Найти тему
Русский мир.ru

Никто за тебя этого не сделает

Молочные продукты в зону СВО настоятель храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского иерей Владимир отправляет со своей семейной фермы
Молочные продукты в зону СВО настоятель храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского иерей Владимир отправляет со своей семейной фермы

Заговаривать с Николаем, когда он разливает парафин по банкам, нежелательно: вдруг рука дрогнет и парафин из ковша прольется мимо. Кому нужны такие неприятности? Мало того что парафин пропадет, так еще потом плиту от него нужно будет отмывать.

Текст: Евгений Резепов, фото: Андрей Семашко

На заливку одной банки уходит в среднем 360 миллилитров парафина, который плавится на электроплите в 40-литровой емкости. В банки уже уложены фитили из картона. Николай набирает ковшом расплавленный парафин и наполняет им жестяную банку с надписью «Зеленый горошек», оставляя сантиметр верхней части фитиля не залитой. Готовую окопную (она же блиндажная) свечу Николай ставит рядом с такими же банками. На некоторых из них сохранились надписи: «Фасоль», «Ананасы», «Детское питание». Рядом стоят пустые банки, с которых аккуратно сняты бумажные этикетки – делать это необходимо, чтобы они не тлели во время горения свечи.

В комнату, где парафин разливают по банкам, посторонних без особой надобности просят не входить. Для того, чтобы не отвлекать Николая. Он плоховато слышит и может от неожиданного шума пролить парафин. Но именно ему настоятель саранского храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского отец Владимир (Кугушев) доверил самую ответственную операцию. Аккуратнее и крепче рук, чем у Николая, не нашлось. Он и жар, которым пышет плита, нормально переносит. И банку, в которой швы разошлись, сразу углядит.

Николай Яушкин — мастер по отливу окопных свечей
Николай Яушкин — мастер по отливу окопных свечей

Николай знает, почему сегодня отец Владимир зашел к нему в самый разгар работы. Вовсе не затем, чтобы готовые свечи пересчитывать: вон их сколько скопилось, хотя последнюю партию отправили только вчера. Банок пустых – достаточно. А вот с парафином – проблемы. Слева от Николая лежит последний кусок, и нового взять пока негде. Потому Николай медленно и осторожно орудует ковшом, буквально цедит парафин в очередную банку. «Что ж, придется опять свечные огарки собирать. Да еще вот пасечники обещали воск привезти», – вздыхает отец Владимир.

Использованные банки, которыми забит склад, собирали всем миром
Использованные банки, которыми забит склад, собирали всем миром

БАЛАНС БАНОК И ПАРАФИНА

Отец Владимир рассказывает, что осенью и зимой были проблемы и с банками для окопных свечей. Это сейчас, когда к их сбору подключились прихожане и городские организации, их много.

Сегодня приход храма Святого Праведного Иоанна Кронштадтского – самый крупный в Мордовии производитель окопных свечей. Отсюда в зону СВО их отправили уже около 20 тысяч штук.

Как-то после службы к отцу Владимиру обратился прихожанин: «Нет ли у вас пустых банок из-под консервов?» «А для чего они нужны?» – поинтересовался священник. Выяснилось, что отец прихожанина делает дома окопные свечи. Отец Владимир решил, что их можно делать при храме, и попросил того самого прихожанина поделиться опытом. Выяснилось, что ничего сложного в процессе нет, нужно только помещение и готовность мириться с копотью и грязью. Отец Владимир обратился к прихожанам с просьбой приносить старые жестяные банки без дырок и трещин. И люди откликнулись. Весь коридор был забит банками из-под консервов.

-4

На всякий случай процесс изготовления окопных свечей изучили по видео в интернете. Он действительно несложный. Картонные фитили можно сворачивать «улиткой» или спиралью, а можно устанавливать в банке крест-накрест. Чтобы картон лучше держал форму, можно скрепить его проволокой. Фитили нельзя набивать в банку слишком плотно. И нельзя заливать их растопленным парафином полностью. Вот и вся наука. Кстати, с картоном проблем нет: магазины отдают коробки в любом количестве.

В приходе вывели средний стандарт работы окопных свечей. Например, банки из-под зеленого горошка горят около четырех часов. Банки из-под ананасов – шесть-семь часов. А из-под детского питания – до двенадцати часов. «Время горения определили опытным путем, – говорит отец Владимир. – У нас тут действует что-то вроде собственного отдела технического контроля».

