Несколько лет назад возник вопрос является ли «Гадалка», которая сейчас находится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке подделкой?
В 1984 году британский искусствовед Кристофер Райт опубликовал книгу «Искусство фальсификатора», в которой утверждал, что эта картина написана не Жоржем де Латуром, знаменитым лотарингским художником XVII века, а искусным французским реставратором Эмилем Делобре в начале ХХ века!
И это не смотря на то, что холст подписан в правом верхнем углу красивой и очень разборчивой надписью: «G. De La Tour Fecit Lunevilæ Lothar». Более того, стиль великого живописца на этой картине хорошо узнаваем. И тщательная прорисовка богатых костюмов и важность, придаваемая жестам и взглядам персонажей напоминают о других работах художника.
Тогда, на каких рассуждениях Райт основывал свою гипотезу?
В своей книге Райт говорит, что всегда был убежден в том, что картина — работа фальсификатора из-за слабости перспективы (???) и неуклюжести в исполнении некоторых лиц (???), но что убедило его окончательно так это его недавнее открытие: слово «Merde» написанное на платка, накинутого на плечи девушка на заднем плане слева.
Эта маленькая деталь является для него неопровержимым доказательством того, что картина написана художником, который хотел ткнуть носом в маленький мир специалистов XVII века, выдавая картину, написанную в XX веке, за Жоржа де Латура.
Его тезис поддерживают и другие специалисты, такие как Брайан Сьюэлл, который подчеркивает неуклюжесть изображения правой руки молодого человека, которую он сравнивает с "полфунтом сосисок на конце свиной отбивной"!
Ходили даже слухи, что кураторы Лувра разделяли эту гипотезу, и поэтому даже отказались её приобретать, и по этой же причине Мальро, тогдашний министр культуры, согласился с тем, что работа покинет территорию Франции.
Купивший её Метрополитен-музей восстановил истину, опубликовав результат научных анализов: картина написана на холсте 17 века пигментами, которые не использовались со второй половины 18 века.
Пьер Розенберг, французский специалист по живописи XVII века, довёл анализ до конца, обнаружив архивный документ, датированный 1879 годом, в котором упоминается картина, и, таким образом, доказывается, что эта картина существовала до 20 века.
С тех пор Метрополитен также объяснил наличие надписи «Merde» шуткой реставратора 20-го века, соблазнившегося рисунком стежков цыганской шали, который уже совершенно случайно сформировал рисунок слова, и который он просто довел до читаемого состояния.
Это дополнение было удалено во время реставрации в 80-х годах.