Испытательный пресс готов, контрольные пластины нарезаны (из панели правого борта), пора приступать к испытаниям!
Эта статья является частью Дневника судостроителя, я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko).
Определения
Прочность - способность детали сопротивляться действию внешних сил, не получая значительных пластических деформаций и не разрушаясь
Исходные данные
- Фанера ФСФ 6 мм компании "Свеза" с продольным расположением волокон на внешних слоях
- Клеевой состав: эпоксидная смола КДА-М и отвердитель ЭТАЛ-45М
- Время отверждения смолы 5 суток (при контроле клеевого соединения образцов из панели левого борта я поторопился и сломал пластины на вторые сутки, это ошибка, смола не набрала прочность!)
- Соединение "на ус" 1:9, кромки сразу "из под фрезера", шлифовка не производилась, усование выполнялось на приспособлении.
Контрольные образцы (пластины)
Размер пластин 300x30 мм. Три пластины клееные (4, 5, 6) и три целые (7, 8, 9). Если помните, номера 1-3 присвоены клееным пластинам из панели левого борта.
Рабочее место
Пресс, грузы (4 + 4 + 7.6 + 24 кг)
Испытания
Испытания проходили весело, с хрустом фанеры, грохотом падающих грузов (иногда) и записью видео.
Образец №4 сломался под действием силы 33.15 кгс.
Самыми прочными оказались образцы №5 и №6, победить их смогла только гиря на 24 кг при разрушающей силе в 33.95 кгс.
Под действием силы в 33.15 кгс (до применения гири 24 кг) образец №5 получил небольшую пластическую деформацию, но сохранил прочность.
Каждый из шести образцов претерпел беспощадную экзекуцию, подробнее можно посмотреть на видео.
Результаты
- Образец №4 (клееный) - 33.15 кгс
- Образец №5 (клееный) - 33.95 кгс
- Образец №6 (клееный) - 33.95 кгс
- Образец №7 (целый) - 30.03 кгс
- Образец №8 (целый) - 30.79 кгс
- Образец №9 (целый) - 30.79 кгс
Измеренные значения принадлежат дискретному ряду, они "квантованные", так как грузы перемещались по шкале рычага от риски до риски. Этим объясняется равенство значений полученных для образцов 5 и 6; 8 и 9.
Расчет выполнялся по формуле: груз1 * плечо1 + груз2 * плечо2 + сила порождаемая собственной массой рычага (0.35 кгс).
Пример расчета для образца №4: 8 * 2.2 + 7.6 * 2.0 + 0.35 = 33.15 кгс.
Выводы
- клееные образцы прочнее целых;
- клеевой состав, технология склеивания и усования - верные;
- дополнительное усиление бортов в месте склейки не требуется.