Воспитанники Русской классической школы имени святого праведного Иоанна Кронштадтского пишут письма участникам СВО
Воспитанники Русской классической школы имени святого праведного Иоанна Кронштадтского пишут письма участникам СВО

Сначала собирали в храме огарки свечей, плавили их и заливали воск в банки. Но таким образом много окопных свечей не сделаешь. Священник вновь обратился к прихожанам за помощью, и люди стали приносить парафин. Кто сколько мог. Чуть позже отец Владимир нашел в Ярославле завод по производству парафина, где на пожертвования стали закупать сырье. Как подсчитали в храме, на изготовление окопных свечей уже израсходовано 5 тонн парафина.

Когда запаслись парафином, выяснилось, что возник дефицит банок. Проблему удалось решить быстро. Не только школы и детские сады, куда в жестяных банках поступают продукты, но и многочисленные городские организации, узнав о деятельности прихода храма Иоанна Кронштадтского, стали свозить сюда пустую тару.

А вот теперь баланс снова нарушен: банок много – парафина не хватает. Дело в том, что отец Владимир раздавал его всем, кто изъявлял желание делать окопные свечи дома. Как можно было отказать? Ведь спрос на окопные свечи огромный! Вот, например, из соседней с Саранском Рузаевки в храм регулярно приезжала семья за парафином и банками. На своей кухне они отлили более 2 тысяч свечей. «Как они дома все это делают – представить трудно, – разводит руками отец Владимир. – В квартире это сложно. Грязь. Копоть. Свечи по весу тяжелые. Вот маскировочные сети вязать – это более чистая работа!» Кстати, маскировочные сети в приходе тоже вяжут.

ПИРОЖКИ НА БУРЖУЙКЕ И ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ

Отец Владимир был очень тронут, когда ему прислали видео, на котором бойцы на буржуйке разогревают пирожки. А сама буржуйка разогревается окопной свечой. Двух-трех таких свечей хватает для того, чтобы печка согревала блиндаж до утра.

Между прочим, на печке разогревали пирожки, испеченные в трапезной храма Иоанна Кронштадтского. Отправлять замороженные пирожки бойцам СВО предложила повар Лидия Федоровна, которая заведует трапезной. Вообще-то отец Владимир собирался отсылать нашим ребятам на передовой блинчики с творогом в замороженном виде. Но Лидия Федоровна убедила его, что пирожки – лучше. Ей ли не знать! Ее обеды известны в Саранске, ведь их в специальных армейских термосах бесплатно доставляют нуждающимся.

Эти наивные детские рисунки с пожеланиями пусть на минуту, но согреют бойцов
Эти наивные детские рисунки с пожеланиями пусть на минуту, но согреют бойцов

Иоанн Кронштадтский при жизни был известен своим социальным служением и благотворительностью. Отец Владимир следует в этом же направлении. Помимо организации бесплатных обедов помогает людям, оказавшимся в трудной ситуации. Вот недавно у него появились новые подопечные. Из районной администрации отцу Владимиру прислали трудных подростков. Юноши явились в сопровождении сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних. Отец Владимир провел с ними беседу, объяснил, что тратить молодость на правонарушения как-то не по-мужски. Рассказал, что маскировочные сети спасают бойцам жизнь. А окопные свечи согревают солдат. Особенно впечатлил ребят видеоролик с благодарностями от участников СВО. В темном блиндаже, где, кроме рук и огня, трудно что-то разглядеть, звучит бодрый мужской голос: «Ребята! Все работает! За двадцать минут вскипела вода! Гречка сварилась! Спасибо!» Эту же видеозапись настоятель храма часто показывает студентам и школьникам, которые приходят помогать прихожанам делать свечи: сортируют банки, набивают их фитилями, упаковывают готовые изделия в ящики. «Они помогают, а вы почему без дела слоняетесь? Не стыдно?» – спросил парней отец Владимир. Так у него появились новые помощники. Священник сразу предупредил их: при изготовлении свечей в храме не ругаться, праздные разговоры не вести, не сплетничать, не осуждать близких. Отец Владимир считает, что постепенно у ребят жизнь наладится, а кто-нибудь из них, может, станет и прихожанином.

