Найти тему
Контент в Контексте

«Я люблю их любовь» или почему сегодня «шиппинг» это больше, чем «болезнь подростков»

Оглавление

Сегодня каждый пользователь Интернета на своем поисковом пути, так или иначе, сталкивался с «шиппингом». А если нет, то в реальном мире ваши знакомые, друзья или дети подталкивали вас поближе познакомиться с этим явлением.

Было ли это то, что вы обошли стороной, или то, во что вы занырнули с головой, факт на лицо – вы больше не сможете оставаться в стороне.

Хотите вы или нет, но в современном мире «шиппинг» – это больше, чем «больные фантазии подростков». И наш материал тому подтверждение.

Что такое «шиппинг»?

Данное явление пришло к нам в XX веке. Медиа указывают на два «первоисточника»:

  1. «шиппинг» возник в 70-х на почве приобретения популярности научно-фантастическим сериалом «Звёздный путь» («Star Track»);
  2. «шипперство» пришло из 90-х при всеобщем ажиотаже вокруг сериала «Секретные материалы» («The X-Files»).

Слова «шиппинг» или его аналог «шипперинг» (в Интернете употребляют оба варианта применительно к одному явлению) происходят от английского слова «shipping», которое в свою очередь трансформировано из слова «relationship» (перевод - «отношения»).

«Шиппинг» обозначает действие. Человека, который им занимается, называют «шиппер», от английского слова «shipper». И к ним относятся не только одинокие подростки (ломаем ваше стереотипное мышление), но люди всех возрастов и статусов.

В общем виде, «шиппинг» можно определить как сопереживание взаимоотношениям лиц или персонажей. В «шиппинг» можно также включить действия по анализу таких взаимоотношений, фантазированию о них, представлению их через разные сферы творчества и так далее. Такие взаимоотношения могут носить как дружеский, так и романтический характер. Но чаще всего, «шипперы» позиционируют свои парочки как любовников.

И кого же «шипперы» «шипперят»?

-2

Ответ один – ответа нет. В «шиппинге» можно сопереживать как отношениям между реальными людьми, так и отношениям между персонажами. Никаких ограничений нет. Поговаривают, что «просветленные» «шипперы» могут «зашиперить» что угодно, и даже вещи!

А если серьезно, то вы можете «зашипперить»:

  • персонажей (фильма, книги, аниме, манги, компьютерной игры),
  • реальных людей (друзей, соседей и проч.),
  • медийных личностей (блогеров, артистов, актеров и так далее),
  • и даже себя с кем-нибудь из списка выше (да-да, это из разряда тех видеороликов и историй с непонятным Т/И (расшифровывается как твое имя)).
Если еще углубиться в терминологию, то как «шиппер» вы можете также оперировать словами «канон», «ОТП» и «кроссовер».
OTP – аббревиатура от английского «Only True Pairing» или «Единственно возможная пара» - это та пара лиц или персонажей, которую поддерживает фанат.
«Канон» - пара, официально продвигаемая автором (создателем) произведения; пара, чьи отношения имеют место быть в реальности или произведении. Например, в серии книг про Гарри Поттера каноном является связь Рона и Гермионы. Или, ранее каноном была пара «Бранджелина» (от английского - Brangelina) - Брэд Питт и Анджелина Джоли.
«Кроссовер» - это возможность «связать» пару из различных произведений, людей из разных областей. Например, кроссовером будет пара Гарри Потер и Наруто.

Вы, конечно, скажите, что «шипперство» – это плохо, но мы ответим…

И да, и нет. Как любое социально-культурное явление, коим «шипперство» может называться по праву, оно имеет свои «созидательные» и «разрушительные» стороны. И как говорил швейцарский философ и врач Парацельс – «Все есть лекарство, и все есть яд — все дело в дозе». «Шипперство» может быть как толчком к развитию искусства и установлению дружеские связей внутри различных сообществ, так и источником «сталкинга» и нездорового фанатизма.

Вы можете, например, вдохновиться историей дружбы актеров и написать об этом пост (например, о дружбе Зендеи и Тимати Шаламе), а можете яростно доказывать, что у них есть тайная связь с другими медийными личностями, анализировать их посты в социальных сетях, заниматься преследованием и разводить «межфэндомные» войны (например, знаменитые войны фанатов BTS – «тэгуки» против «чигуков»).

Психологическая подоплека или почему я болею за их отношения больше, чем за свои?

сериал "Волчонок", пара Stydia (Стайлз и Лидия)
сериал "Волчонок", пара Stydia (Стайлз и Лидия)

Единого подхода к «шиппингу» нет, поскольку само по себе явление психологами и психотерапевтами с научной и профессиональной точки зрения не изучалось. Однако его проявления могут быть отнесены к построению парасоциальных отношений. Парасоциальные отношения определяют как односторонние, но эмоционально насыщенные отношения пользователя медиа с популярной личностью или вымышленным персонажем. Думаем, в равной степени к таким парасоциальным отношениям можно отнести процесс сопереживания «шиппера» отношениям выбранной парочки.

Причинами парасоциальных отношений являются эволюционные механизмы, дефицит реальных связей и страх реальных отношений. Однако не спешите с выводами!

Как отмечают эксперты, такие отношения позитивно влияют на человека, позволяя ему получать положительные эмоции, снижать стресс, чувствовать себя частью сообщества/отношений, знакомится с единомышленниками, получать и перенимать через «любимчиков» полезные привычки, знания и жизненный опыт.

В телеграмм-канале онлайн-сервиса психотерапии «Ясно» специалисты на схожие проблемы с построением отношений и явлением «шиппинга» указывают, что это может быть связано с идеализацией определенных отношений и партнера, страхом одиночества, поиском безусловной любви. Мы как бы пытаемся найти в таких отношениях то, чего нам не хватает в жизни.

Но положительное в этой ситуации заключается в том, что анализ вашей парочки может подсказать, чего именно вам не хватает в жизни или отношениях и что вам хотелось бы обрести. Кроме того, то, что мы любим и лелеем в наших любимчиках, есть в нас самих. «Так работает механизм проекции: когда мы не присваиваем собственные качества, мы начинаем видеть их в других».

Конечно, делать какие-то выводы при имеющемся количестве материала рано, но можем указать, что «шиппинг» – это далеко не пагубное увлечение. И, как и любая часть ваших интересов и жизни, она при правильном подходе может помочь вам лучше себя понять, вырасти и просто найти «уютный» уголок в безумном вихре информационной сети Интернет.

«Шипперство» как двигатель культуры и искусства

-4

Да-да, вы не ослышались! «Шипперы» оказывают влияние на культуру и искусство, и это проявляется в двух аспектах:

1. Через творчество.

Фанатское творчество оказывает значительное влияние как на развитие оригинального произведения, так и новых произведений, и в целом на культурное сообщество. В рамках своего фэндома (сообщества) талантливые фанаты находят различные возможности для самовыражения: через создание фанфиков (письменных работ), фанартов (рисунков), видео-клипов, додзинси (манга/комиксы) и так далее. Такие работы позволяют подогревать и поддерживать интерес к оригинальному произведению. Кроме того, деятельность фанатов зачастую поддерживается и самими авторами (создателями) работ.

Фанаты также могут монетизировать свое творчество – продавая арты, мерч по паре и прочее, и даже стать авторами новых бестселлеров и популярных сериалов.

Например, книга «Пятьдесят оттенков серого» была переделана из фанфика по «Сумеркам» (Twilight), и впоследствии получила экранизацию. Похожая история была и у серии фильмов «После» (After): история родилась из фанфика по бойз-бенду One Direction, где парочкой были Гарри Стайлс и Т/И.

2. Через поддержку произведения аудиторией.

Аудитория произведения и «шипперы» - это одни и те же лица, поэтому, как потребители, они так же навязывают свои интересы кино-студиям, музыкальным студиям и издательствам. И последние, вы удивитесь, их учитывают! Происходит взаимовыгодный обмен: фанаты получают контент со своей любимой парочкой, а студии и издательства – прибыль.

К примеру, сценаристы «Бегущего в лабиринте» (The Maze Runner) знали про сообщества фанатов по «Дилмасам» ( от английского «Dylmas» , неканонная пара произведения, подразумевает отношения между актёрами Диланом О'Брайном и Томасом Сангстером), поэтому завершающая сцена фильма с участием главных актеров получилась столь трагичной и получила широкий отклик у публики.
А про сериал «Игра Престолов» («Game of Thrones»), фанаты говорят не иначе, как игру создателей с любимыми ОТП аудитории.

Как «шипперы» науку популизировали, и не только

-5

Явление анализа и изучения отношений персонажей и знаменитостей давно вышло за рамки сообществ. Сегодня не только фанаты, но интернет-медиа стремятся разоблачить отношения любимчиков. Но мы не будем углубляться в деятельность желтой прессы. Здесь хотелось бы отметить, что даже порой изучение и коллекционирование моментов любимой пары, доходящее до фанатизма, может принести свои плоды.

В частности, фанаские анализы нарочно или нет, но популяризируют психологию, кинесику, физиогномику и так далее. А если любимчики иностранцы, то «шипперы» для более объективного анализа углубляются и раскрывают особенности истории их страны, культурные аспекты, языковые фишки и сленг, религиозные и иные общественные нормы. В фанатских сообществах и за их пределами, применительно к «шиппингу», также нередко обсуждаются различные морально-этические вопросы о неприкосновенности частной жизни, о феминизме, о возможности построения равных отношений и нетрадиционных отношений (если пара однополая) и прочее. И это, согласитесь, уже тянет на новый вид просвещения.

Такая деятельность также может оказывать влияние на рынки товаров и услуг, поскольку фанаты не редко могут приобретать брендовые и иные вещи своих любимых парочек или посещать места, где они были.

«Шипперство» уже не то… Или как построить бизнес на фанатах и с фанатами

-6

Как уже упоминали ранее кино-студии, музыкальные студии и издательства берут во внимание деятельности «шипперов», и стараются всячески поддерживать их интерес для коммерческого роста проектов. Наиболее наглядно это можно увидеть в корейской музыкальной индустрии (кей-поп) и индустрии кино Тайланда и Филлипин

В кей-поп «шиппинг» проявляется и поддерживается музыкальными компаниями через создание покупаемого поклонниками контента с «парочками» и фансервис. Контент, может быть разнообразным, главное – естественность. Компании сами выявляют при съемах материалов дружеские взаимодействия в группах и выделяют их: делают нарезку кадров с «парой» с милыми комментариями в видео, ставят ребят или девушек вместе на интервью и прямые эфиры, проводят различные игры на сближение команд в развлекательных шоу, создают моменты взаимодействия в хореографии, через письма и видео-послания участников группы друг другу, в музыкальных клипах (очень часто поднимаются темы дружбы, связи) и так далее.

Компании также для продвижения групп поддерживают фанатские движения по парочкам: официально называют ребят прозвищами, которые им дают фанаты, поддерживают проекты поклонников – организацию фанкафе или выставок фото и так далее.

Перевод выделенной записи - Жвачки (CUMS), так фанаты прозвали пару участников кей-поп группы TXT Субина и Кая (ресурс- https://www.youtube.com/watch?v=Ac27fTlmY4I ), потому что ребята часто проводят время вместе
Перевод выделенной записи - Жвачки (CUMS), так фанаты прозвали пару участников кей-поп группы TXT Субина и Кая (ресурс- https://www.youtube.com/watch?v=Ac27fTlmY4I ), потому что ребята часто проводят время вместе

Особое место во всей этой коммерческой деятельности и продвижении группы на музыкальном и медиа рынке, конечно, занимает фансервис. Он, можно сказать, включает частично в себя вышеуказанное. В общем виде данные термин можно определить как определенные действия со стороны группы и ее участников направленные на то, чтобы порадовать своих поклонников. Это могут быть как милые заигрывания с фанатами на личных встречах или в социальных сетях, эгьё (милое поведение) и прочее, так и взаимодействия участников между собой с романтическим уклоном с целью поддразнить поклонников.

Запись на стене
Фансервис k-pop: как айдолов учат обращаться с фанатами
I love 2PM9 октября 2021
Компании также не редко прибегают и к другим стратегиям использования «шипперов»: заказу статей по паре (знаменитый Диспатч, привет! :) ), ведению за пару Lovestagramа с «незаметным» продвижением в нем нужных продуктов и брендов и так далее. Выбор неограничен. Будем честны, любовь, как одна из основных волнующих тем человеческой жизни, всегда хорошо продавалась и покупалась.

А теперь, просьба особо чувствительным личностям, пролистать вниз, поскольку сейчас мы затронем тему однополых отношений.

Киноиндустрия Тайланда и Филиппин использует пары актеров в сюжетах про (в том числе однополую) любовь по максимуму. Если их химия понравилась зрителям, их пару будут всячески продвигать: в социальных сетях, интервью, шоу и так далее. Однако такое продвижение накладывает и свои ограничения – нельзя взаимодействовать с другими лицами, ведь фанаты свято верят, что пара встречается и в жизни, и на экране, и этот образ разрушать нельзя.

если у вас хорошо с английским языком вы можете ознакомится с описываемым продвижением парочек в кино-индустрии в интервью филиппино-американской актрисы Хоуп Элизабет Соберано (таймкод 56:56)
Пара Омнанон из лакорна Заклятые друзья (Bad Buddy), ресурс обрывка статьи - https://vk.com/@publicohmnanon-sbornik-zhurnalov-ohm-nanon-part-1
Пара Омнанон из лакорна Заклятые друзья (Bad Buddy), ресурс обрывка статьи - https://vk.com/@publicohmnanon-sbornik-zhurnalov-ohm-nanon-part-1

Справедливости ради, стоит сказать, что продвижение экранных парочек не новое явление, в том числе и в других странах, и на Западе.

Так, например, в Китае после выхода в свет сериала «Неукротимый: Повелитель Чэньцин», по одноименной новелле, поклонники произведения активно сватали главных актеров Сяо Чжаня и Ван Ибо.

Англоязычные кино- и музыкальные индустрии тоже активно используют явление «шиппинга» себе на благо.

Чего только стоит целая эпоха фан-творчества по парочкам группы One Direction! Наверное, не найдется человека не знающего о Ларри (от английского Larry, пара Гарри (Harry Styles) and Луи (Louis Tomlinson)).

Любимые парочки фанатов также поддерживаются и продвигаются в киноиндустриях, а если актеры начинают встречаться в реальной жизни, то можно сказать, что все заинтересованные лица срывают джек-пот.

Например, в свое время фанатами яро поддерживалась и подвигалась компаниями пара Кристен Стюарт и Роберта Паттинсона, сыгравших главных героев в серии фильмов «Сумерки».
Другим примером может служить пара Нина Добрев с Йеном Сомерхолдером, сыгравшие Елену и Деймона в сериале «Дневники вампира» (The Vampire Diaries), встречавшиеся во время проекта.
Здесь список можно продолжать бесконечно – парочки из сериалов «Волчонок» и «Сверхестественное», Шерлок и Ватсон и так далее.
Думаем, и в русскоязычном Интернете любимых фанатами ОТП будет не меньше. В последнее время, нам часто попадаются Артоны – пара Арсения Попова и Антона Шастуна.

Вывод: победила любовь!

Мы так считаем.

А если честно, то хочется отметить, что сегодня «шиппинг», несмотря на поставленную на него стереотипную метку «увлечения сумасшедших подростков» и не всегда обоснованный хейт, является состоявшимся, разнообразным и развивающимся явлением, оказывающим влияние на сферы искусства, музыки и бизнеса. И мы надеемся, что эта статья вас в этом убедила.

Не важно, как вы относитесь к «шиппингу», он уже прочно и незаметно вошел в нашу повседневную жизнь, и мы думаем, что это к лучшему, ведь положительных сторон у него больше. И если «шиппинг» добавит больше любви и добра в нашу суровую реальность, или поможет финансово поддержать любимые проекты и исполнителей, то почему бы не стать его приверженцем?

А вы являетесь «шиппером»? Кто ваш ОТП?