Найти тему
Камень философа

Наивное искусство. Чему может научить простота?

Уже вечность назад, хотя возможно я слегка преувеличиваю, мы с тобой попали в музей наивного искусства, неожиданно возникший на нашем пути на одной из улочек славного столичного града.

Логотип Музея русского лубка и наивного искусства в Москве
Логотип Музея русского лубка и наивного искусства в Москве

Это был неожиданный опыт. Мне не нравились картины, скульптуры, иные формы творчества в этом жанре, но по какой-то причине недовольства, неприятия и возмущения не нарастало. Все было наоборот. Форма работ, если говорить о технике исполнения, мне не нравилась, но упрекать за это было некого – все авторы передо мной были честны в своей безыскусности. И я понял, что что-то в моей голове сдвинулось навсегда.

В тот момент, когда возмущения от чего-то «не эстетичного» улетучивается, а из музея уходить не торопишься, открывается совершенно новый взгляд на творчество в целом. Какой? Сейчас расскажу.

Наивное искусство (часто сокращаемое до ёмкого «Наив») – это направление в искусстве, отличительной чертой которого является непрофессиональность, и, как правило, примитивность. Часто оно выделяется искусствоведами как ответвление от примитивизма. Определение весьма широкое, что порождает массу вопросов, но такова кажется природа любого вида искусства и жанра творчества, границы остаются условными и размытыми.

Единорог. Патаки Ференц Владиславович
Единорог. Патаки Ференц Владиславович

Помимо общих понятий и тенденций также выделяют более конкретные черты, присущие, например, «наивной» живописи, такие как:

  1. Пренебрежение правилами перспективы
  2. Упрощенное изображение объектов
  3. Нарушение правил построения композиции

Не уводя нас с тобой в вопросы классификации творчества (сходим в эти дебри в другой раз) отмечу, что различают работы «наивных» художников самоучек и произведения профессионалов, намерено подражающих «наиву», или возможно трудящихся на ниве примитивизма. Ну и конечно, работы экстравагантных профессионалов и наивных любителей часто сравнивают с детским творчеством, которому присущи вышеописанные черты.

Анри Руссо. Плотина
Анри Руссо. Плотина

Мне нравится справедливое сравнение «наивщиков» с древней наскальной живописью. Интересно отметить, что в это сравнение можно (на мой взгляд весьма уместно) добавить и художников импрессионистов. Такое наследование творческих позывов и потенциала кажется мне загадочным и прекрасным само по себе, ведь отражает не обычный технический прогресс качества и навыков, а преемственность самих идей изображения и творческих посылов.

Так, например, можно увидеть, что и в средние века, и позже, и в наше время, наряду с усложняющимися техниками живописи остаются своеобразные тенденции нереалистичных изображений, несущих некий другой посыл и смысл. Можешь посмотреть на картины ниже, думаю, что согласишься со мной в схожести образов и смыслов, а также в их эстетичности.

Бизон из пещеры Альтамира (Франция)
Бизон из пещеры Альтамира (Франция)
Сипрошвили Гиви. Весна
Сипрошвили Гиви. Весна
Желтая корова (нем. Gelbe Kuh) - картина немецкого художника Франца Марка, датируемая 1911 годом
Желтая корова (нем. Gelbe Kuh) - картина немецкого художника Франца Марка, датируемая 1911 годом
Лошади и свиньи. 1900 Ларионов Михаил Федорович
Лошади и свиньи. 1900 Ларионов Михаил Федорович
Трейси Гримвуд, Лошади
Трейси Гримвуд, Лошади
Изображение на стенах пещеры Ласко (Франция)
Изображение на стенах пещеры Ласко (Франция)
Франц Марк пасущиеся лошади III. Нач. ХХ в.
Франц Марк пасущиеся лошади III. Нач. ХХ в.
Фрагмент средневекового рисунка
Фрагмент средневекового рисунка

Складывая все эти мысли в своей голове, стараясь собрать все грани в красивый и понятный узор, я набрел на некоторое новое восприятие творчества. Выразить его можно примерно так:

Какое бы произведение искусства перед тобой не появилось, каким бы оно тебе не показалось неприятным, постарайся вынести из него какую-то интересную мысль или идею для себя.