При храме действует Русская классическая школа имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Увидев, как дети молятся и помогают набивать банки фитилями, трудные подростки призадумались о своей жизни. А может, общий настрой на них подействовал? После каждой службы в храме читается молитва о Святой Руси, составленная патриархом Кириллом. В посылки бойцам вкладывают иконки и письма. На каждой коробке написано: «Низкий поклон воинам нашим! Берегите себя!» Среди прихожан, приходящих в храм помогать, есть даже пожилые люди на костылях. Такое не только бывших хулиганов, а кого хочешь вразумит.

Во время вязки маскировочных сетей разговоры только благочестивого характера
Во время вязки маскировочных сетей разговоры только благочестивого характера

Не раз трудные подростки наблюдали отправку из храма и особо ценного груза. У настоятеля есть сын, который вместе с женой содержит небольшую молочную ферму. Ради нее молодые люди расстались с городской жизнью и уехали в село. Ухаживать за 25 коровами, заниматься переработкой молочной продукции – труд нелегкий. Отец Владимир и не думал, что его молодая сноха научится доить коров. Вот уже который месяц в специальной упаковке четверть производимых на ферме молочных продуктов – масло, творог, сметана, сливки и сыр – отправляется в зону СВО. Об этом священник говорит мало и с неохотой.

Он показывает помещения, где копятся посылки бойцам, и сетует, что в последнюю партию не удалось втиснуть все банки с медом, присланные жителями сел. Забитая доверху машина просто не могла их принять на борт из-за перегрузки.

...Во дворе храма отец Владимир с лязгом поднимает железные жалюзи, прикрывающие вход в беседку. «Душевная вот беседка была, – смеется он. – Тоже приспособили под склад. Сюда пустые банки для свечей складываем. Эх, жаль, парафин закончился. Надо искать». Священник задумывается на мгновение и признается, что сейчас у него есть еще одна забота. На днях к нему обратилась прихожанка, мать участника СВО. Она передала личную просьбу сына. Сейчас они делают блиндажи, и им нужны стройматериалы. Поглаживая бороду, отец Владимир говорит, что с такой задачей еще не сталкивался. Но помочь обещал. А уж как – Господь подскажет…

«Z-СЕТИ МОРДОВИИ»

Сегодня хореограф саранского Дворца водных видов спорта Юлия Куликова дежурная в мастерской, где вяжут маскировочные сети. Нужно провести влажную уборку, навести порядок, проследить, достаточно ли лоскутов нарезано. В мастерскую она пришла раньше всех и уже подготовила инструменты и материалы. Кроме того, Юлия должна встречать новичков и объяснять им, что делать. Она же принимает готовые маскировочные сети, которые волонтеры привозят из районов, и выдает им материал для работы. А еще дежурная должна встретить тетю Любу, которая приходит к полудню и кормит всех участниц группы «Z-сети Мордовии» вкусным обедом.

Нарезка полосок из лоскутов посильна для каждой пары рук
Нарезка полосок из лоскутов посильна для каждой пары рук

«Город Темников просит десять сетей», – говорит Юлия, проверяющая журнал, в котором отмечается расход материалов и количество изготовленных сетей. «Давай отдадим им двенадцать, – отвечает Наталья Сапунова, которая, щелкая ножницами, колдует над каким-то лоскутом. – У них плюс одна точка по плетению, просили они... Кстати, ты проверила их сети, нормально сплели?» «Нормально, – кивает Юлия. – Единственное замечание – шуршащий материал». «Сильно шуршит? – беспокоится Наталья и идет проверять привезенные сети. – Да нет, нормальный уровень шума».

Наталья Сапунова, инструктор-методист спортивной организации, является координатором группы «Z-сети Мордовии». Здесь вяжут маскировочные сети и шьют маскировочные костюмы. Начав первыми в Мордовии вязать сети, волонтеры также взялись обучать этой науке других добровольцев в районах республики.

«У нас есть своя фирменная сеть, которую мы назвали «Эрьзя», – рассказывает Наталья. – Плетется она тонкими полосками. Ребята оценили, они уже ее использовали и еще просят. А также наша группа изобрела новую нарезку. Назвали ее «елочкой». К нам иногда поступают тонкие ткани. Раньше мы не знали, что с ними делать. Пробовали вплетать их в ячейки сети, получалось не очень хорошо – слишком они жесткие. Я дома ночью сидела, резала их и так и этак, а потом подрезала сбоку по длине. Получилась «елочка». Я предложила такой вариант для «гирлянды». И он пошел!» Нарезкой здесь называют вырезанные из лоскутов детали, которые вплетаются в ячейки промысловой рыболовной сети, натянутой на раму. Это и есть основа маскировочной сети, в которую вплетают так называемые «галстуки», «паучки» и «гирлянды». В мастерскую доставляют мешки лоскутов – отходы местных швейных производств. Лоскуты сортируются по цвету и типам ткани.

