Однажды шведы открыли для себя безоткатную схему и полюбили ее не то чтобы безответной любовью - в конце концов, у кого еще крупнокалиберная винтовка в итоге превращалась в гранатомет?
Ну, а поскольку инженеры Carl Gustaf Stads Gevärsfaktori занимались и ручным "огнестрелом", и гранатометами, неудивительно, что в 1960-х здесь был инициирован проект Nytt Infanteri Vapen ("Новое пехотное оружие"), сокращенно NIVA.
Для отработки концепции был создан 45-миллиметровый прототип по столь любимой ими безоткатной схеме, к которому банально привинтили сбоку 5,56-мм автомат.
Причем выбор калибра именно 45 мм достаточно странен. Дело в том, что нужно учитывать одну важную особенность военной доктрины Швеции: нейтралитет и, соответственно, ведение исключительно оборонительного боя на своей территории в случае нападения колонн бронетехники со звездами на бортах. Именно поэтому пехота Швеции активно насыщалась противотанковыми средствами, да и даже принятие на вооружение в 1960-х "засадного танка" Strv. 103 - прямое следствие именно этих идей.
Поэтому, казалось бы, выбор схемы с "подствольным автоматом" ради динамореактивного гранатомета логичен именно в рамках усиления борьбы с бронетехникой - однако для второй половины 1960-х, когда шли разработки, 45-мм калибр уже был откровенно мал (штатный противотанковый "Карл Густав" шведской армии еще в 1940-х стал 84-миллиметровым). Поразить разработанная "осколочно-фугасная граната двойного действия" (HEDP) могла только легкобронированную технику - проще говоря, по замыслу конструкторов солдат получал здоровый, но практически противопехотный гранатомет и прилепленный к нему автомат.
Как бы то ни было, после испытания образца 1970 года (ХМ1970) был создан второй прототип, более эргономичный: здесь автомат стал буквально что подствольным, появилось цевье, переработан плечевой упор.
Именно этот образец и был предложен шведской армии. Та, однако, не скупилась на эпитеты. Итак, загибаем пальцы:
1. Превосходя уже использовавшийся в США комплекс "М16+М203" по настильности стрельбы гранатой за счет более чем втрое большей дульной скорости (300 м/с против 76 м/с у М203 с гранатой М-406), NIVA не так уж превосходила его по осколочному действию. Более того, сама увеличенная настильность гранаты была спорной, поскольку затрудняла стрельбу "по-минометному" по укрытиям (здесь ехидно улыбаются инженеры КБП, которые на "Костер" в 1978-м поставили даже отвес для полупрямой наводки). Прирост же дальности стрельбы прямой наводкой нивелировался гладким стволом гранатомета.
2. С 20-зарядным магазином и заряженной осколочной гранатой NIVA весила 5,4 кг, при этом увесистых гранат боец все равно много бы не унес... Или ему потребовался бы второй номер.
3. Да и перезаряжать гранатомет без второго номера было бы проблематично из-за того, что заряжался он практически в задней точке, с откидыванием соплового агрегата. Сделать это быстро в одиночку солдат просто не мог, особенно лежа.
4. При перезарядке гранатомета сидя у одиночного бойца пламегаситель автомата упирался в землю.
5. Искусство неполной разборки автоматной части было доступно только искушенным поедателям сюрстремминга, поскольку инженеры об этом решили не задумываться.
6. Полная габаритная длина комплекса составляла 900 мм - и это при том, что стрелковая часть была сделана в компоновке буллпап.
7. Единственным плюсом было отсутствие отдачи при выстреле за счет динамореактивной схемы, но она же моментально выдавала стрелка в сумерки монструозной вспышкой и делала оружие опасным для находящихся сзади.
Поэтому неудивительно, что даже в Швеции проект был окончательно и бесповоротно похоронен.