Не по всем дорогам можно ехать на расслабоне, некоторые маршруты слишком трудны для преодоления на обычном круизёре и даже на шоссейном велосипеде. Поэтому человеки придумали горный велосипед, у которого подходящая геометрия, амортизация и нужный набор звёзд.
Для начала выбираем раму
Есть два типа горных велосипедов. Хардтейл и двухподвес.
В первом случае это велосипед с жёстким задним треугольником (или перьями), а во втором это велосипед с амортизацией обоих колёс.
Разница между ними большая.
Хардтрейл дешевле и проще в обслуживании. Но в ряде случаев на нём сложней преодолевать участки с большим количеством кочек.
Из плюсов, могу отметить, что на нём легче ездить по асфальту и он меньше весит (при той же цене).
Двухподвес дороже, но и комфортней, особенно на спусках. Едешь по мелким неровностям и твоя пятая точка не страдает. Однако стоит понимать, что такой велосипед неудобен для поездок по асфальту.
Выбирать раму надо исходя из трёх основных критериев:
- Ваш бюджет — тут всё понятно, не каждый может себе позволить дорогое увлечение.
- Маршруты по которым будете ездить. Если предполагается много асфальта, то лучше брать хардтейл.
- Ваши личные навыки велосипедиста. Если вы не хотите экстремальных заездов и вообще не стремитесь к спорту, то двухподвес не даст вам ничего.
Кстати говоря, есть ещё материал рамы. У горных велосипедов, в основном, используют алюминий. Но в последние лет 10 популярность обретает карбон.
Чтобы вам не говорили, какие бы доводы не приводили, надо знать только одну вещь — карбон всегда дороже (если велосипеды одного уровня). Поэтому, выбор материала зависит только от вашего кошелька.
- Конечно, можно ещё расписать о том какую подвеску надо брать (пружинную или воздушную), о ходе подвески и её регулируемости. Но этот момент больше интересует профессионалов или стремящихся к этому. Любителю всё равно.
Количество звёзд
Больше не значит лучше, просто у вас будет несколько передач, которыми вы не пользуетесь. Не нужно стремиться к кассете у которой 12 скоростей. Стандартные 10 отлично справятся.
Тут больше зависит от личного опыта и предпочтений. Я советую десятискоростную кассету с двумя звёздами спереди. А если не хотите париться с лишним переключателем, то одну звезду спереди, зубов на 36 (а то и меньше). Правда скорости поубавится.
Неплохой диапазон для кассеты это 11-36, но "сковородочки" 11-42 тоже хороши.
Интересный факт, некоторые профи снимают маленькую звезду, потому что не пользуются ею. Причём даунхильщики часто снимают большую звезду с кассеты, по той причине, что едут вниз и им не нужно въезжать в горки.
У профи свои заморочки.
Тормоза и колёса
На горных велосипедах очень неплохо показывают себя колёса 27,5 дюймов. Некоторые до сих пор гоняют на двадцать шестых. А мне нравится двадцать девятые.
Это дело личных предпочтений и требует определённого опыта.
Если рассуждать о каких-то качествах, то 27,5" лучше на поворотах и в узких участках, чем 29", но большие колёса устойчивей и легче проходят мелкие неровности.
Тормоза дисковые. Никаких ободных не надо. Да, они дороже и тяжелей. Но тут про надёжность. Дисковая гидравлика в идеале.
Однако, если говорить о велопоходе в горы, на много дней, то мне кажется будет лучше использовать механические тормоза.
Тормозные роторы лучше 180мм. Конечно, кто-то может сказать: — "Да я на 160мм катаю и мне норм."
Но всё таки, хорошие тормоза это залог безопасности в горах.
Для новичков я советую взять хардтейл с дисковыми механическими тормозами, на 27,5" колёсах. Одна звезда спереди и десять сзади. За один сезон вы быстро поймёте, что вам нужно и сможете модернизировать свой велосипед или продадите его и купите более подходящий.