Найти тему
Юрист-юморист

Предел адвокатской этики. Публикация для коллег.

Изображение с сайта ikapitan.com
Изображение с сайта ikapitan.com

Сижу, почесываю в недоумении репу.

Есть у меня оппонент-адвокат, трижды мной в суде по одному и тому же уголовному делу битый. История дела - мы выиграли в первой инстанции, проиграли в апелляции (дело вернулось в первую инстанцию), потом выиграли в кассации (которая отменила проигрышную для нас апелляцию) и в повторной апелляции "засилили" решение в нашу пользу.

Отношения, несмотря на соперничество, вроде бы, сложились вполне человеческие. Оно и к лучшему. Очень противно, когда человек выносит работу за ее пределы. Понятно, что в судебном заседании мы лезем из кожи вон, чтобы соперника победить. Но вышли из судебного заседания - можно спокойно общаться, обсуждать какие-то вещи, не относящиеся к позиции по делу, которое является для нас рабочим камнем преткновения.

В конце концов, неизвестно, как сложится жизнь. Мы - наемники. Сегодня мы работаем по разные стороны барьера, завтра можем оказаться на одной. Так что поддерживать нормальные человеческие отношения с оппонентом - вполне устоявшаяся практика, во всяком случае для меня.

Опять же, для удобства общения вполне можно даже и по делу, в котором соперничаем, друг другу помочь. Например, если подаешь жалобу или возражения в последний момент - почему бы не сбросить их коллеге в WhatsApp вместо того, чтобы победно махать перед ним на следующий день почтовой квитанцией об отправке? Мол, мы свою обязанность выполнили, вам отправили, а вы как хотите, так и работайте теперь в заседании.

Толку от таких выкрутасов? Ну, отложит суд заседание по ходатайству противной стороны, потому что будет понимать, что надо представителю с нашей позицией ознакомиться, свою выработать. Кроме неудобства от такого детского сада толку - ноль.

Да и вообще, побеждать в суде надо не увертками, а грамотностью, знанием закона и умением свою позицию до суда донести, а не от стороны скрыть.

Не скрою, попадаются в нашем Ставропольском Дворце правосудия персонажи, которые этого откровенно не понимают, позволяют себе мало того, что в заседании хамить, так еще и после его окончания не отдупляющие, что все, спектакль окончен, клиент уже ушел домой, можно выдыхать. По паре последних дел мне такие попались и понятное дело, что никаких отношений с ними у меня в принципе не сложится.

Но тут, вроде как, сложилось. Нормально общались, после нашей победы разошлись, друг другу руки пожали. Работа, все дела.

И пришло время нам по результату рассмотрения уголовного дела обращаться в гражданку. А у меня, как на грех, не все судебные решения, коих было по делу принято немало, оказались на руках. Я в архив за решениями - а мне говорят: извиняйте, гражданин хороший, но дело в кассационный суд истребовано 30 марта текущего года, к нам не вернулось. Противная сторона (потерпевший) обжаловала.

Кассация там выборочная, я по времени прикинул - кабы было вынесено постановление о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - мы бы уже знали, потому как все сроки уже вышли. А вот если был отказ - дело там, в кассации, может валандаться и месяц, и два, и три, пока его в первую инстанцию в архив не отправят.

Думаю: позвоню коллеге, а? Информация явно не секретная, мне всего-то и узнать: какое решение по передаче жалобы принято кассационным судом. Содержание жалобы не спрашиваю, если уже передадут - мне ее и так пришлют. Мне просто надо свое рабочее время спланировать.

Звоню - не берет трубку. Пишу сообщение - так, мол, и так, если не сильно напрягу, скажи: передали жалобу в судебное заседание, или завернули.

Мне, в конце концов, надо отпуск спланировать.

Отвечает: воздержусь от комментариев, потому что я с доверителем этот вопрос не согласовывал.

Я, признаться, даже засмеялся. Не, там доверитель, конечно, тот еще персонаж с паранойей больше, чем рога у лося. У него подозрительность в отношении окружающих примерно восьмидесятого левела. Но, на самом деле, информация о факте передачи или отказа в передаче для рассмотрения в судебном заседании кассационной жалобы, прямо скажем, секрет Полишинеля, который узнать - два пальца об асфальт. И никакой ситуативной ценности она для рассмотрения дела не имеет от слова "совсем".

С одной стороны, конечно, правильно. Нечего секретную информацию оппонентам сливать.

А с другой - ну, позвонили мы сегодня в Пятый КСОЮ, спросили в приемной - нам спокойно ответили, что вынесли они неделю назад постановление об отказе в передаче жалобы оппонента для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. Потратили мы на звонок пять минут. Подумаешь, бином Ньютона.

Я сначала подумал, что мой коллега вчера просто не располагал информацией о том, что они по делу снова жидко того-этого, вот и сказал, что не будет комментировать. Хотел ему позвонить, сообщить радостную весть. А потом думаю: зачем? Пусть лучше из этой публикации узнает.

Смешно, право слово.

Скажите, коллеги, а где для вас предел корпоративной этики? Как вы общаетесь с оппонентами по делам и где для вас проходит граница того, чем можно делиться друг с другом, а чем - нет?