. Но это уже совершенно другая история.
Источник: канал https://dzen.ru/puteshestvie_vo_vremeni