Маскировочный костюм "Леший" мастерицы сначала примеряют на себя
Маскировочный костюм "Леший" мастерицы сначала примеряют на себя

Все в группе познавалось на опыте. Так, кромка оказалась жестковатой, а трикотаж и флис заметно утяжеляют маскировочную сеть и впитывают слишком много влаги. Тогда для вязки сетей стали закупать нетканый материал – спанбонд. Он легче и, что важно, не промокает. С закупками спанбонда и джута, который идет на маскировочные костюмы «Леший» и «Кикимора», мастерицам помогает волонтерская группа «Мордовия-Z», которую организовала Татьяна Лютый.

Волонтерам-новичкам, приезжающим из районных центров и сел, выдаются мешочки, наполненные миксом из разных нарезок. Это образцы. На одну сеть уходит полтора килограмма микса. Получив такие мешочки, люди потом по этим образцам сами набирают аналогичные по составу миксы. Поэтому все сети, которые изготавливаются в «Z-сети Мордовии», на выходе получаются одинаковыми. Этот способ придумала Наталья Сапунова.

Если нарезкой можно заниматься дома, то для вязки сетей нужно пространство – ведь основа сети натягивается на большую деревянную раму. Каждый день, с утра до вечера, включая выходные и праздники, над сетями в группе колдует не менее 20 человек. А на пятницы, как правило, приходится наплыв новичков. Поначалу им не всегда понятен сленг группы. Например, в своем чате в интернете участницы «Z-сети Мордовии» пишут не «работаем», а «шуршим» с такого-то до такого часа. Это слово прижилось, когда сети плели «гирляндой». Дело в том, что, когда ленточку нарезки продергивают в ячейку сети, слышно легкое шуршание. Когда то же самое делают несколько человек, шуршание становится довольно громким – будто листопад в осеннем лесу...

В руках у Олеси Беляевой нашлемник, на который нашиты лоскуты ткани в виде листьев и травы. Олеся может одна за 14 дней сшить целый маскировочный костюм и мечтает сократить этот срок до одной недели. Спрос на это изделие большой, однако не каждой мастерице он под силу. Первой в группе «Z-сети Мордовии» «Леших» начала изготавливать Наталья Паршутина, став рекордсменом по количеству связанных маскировочных костюмов.

Поначалу группа «Z-сети Мордовии» работала в раздевалке стадиона «Старт». Но в марте был открыт спортивный сезон, и пришлось задуматься о новом пристанище. Его нашли быстро – помог глава региона. Помещение оборудовано удобными стульями, здесь есть столы, рамки, шкафы, а скоро появится и кондиционер.

Оригинальный шеврон отражает суть деятельности волонтерской группы
Оригинальный шеврон отражает суть деятельности волонтерской группы

«ПАУЧКИ», «ГАЛСТУКИ» И «ГИРЛЯНДЫ»

А вот как о первых днях работы в группе рассказывает Юлия Куликова. Когда она пришла в первый раз, здесь собралось человек восемь. «А может, не ходить? Кто придет-то? Или вообще никто не придет? Так я думала и сомневалась, стоит ли идти, – говорит Юлия. – А потом сказала себе: да как же так? Надо идти!»

С начала СВО она шила балаклавы, вязала снуды и свитшоты, которые передавала через знакомых. Ради этого она отказалась от оплачиваемых заказов на шитье.

В свой первый день работы в «Z-сети Мордовии» она с новыми подругами разбирала лоскуты по цветам. Потом их стали нарезать, поднялась пыль. Часа через полтора у женщин появились мозоли на пальцах. Хорошо, что Юлия принесла свои портновские ножницы и пластырь, а подруги по неопытности вооружились канцелярскими. А тут еще выяснилось, что нарезали лоскуты неправильно. Потом под руководством Натальи Сапуновой учились делать «паучки», «галстуки» и «гирлянды» из ленточек и вплетать их в ячейки сети. Сначала плели очень плотно зимние сети. Потом поняли, что из-за трикотажа и флиса они становятся очень тяжелыми. Наталья Сапунова предложила перейти на тюль. Но где взять столько тюля для зимних маскировочных сетей? Помогли объявления в интернете и сарафанное радио. Материал приносили даже бабушки, доставая запасы из своих закромов. В детских садах снимали с окон старый тюль и несли его в группу. Приносили даже вышитые рушники, до сих пор популярные в деревнях. Те самые, которые используют во время свадебных и других обрядов. Вещи, как говорится, намоленные. Люди просили обязательно использовать их в работе, считая, что они станут своего рода оберегом для бойцов в зоне СВО. Просьбы эти были исполнены.

Когда Юлия рассказывает эту историю, ее подруги, оставив ножницы и крючки, начинают наперебой вспоминать другие подобные случаи. И свитеры вязаные приносили, которые можно было распустить. Шли в ход джинсы и рубашки, причем не только белые. Принимали всё. А однажды пришла женщина, у знакомых которой сгорел дом, и спросила: могут ли в группе помочь погорельцам вещами? В итоге унесла гардероб на несколько человек.

Ни от каких тканей, которые несут люди, в группе не отказываются. Если материал тяжелый и не подходит для работы, из него шьют мешочки, в которые упаковывают готовые сети.

Вязать сети Юлия Куликова пришла самой первой
Вязать сети Юлия Куликова пришла самой первой

МЫ ВАС ПРИКРОЕМ!

Приходящие сюда люди осматривают маскировочные сети, изумляются и… потом возвращаются, чтобы помогать. Так появляются новые волонтеры. Некоторые приходят вместе с детьми. В группе есть и пенсионеры. Самой взрослой участнице группы исполнилось 84 года! А Наталья Сапунова вспоминает супружескую пару, которой она оставила ключ от помещения, поскольку они пришли поздно вечером: хотели во что бы то ни стало закончить вязать начатую сеть. Просидели всю ночь...

За все время работы группы «Z-сети Мордовии» через нее прошло много людей. Но, говорит Юлия, есть крепкий «актив»: «Если кого-то из него долго не видишь, начинаешь скучать».

Когда в группе поняли, что достигли определенного мастерства, то взялись учить других желающих. Для людей из районов республики организовывали курсы. А теперь практикуют выездные мастер-классы: участница группы Ольга Логинова ездит по районам с уроками правильной вязки сетей. Все сети, присланные из сел, проходят строгую проверку.

Никаких наград за свой труд женщины не ждут, разговоров об этом вы здесь не услышите. О том, что такое личная книжка волонтера, многие из них не имеют представления. Среди участниц «Z-сети Мордовии» есть жены мобилизованных. А недавно в группу пришла женщина, у которой погиб сын. «Мы ее выслушали, – рассказывает Наталья Сапунова. – Говорим ей: давайте будем вместе спасать чужие жизни. Сначала она насторожилась. Потом ответила: да, вы правы. Нужно жить дальше. Нужно сделать все, чтобы помочь выжить другим ребятам».

Наталья Сапунова — пример высокого служения Отечеству
Наталья Сапунова — пример высокого служения Отечеству

В каждую маскировочную сеть женщины закладывают пояса «Живый в помощи», полотенца, салфетки или какие-нибудь сладости. А с недавних пор стали добавлять портянки. Как-то им привезли списанное из детских садов белье. Наталья решила, что надо ветошь бойцам отдать – технику протирать. Затем, посоветовавшись с армейскими, решили нарезать портянок из фланели. Этот подарок так понравился бойцам, что портянки теперь вкладывают в сети постоянно.

Двери, за которыми без отдыха трудятся волонтеры, не спутаешь ни с какими другими
Двери, за которыми без отдыха трудятся волонтеры, не спутаешь ни с какими другими

К каждому мешку, в который упаковывается маскировочная сеть, крепится специальный паспорт. В нем указывается ее размер, название, сезон, для которого она предназначена, материал, из которого изготовлена. В том паспорте, который мне показали, в графе «Ткани» перечислялись тюль, трикотаж и оксфорд. Но мое внимание привлекло совсем иное. На самом видном месте этого «документа» были выведены две надписи: «Берегите себя и нас!» и «Мы вас прикроем!»

Хобби
3,2 млн интересуются