Найти в Дзене
Я люблю лодки!

14.06.2023 Испытания прочности фанеры и клееных соединений

Оглавление

Испытательный пресс готов, контрольные пластины нарезаны (из панели правого борта), пора приступать к испытаниям!

Эта статья является частью Дневника судостроителя, я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko).

Определения

Прочность - способность детали сопротивляться действию внешних сил, не получая значительных пластических деформаций и не разрушаясь

Исходные данные

  • Фанера ФСФ 6 мм компании "Свеза" с продольным расположением волокон на внешних слоях
  • Клеевой состав: эпоксидная смола КДА-М и отвердитель ЭТАЛ-45М
  • Время отверждения смолы 5 суток (при контроле клеевого соединения образцов из панели левого борта я поторопился и сломал пластины на вторые сутки, это ошибка, смола не набрала прочность!)
  • Соединение "на ус" 1:9, кромки сразу "из под фрезера", шлифовка не производилась, усование выполнялось на приспособлении.

Контрольные образцы (пластины)

Размер пластин 300x30 мм. Три пластины клееные (4, 5, 6) и три целые (7, 8, 9). Если помните, номера 1-3 присвоены клееным пластинам из панели левого борта.

Контрольные пластины, вид сверху
Контрольные пластины, вид сверху
Контрольные пластины, вид спереди
Контрольные пластины, вид спереди
Контрольные пластины, вид сзади
Контрольные пластины, вид сзади

Рабочее место

Пресс, грузы (4 + 4 + 7.6 + 24 кг)

Сначала думал, что 15.6 кг будет достаточно...
Сначала думал, что 15.6 кг будет достаточно...
Но жизнь меня поправила
Но жизнь меня поправила

Испытания

Испытания проходили весело, с хрустом фанеры, грохотом падающих грузов (иногда) и записью видео.

Образец №4 сломался под действием силы 33.15 кгс.

За секунду до разрушения...
За секунду до разрушения...

Самыми прочными оказались образцы №5 и №6, победить их смогла только гиря на 24 кг при разрушающей силе в 33.95 кгс.

Сейчас бахнет!
Сейчас бахнет!

Под действием силы в 33.15 кгс (до применения гири 24 кг) образец №5 получил небольшую пластическую деформацию, но сохранил прочность.

Пластическая деформация образца №5, клеевое соединение осталось целым
Пластическая деформация образца №5, клеевое соединение осталось целым

Каждый из шести образцов претерпел беспощадную экзекуцию, подробнее можно посмотреть на видео.

Образцы 4-6 спереди
Образцы 4-6 спереди
Образцы 4-6 снизу
Образцы 4-6 снизу
Образцы 7-9 спереди
Образцы 7-9 спереди
Образцы 7-9 сверху
Образцы 7-9 сверху

Результаты

  • Образец №4 (клееный) - 33.15 кгс
  • Образец №5 (клееный) - 33.95 кгс
  • Образец №6 (клееный) - 33.95 кгс
  • Образец №7 (целый) - 30.03 кгс
  • Образец №8 (целый) - 30.79 кгс
  • Образец №9 (целый) - 30.79 кгс

Измеренные значения принадлежат дискретному ряду, они "квантованные", так как грузы перемещались по шкале рычага от риски до риски. Этим объясняется равенство значений полученных для образцов 5 и 6; 8 и 9.

Расчет выполнялся по формуле: груз1 * плечо1 + груз2 * плечо2 + сила порождаемая собственной массой рычага (0.35 кгс).

Пример расчета для образца №4: 8 * 2.2 + 7.6 * 2.0 + 0.35 = 33.15 кгс.

Выводы

  • клееные образцы прочнее целых;
  • клеевой состав, технология склеивания и усования - верные;
  • дополнительное усиление бортов в месте склейки не требуется.

Следущая статья