Хочу сразу тебя предупредить – это не универсальный совет для Критика или для человека, желающего сформировать вкус. Но для меня, и я надеюсь для тебя, эта простая мысль открывает весьма широкие горизонты в искусстве.

Всякий раз, когда непривычная форма и содержание заставляет сморщится и отвернутся, я теперь начинаю изучать его, пока не найду какие-то особые черты, внутреннюю метафору, оригинальность и утонченность формы, цвета, звука, словом, пока не найду то, что меня поразит и даст нечто новое.

И для формирования такого отношения к творчеству наивное искусство оказалось бесценным сокровищем. Не ограничиваясь привычными рамками, «наивные» творцы начинают бесконечно удивлять оригинальными идеями и решениями. Ты начинаешь проникаться к ним пониманием, смотреть на действительность по-новому – возможно так, как еще никогда не смотрел.

Давай посмотрим на этого слона.

Экспонат музея наивного искусства и лубка
Экспонат музея наивного искусства и лубка

Его внешний вид может быть кривоват и неказист, но когда я впервые увидел его, вместе с остальным своим табуном, я был в восторге. Этот слон сам по себе Наивен (думаю эта черта характера точно ему присуща). Он простой, бесхитростный, с широко открытыми, возможно удивленными глазами, широко расставленными, безукоризненно круглыми ушами. Он вызывает сопереживание, желание позаботится о животном. И в этом внутреннем отклике на зверя, я неожиданно нахожу возможную задумку автора. Но даже если это не вкладывалось, в фигурке слона нашлось нечто важное, ценное и прекрасное для меня.


Далее, еще одна удивительная картина – портрет матери.

Аносов Владимир Георгиевич. Портрет матери. 2003. Оргалит; масло.
Аносов Владимир Георгиевич. Портрет матери. 2003. Оргалит; масло.

Она сразу приковала мое внимание совершенно непривычной формой. Все то множество слов, смыслов и образов, которые ютились на относительно небольшом полотне меня поразило. Поразило в первую очередь не исполнением, но задумкой. Желанием передать через портрет если не образом и тонкостями художественного мастерства, то словами, описанием. И так много в этом портрете мне открылось. Любовь к матери, родному месту, богу.

Текст и элементы плакатности и иллюстративности часто встречаются в наивном искусстве. И, на мой взгляд, это та эклектичность, которая добавляет нечто интересное и новое.

Конечно, многие работы находят отклик с трудом. Мне сложно в каждом произведении находить нечто удивительное и прекрасное, учитывая общую непривычность, но я думаю, что стоит пробовать.

Валентин Губарев. «Лето везут»
Валентин Губарев. «Лето везут»

К чему я вел? Смотря фильмы, слушая музыку, бродя по галереям, давай будем пробовать всегда находить то прекрасное, что у нас получится? Мы не станем объективнее от этого, но умение найти красивое и прекрасное, а возможно и поделится этим с другими, требует зачастую больших усилий, чем поиск недостатков. В каждом произведении может получится найти кусочек прекрасного, который останется с нами.

Думаю, это умение не менее важно и для рассмотрения признанных и культовых произведений классиков, где за прекрасной формой и интуитивной гармоничностью, может скрываться что-то еще более глубокое, до чего можно попробовать дотронутся.

Напоследок скажу, что после всех размышлений стал иначе относится и к детскому творчеству. Дети часто пытаются выразить идею так спешно, что о форме не успевают подумать и проработать ее. Большая часть детских рисунков и скульптур теперь радуют и вдохновляют меня. Как будто бы стало получаться сразу видеть суть, идею, задумку, а аляповатость формы теперь не может мне помешать.

Лев Петров, 4 года, Горы над закатом
Лев Петров, 4 года, Горы над закатом

Любить всегда сложнее чем не любить, в том числе и в искусстве.