Особняк на Малой Никитской улице, в котором сейчас располагается посольство Туниса, пользуется дурной славой. Про него слагают городские легенды, в которые даже при очень большом желании сложно поверить, но без которых было бы намного скучнее жить.
Считается, что все владельцы этого особняка плохо закончили свою жизнь, мол, над этим домом проклятье, но на самом деле, история обитателей особняка совсем не страшнее, чем у владельцев других домов по соседству. Стоит признать, столица за последние 150 лет повидала немало печальных событий, а этот дом видел не больше, чем его соседи, но все-таки именно здесь, как говорят, часто видят «черный воронок», который с ревом разъезжает по улицам вблизи Баррикадной. Говорят, Лаврентий Павлович ищет новую жертву.
Дом градоначальника
Архитектор Василий Карнеев построил этот строгий и стильный особняк со сдержанным декором и скромным убранством для нового градоначальника Степана Тарасова. Мужчина к тому моменту был тяжело болен, поэтому спустя несколько месяцев после вступления в должность попросил освободить его от своих обязанностей, но вот в доме этом он задержался надолго. Только в 1911-м году первый владелец дома умер, а его вдова переехала.
Дом бизнесменов
Следующими владельцами стали чета дельцов Баканиных-Миндовских. Ольга Миндовская владела небольшой мануфактурой, а ее муж занимался недвижимостью: скупал дома и сдавал их в аренду. Дела у супругов шли неплохо, поэтому вскоре пара озаботилась капитальным ремонтом и строительством пристройки, которую тоже собирались сдавать в наем. Молодым бизнесменам не нравился строгий, скромный и чуть вычурный стиль, в котором был построен дом.
Хотелось больше пространства и света, а заодно и потолки повыше. После того ремонта внешне здание мало изменилось, не считая появления двухэтажной пристройки. Внутреннее убранство дома супруги полностью переделали под себя, но в 1914-м году Ольга и Александр умерли, а дом вновь перешел в статус государственной собственности.
Подвал с трупами
Несколько лет подряд дом на Малой Никитской служил временным пристанищем то для одной общественной организации, то для другой, пока наконец не перешел в ведение ЧК. Говорили, что во времена Красного террора в подвале этого дома проводили расстрелы, а все кладовые были завалены трупами неугодных новой власти людей.
В те времена, где только не расстреливали, а вот переполненные трупами кладовые – явное художественное преувеличение, они бы пахнуть начали, а тут неподалеку и крематорий в монастыре дымил круглыми сутками, коллекционировать трупы надобности не было.
50 оттенков Сталина
В 1938-м году молодой и амбициозный грузинский политик, известный своим цинизмом и практичностью, Лаврентий Берия совершил резкий скачок в карьере. С поста главы коммунистической партии Грузинской ССР он перешел на должность главы НКВД, сменив на посту организатора Большого террора, всемогущего Николая Ежова. Вместе с новой должностью Лаврентий Павлович получил и этот особняк в личное пользование.
Тихий, спокойный и совершенно безжалостный Лаврентий Павлович к массовому террору был равнодушен, но перед начальством выслужиться хотел, поэтому активно занимался насильственным перемещением народов, особенно терпеть не мог евреев и поляков, это модно в те времена было. В качестве наиболее эпичного «достижения» Лаврентия Павловича называют обычно знаменитый Катынский расстрел, в ходе которого были ликвидированы десятки тысяч польских военнопленных в 1940-м. Впрочем, это все про работу, дома Лаврентий Павлович был совершенно другим. Это был человек весьма свободных (хоть и односторонне) взглядов, по тем временам вел себя максимально сексуально раскрепощенно.
Официально он был женат на одной женщине, но вот любовниц менял как перчатки. Биограф Н. Зенькович и ряд других историков рассказывают о том, что в какой-то момент в особняке вблизи Баррикадной Лаврентий Павлович поселил свою возлюбленную Валентину Дроздову, которая жила там на правах второй жены. Вскоре у этой девушки появился ребенок, отец, естественно, "неизвестен".
Впрочем, Лаврентий Павлович не любил стеснять себя условностями. Начальник его охраны Рафаэль Саркисов рассказывал о том, что помогал начальнику с поисками симпатичных девушек. По его словам, глава НКВД мог указать пальцем на милую особу на улице, а вечером ее уже везли в особняк на Малой Никитской. Девушки редко противились, боясь гнева всесильного начальника НКВД. Почти всегда они покорно выходили из машины, их отводили в подвал, где мистер Грей Сталинского периода обустроил себе БДСМ-комнату. Наутро девушки уходили, предпочитая навсегда забыть об ужасном эпизоде своей жизни. Конечно, судя по всему, это не было агрессивным насилием, Лаврентий Павлович такое не жаловал. Это был чистый и незамутненный харассмент. Девушки боялись отказать второму человеку в стране, а наркому нравилось чувствовать, что он внушает страх и трепет.
Когда бункерный дед, то есть отец народов умер, нужно было найти стрелочника. Лаврентий Павлович суетился как мог, из безжалостного монстра госбезопасности он превратился в самого либерального из либералов, самого человечного из филантропов, но... не успел. На роль стрелочника был выбран именно он. Говорят, в своем же особняке и был расстрелян, что, впрочем, не очень согласуется с другими показаниями.
Посольство Туниса
В 1990-х годах особняк с мрачной историей был передан во владение посольству Туниса.
Здесь тут же начали масштабный капремонт, в ходе которого было раскопано немало мрачных тайн. В том числе здесь нашли любимую пыточную Лаврентия Павловича, а заодно и пару трупов. И все же мрачная слава этого особняка сильно преувеличена, ну а у кого в подвале трупы не валяются, у того жизнь неинтересная.
Городские легенды
По вечерам в широких коридорах и просторных кабинетах посольства Туниса часто можно слышать шелест страниц, чьи-то шаги и даже лязганье цепей. Говорят, Лаврентий Павлович скучает без работы.
А ближе к ночи на узкой улочке вдруг раздается рев машины, иногда и черный «воронок» кто-то из очень впечатлительных видит. Это Лаврентий Павлович, значит, повеселиться хочет. Глупости это все, конечно, но история у дома интересная и жильцы хорошие.