“Меня упрекают в неуемном биологизме, в заведомом искажении жизни несчастных тружеников. На каждое обвинение я готов ответить документом". Так парировал Эмиль Золя претензии к своему роману “Жерминаль“ по поводу обилия темы секса.
Но так жили шахтеры во Франции 1860-х годов.
Углекопы из поколения в поколение добывали уголь. Работали все: дети, женщины, старики, ну и самый тяжелый труд доставался мужчинам. В каждой семье было несколько таких работников. Они приносили деньги. Хотя этого было очень мало.
А ребятишек в каждом доме полно. Потому что единственной бесплатной радостью были любовные утехи.
В книге, например, описывается, как приезжий Этьен вышел вечером прогуляться и наблюдал, что все заросли травы вдоль дороги шевелятся, то там, то здесь торчат пятки. Это было нормой жизни шахтёрского городка. При этом соблюдались определённые общественные и семейные традиции. В домах поддерживался порядок и дисциплина.
Роман читается легко. Язык очень хороший. Нет пошлости. Просто описывается история одного шахтёрского города. Ты сам в своей голове рисуешь картины шахт, улиц, тёмной комнаты, в которой спят шестеро детей...
Сюжет динамичный. Читать интересно.
Чтобы правдиво рассказать об углекопах, писатель провёл целое исследование. Золя посещал шахтёрске городки, снимал сюртук, переодевался в рабочую одежду и спускался в шахту. Поэтому, когда читаешь роман, ощущаешь жару подземных тоннелей, запахи, звуки. А чего стоят чувства лошади, которую спустили под землю. Как будто она,как и мы, знает, что никогда больше не увидит солнечный свет.
Это работа в нечеловеческих условиях.
(То же самое, кстати, делал Винсент Ван Гог, когда служил в таком же городке шахтёра. Спускался в шахту. Только его целью было сближение с обществом углекопов, желание понять их и стать своим).
Подробное, почти документальное, изображение среды у Золя имеет важное значение. Он считал, что условия жизни и историческая эпоха влияют на формирование человека. Голоса автора вообще нет в романе, но эта его точка зрения становится понятной читателю. И поведение людей к финалу романа, местами очень неожиданное, объясняется именно условиями жизни. А в финале – блокбастер.
Рекомендую всем. Несмотря на натурализм, текст не отталкивает. Захватывает точно. И ещё много исторических фактов и реалий из жизни Франции 19-го века узнаете. Красивое слово “жерминаль“, по-моему, ни разу в тексте не встретилось. Это не женское имя. Это название первого весеннего месяца во французском революционном календаре. Роман называется символично.
Буду ли я ещё читать Эмиля Золя? Определённо. Он написал цикл из 20 романов. "Жерминаль" входит в этот цикл "Ругон-Маккары". Конечно, хочется прочитать все.