1914 год
Северная Америка - Британская империя
После того, как Жюль Зильбер, бывший офицер Британской колониальной армии, немец по национальности, проживавший в США, с началом Первой мировой войны решил помогать Германии на тайном фронте, он начал искать решение проблемы, как выехать из США в Англию, не имея паспорта и при этом не показывать свою истинную национальность (смотри публикацию «Юность агента»).
Выехать в те дни из портов США: Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, - не представлялось возможным.Билеты на пароходы, идущие в Европу, продавались лишь по предъявлении паспорта, а при получении паспорта в него обязательно вписывалась национальность владельца. Потому Жюль, у которого паспорта не было, принимает решение добираться до Англии через Канаду.
Канада являлась британским доминионом, потому от подданных британской короны при посадке на суда, плывущие в Англию, паспорта не требовались. Сохранив при себе все документы, которые свидетельствовали о службе Зильбера в британской армии в Южной Африкеи в Индии (ни в одном из них не указывалась его национальность), Жюль прибыл в Монреаль, где выдавал себя за француза, жителя Квебека. Выбрал себе для переезда в Англию маленький пароход, который плыл в Манчестер.
На пароходе попутчиками Зильбера были горный инженер, собиравшийся вступить в инженерные войска британской армии, и американец, капитан хоккейной американской команды.
Зильбер сумел сблизиться с капитаном парохода, любителем играть в шахматы. Между делом показал свои фотографии, где он в британской военной форме находился в обществе британских офицеров в Южной Африке и в Индии. Это произвело на капитана сильное впечатление.
А потому, когда на 9-й день плавания у берегов Ирландии пароход встретил британский крейсер, то на запрос с крейсера: есть ли немцы на пароходе? - капитан уверенно ответил: «Нет!».
Еще некоторые манёвры и пароход вошел в порт Ливерпуля. Здесь опять последовал запрос с берега: «Есть ли иностранцы - враги на борту?».
Капитан дал ответ: «Один англичанин, один американец, один француз».
На следующий день через канал пароход вошёл в порт Манчестера.
На борт парохода поднялась портовая полиция для проверки прибывших.
Горный инженер, уроженец Манчестера, сразу же получил разрешение сойти на берег.
Американец показал паспорт, но без фотографии. По нему запросили Министерство внутренних дел: можно ли ему сойти на берег?
Зильбер, не имевший паспорта, вызвал подозрение, но его спасли фотографии из Южной Африки и Индии. На всякий случай ему велели находиться на пароходе, пока не придёт ответ из Лондона.
Вечером пришло разрешение из Лондона: Зильберу и американцу разрешили сойти на берег.
В тот же вечер Зильбер уехал в Лондон, где явился в Военное министерство с желанием устроиться в отдел цензуры. Его принял начальник отдела цензуры и предложил заполнить анкету, хотя и обратил внимание, что фамилия Зильбера не английская и не французская. Надо понимать, что Зильбер намекнул на свои еврейские корни.
Через день Зильберу сказали, что он принят на службу, но должен подождать назначения.
Несколько дней спустя Зильбера пригласили в здание военной цензуры - Саллисбери Хауз, где его принял один из начальников - полковник, ветеран индийской службы. В ходе беседы коснулись Индии. Нашлись общие знакомые, и Зильбер без лишних проволочек был зачислен на службу, получив пропуск под номером 216.
Зильбер оставался в британской контрразведке до конца июня 1919 года и ни разу не был заподозрен. От директора МI-5 он даже получил благодарность и премию за многолетнюю честную службу. Высшие чиновники узнали о деятельности Зильбера лишь через 15 лет, когда он вышел в отставку и жил уже далеко от берегов Туманного Альбиона.
Дополнительно:
(Источник: Зальбер)