Здравствуйте! Эдуард Бояков (бывший худрук МХАТа им. Горького, а ныне создатель и худрук Нового театра) дал очень занятное интервью Комсомолке. Я не раз ругал его в своих статьях за Бузову на сцене МХАТа, за раскол труппы и скандалы, увольнения, за многое другое. При этом, он талантливый режиссёр, да и во многих вопросах культуры я с ним часто согласен. И вот Бояков порассуждал о нынешнем состоянии театра, и мне очень хочется обсудить с вами его слова.
Скоро у Боякова выходит премьера спектакля «Скупой» с Леонидом Якубовичем в главной роли. По этому случаю интервью и бралось. Кстати, не могу не сказать, что лично для меня Якубович был открытием. Я всегда думал, что он лишь ведущий «Поле чудес», но он, как оказалось весьма неплохой актёр с сильнейшей энергетикой и обаянием. Но меня в интервью заинтересовали слова о нынешнем театре. Корреспондент спрашивает Боякова:
«Год назад вы говорили мне (дословно): «русский театр попал под влияние нетрадиционных ценностей, неустроенных феминисток и жеманных г@&в». С тех пор многое изменилось. Многие (режиссеры, драматурги, актеры) уехали из страны. Плюс перестановки в московских театрах и новые назначения. На освободившиеся места пришли новые лица, которые прежде находились в тени условных серебренниковых-крымовых-бутусовых. Им дали шанс проявить себя. Обновилась кровь. Однако, на мой взгляд, ни ярких прорывов, ни интересных премьер. Почему ничего не изменилось?»
Бояков отвечает:
«Изменилось - все стало только хуже. Дело в том, что сегодня любые назначения, не только в театре, но и в других сферах культуры, происходят не с учетом профессиональных компетенций, а по принципу лояльности. Посредственность всегда демонстрирует лояльность по отношению к работодателю. Но этого мало для развития театра. Нужны, повторю, носители художественных идей. Эфрос, Товстоногов, Любимов – это определенная идеология, концепция театра, философия. Я не знаю ни одного современного худрука или главного режиссера, который задумывается на эту тему вообще. Большинство мыслят шаблонно: давайте поставим Островского, потому что у него юбилей. И потому что классика – это безобидно и проверено временем. (…) В театры пришли люди, которые просто ненавидят русскую культуру. Они занимались распределением премий, определяли вкусы, приглашали иностранных режиссеров, того же Алвиса Херманиса, ездили на зарубежные фестивали... Всё это спонсировалось нашей прозападной либеральной элитой. И эти люди, как ни странно, продолжают занимать лидирующие позиции в культуре. Но их эпоха уходит. Время и общая ситуация работают на новую, суверенную русскую культуру!»
Со многим согласен. Кроме того, что сейчас уходит эпоха и наступит суверенная культура. Думаю, не уходит и не наступит. Да, многие уехали или уволены, но десятилетиями происходило становление театра, многое заимствовалось у Европы и США, сама система продюсерских проектов, антреприз, мюзиклов, проектного театра - это полностью западная история, которая у нас крепко прижилась. И она проникла и в репертуарный театр. Люди в культуре пропитаны этой системой, все наши главные театральные награды заточены под неё. Приветствуется и продвигается новаторство, даже манера актёрской игры и режиссуры претерпели изменения. И прав Бояков - нет лидеров и идей. К тому же, западное искусство не пропало и нет железного занавеса, оно всё так же оказывает влияние. На самом деле, всё это грустно.
А вы что думаете? Согласны с Бояковым? Напишите, пожалуйста, в комментариях.
Дорогие читатели, хочу пригласить вас подписаться на мой Телеграм - канал «Записки актёра»! Там вас ждёт более свободное общение, вы точно не пропустите ни одной интересной темы, там я всегда на связи, отвечаю на ваши вопросы. А ещё часто провожу прямые эфиры, где мы общаемся почти вживую, делюсь своим мнением и провожу опросы. Вы очень поддержите меня и канал, если подпишитесь! Спасибо вам огромное!
Если пропустили мою предыдущую статью, предлагаю прочитать и её:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин