Найти тему

Роковая ошибка или трагическая случайность? Как чуть не погибла первая отечественная боевая подлодка

Впервые мысль о создании подводных кораблей была высказана в нашей стране еще во времена императора Петра I. Начать нужно с «потаенного судна» Ефима Никонова, испытанного в начале XVIII века, а закончить – многочисленными малыми подводными лодками Степана Джевецкого, серийно строившимися в конце XIX столетия. Но все эти субмарины к настоящим подводным лодкам отнести трудно: они приводились в движение мускульной силой экипажа, имели очень малый ход и небольшой запас дальности плавания. По-настоящему задумка получила воплощение только при Николае II. В мае 1903 года на воду была спущена первая отечественная боевая субмарина – «миноносец №150», вскоре получившая название «Дельфин». Однако уже в июне 1904 года аппарат чуть было не потеряли безвозвратно. О первой подводной катастрофе в истории России мы хотим сегодня рассказать нашим читателям.

Да, эпизод этот совсем не радостный, но и его полезно знать, чтобы понять, сколько порой труда, ошибок и мук стоит за будущими победами (а у российского подводного флота их немало). Пусть же события вроде тех, что случились с «Дельфином», никогда не произойдут вновь.

Спуск на воду «Дельфина», 1903 г.
Спуск на воду «Дельфина», 1903 г.

День 16 (29 по новому стилю) июня 1904 года в Санкт-Петербурге начинался вроде бы обычно. «Дельфин» находился на Балтийском заводе, где устранялись выявленные в ходе испытаний недостатки и недоработки. Было решено провести учебное погружение у стенки завода. В отсутствие командира лодки судном командовал лейтенант Анатолий Черкасов. Лодка была сильно перегружена, вместо 10 человек по штатному расписанию в ней планировали разместиться 37 (три офицера и 34 нижних чина).

«Дельфин» у стенки Балтийского завода, 1904 г.
«Дельфин» у стенки Балтийского завода, 1904 г.

Следует отметить, что конструктивные особенности субмарины предусматривали закрывание люка в рубке в последний момент: через него стравливался воздух из балластных цистерн. Лодку оттолкнули от стенки. Черкасов отдал команду заполнять балластные цистерны. Офицеры курили наверху у открытого люка, а затем стали спускаться вниз. Но из-за перегруза лодка погружалась быстрее обычного и почти сразу же в люк хлынула вода. Началась паника. Кто-то выскакивал из люка наружу, в то время как другие пытались его закрыть. Возможно, катастрофы удалось бы избежать, однако один обезумевший от страха матрос попытался выбраться наружу, застрял в люке, да там и погиб. Это только усилило поток воды.

Лодка села на дно, люди оказались в ловушке. Когда удалось вытащить тело погибшего матроса и задраить люк, воздушная подушка в лодке составляла не больше 30 сантиметров. В воздух тем временем поступали пары топлива из поврежденной в панике бензиновой цистерны. Люди начали задыхаться. Чтобы хоть кто-то смог спастись, вновь открыли люк, но лишь до половины. Из затонувшего «Дельфина» сумели выбраться два офицера и семь матросов. Лейтенант Черкасов эвакуироваться наотрез отказался, предпочтя разделить судьбу с оставшимися членами экипажа.

В результате инцидента 24 человека погибли. Комиссия, расследовавшая причины трагедии, нашла их в «совокупности неправильных действий лейтенанта Черкасова». Техническое несовершенство подлодки, грубые ошибки, допущенные при ее проектировании, а также полное отсутствие на «Дельфине» спасательных средств и пренебрежение психологической подготовкой экипажа к особенностям несения службы на таком типе судов, не были приняты во внимание. Спустя два дня подводная лодка была поднята, при этом во время откачивания из нее воды произошли два взрыва паров бензина и гремучей смеси (водорода с кислородом), скопившейся внутри корпуса из-за разложения воды током аккумуляторных батарей и замыкания электроцепей – четыре матроса получили ранения.

Лейтенант Черкасов и погибшие члены экипажа были похоронены на Смоленском кладбище Васильевского острова. А отремонтированный «Дельфин» ожидало участие в Русско-японской и Первой мировой войнах, впрочем, это уже совсем другая история…

«Дельфин» на Балтике, 1904 г.
«Дельфин» на Балтике, 1904 г.

За 120 лет отечественный подводный флот пережил многое и шагнул далеко вперед, став родом сил Военно-морского флота, включающим атомные ракетные подводные лодки стратегического назначения, атомные многоцелевые подводные лодки и дизель-электрические (неатомные) подводные лодки. Он является ударной силой, обладающей возможностью вести боевые действия скрытно, в любых районах Мирового океана, наносить мощные ракетно-ядерные удары по важным в военном отношении объектам противника и наиболее эффективно вести боевые действия против боевых надводных кораблей, подводных лодок, транспортов и судов противника. Материалы о ВМФ России и ее подводном флоте в нашей экспозиции представлены, начиная с зала №2 .

В зале №2 ЦМВС РФ. Фрагмент экспозиции, посвященный Российскому императорскому флоту
В зале №2 ЦМВС РФ. Фрагмент экспозиции, посвященный Российскому императорскому флоту