Как и предыдущий роман цикла «Миллениум», «Девушка, которая играла с огнем» вышла и получила известность только после смерти писателя Стига Ларссона. Роман продолжает историю двух главных героев предыдущей части: Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста. Формально, в отличие от первого романа, это произведение не является самостоятельным и законченным произведением. История завершается открытым финалом и получает полноценное продолжение лишь в последней книге трилогии. Это не занижает особенностей романа, но ощущение целостности теряется. Однако он является отличным связующим звеном во всем цикле «Миллениум». Именно здесь становятся известны причины инаковости Лисбет Саландер и, наконец, раскрывается её личная трагедия, пресловутая «вся та жуть» или «весь тот кошмар», в зависимости от перевода. Следующая книга цикла лишь предоставляет большее количество деталей в её судьбе, концентрируясь на другом.
Как и первый роман цикла, «Девушка, которая играла с огнем» имеет киноадаптацию, правда, в этот раз одну. После относительно небольших сборов американской экранизации «Девушки с татуировкой дракона» идея о киноадаптации второй книги цикла была положена в долгий ящик. Помимо сборов на невыход второй картины повлиял и один из исполнителей главных ролей — Дэниел Крэйг. Он потребовал повысить себе гонорар за роль Микаэля Блумквиста. Первоначально продюсеры предлагали просто удалить персонажа из продолжений, сделав упор на Лисбет Саландер, но позже просто отложили решение вопроса до лучших времен. Поскольку лучшие времена так и не наступили, следующей американской киноадаптацией стала экранизация романа «Девушка, которая застряла в паутине» писателя Давида Лагеркранца, продолжателя творчества Ларссона.
Поэтому у второго романа трилогии «Миллениум» есть только шведская киноадаптация. Если экранизацию первого романа снимал шведский режиссер Нильс Арден Оплев, то работа над вторым и третьим фильмом была доверена Даниэлю Альфредсону. У него совершенно иной стиль. И если мы уже затрагивали сравнение первого романа и экранизации от Нильса Ардена Оплева, то давайте и рассмотрим отличие второго романа и экранизации от Даниэля Альфредсона. А отличий этих есть немало. Сразу условимся, что рассматриваем мы именно полный метр, а не сериал «Миллениум». О нем поговорим позже.
Отличие первое — Начало истории
Роман «Девушка, которая играла с огнем» начинается с того, что Лисбет Саландер отдыхает в Гренаде на одном из курортных пляжей. На похищенные у Веннерстрема деньги она сделала операцию по увеличению груди. Она заинтересовалась решением уравнений, а также живет в свое удовольствие, заведя сексуальную связь с молодым пареньком, тоже любителем решения уравнений. Во время своего нахождения в отеле Лисбет становится жертвой урагана и спасает во время него бедную женщину от ее мужа. От всего этого в экранизации остался лишь факт пребывания Лисбет на некоем курорте в неназванной теплой стране.
Отличие второе — отсутствие отсылок к первой части
Из второго кинофильма была полностью вырезана персонаж Хариет Вангер, которая в романе по-прежнему оставалась членом совета директоров журнала «Миллениум», а также стала любовницей Микаэля Блумквиста. Вместе с ней пропали упоминания и отсылки к событиям первой части трилогии. Вместе с этим пропал и факт того, что Лисбет отказывается иметь дела с Микаэлем.
Отличие третье — начало трагических событий. Роль Залы в случившемся
Главной причиной событий, произошедших в романе, стали действия адвоката Бьюрмана. Он пожелал разобраться с Лисбет Саландер, из-за чего вышел на её отца — преступника и бывшего советского перебежчика Александра Залаченко. Это послужило отчету роковых событий и убийству нескольких человек, включая самого Бьюрмана. В экранизации же именно Залаченко вышел на Бьюрмана, а не наоборот. Причем в конце фильма, когда Лисбет явилась к отцу, тот заявляет, что именно Бьюрман обратился к нему с целью изъятия диска, где было запечатлено изнасилование. Налицо очевидная логическая несостыковка.
Отличие четвертое — обстоятельства убийства Дага и Мии
Главной ошибкой экранизации стало изменение обстоятельств убийства Дага Свенсона и Мии Бергман. Судя по событиям фильма, нам сразу становится очевидным, что Лисбет не убивала никого из них, включая адвоката Бьюрмана. Нам показывают ошарашенную новостями Лисбет. В романе же накануне убийства произошел ряд событий, намекающих на то, что Лисбет действительно могла совершить эти преступления. Её пытаются похитить байкеры, что стало причиной поиска ею информации о них. В результате она выходит на Бьюрмана и грозит отомстить ему. После чего Бьюрмана находят убитым. Также она приходит к Дагу и Мии перед самым убийством, что становится дополнительным основанием верить в её причастность. От лица Лисбет ни разу не идет повествование в главе «Уравнения, не имеющие решений». На протяжении всей главы через расследование мы узнаем все новые и новые обстоятельства, которые говорят нам о том, что Лисбет вполне может быть убийцей. Ни попытки похищения, ни прихода Лисбет к Дагу и Мии в фильме нет, что напрочь убивает интригу, когда каждый зритель должен решить для себя — верит он или нет в то, что Лисбет убила тех троих несчастных. Также отсутствует интересная деталь для расследования, что журналисты далеко не сразу узнали о том, что трупы Дага и Мии нашел именно Микаэль. Тут его фотографируют в ночь убийства, пытаясь взять интервью.
Отличие пятое — уменьшение роли полицейского расследования
Под нож монтажёра пошло практически все полицейское расследование, имеющее большое значение в романе. Нам представляют Яна Бублански и на этом почти все расследование и завершается. Нет ни участия в расследовании Драгана Арманского, ни интриги с пропажей Мириам Ву, ни слива расследования журналистам. Практически ничего.
Отличие шестое — Нидерманн
Сложно ругать образ сводного брата Лисбет — огромного блондина Рональда Нидерманна. Он передан почти идеально. Однако с этим персонажем есть ряд отличий от первоначального образа в романе.
Во-первых, в фильме не показали достаточно интересную деталь — Нидерман до жути боится темноты, и в ней ему мерещится всякое. Перед нами просто громадный антагонист, не чувствующий боли. Кроме того, в фильме вырезали факт выявления этого. Мы должны понять это сами.
Во-вторых, в рукопашной схватке с боксером Паоло Роберто он не оказывается поверженным. Наоборот, именно он вырубает Роберто и собирается сжечь сарай с ним и с Мириам Ву. В бою они оба используют удары ногами.
В-третьих, в фильме Нидерманн догадался обыскать дачу Бьюрмана (а значит, узнал о ней).
В-четвертых, в конце фильма он не оказывается схваченным Микаэлем, а сбегает.
Отличие седьмое — уход Эрики Бергер из "Миллениума"
В фильме вырезан эпизод, в котором Эрике Бергер делают предложение, от которого она не может отказаться. Ей предложили перейти в другой журнал, на что она дала свое согласие. Также в фильме вырезан её муж.
Отличие восьмое — поведение Лисбет
Поведение Лисбет в этой части практически не разнится с её книжным образом. Изменений с ней мало. О некоторых я написал выше. Стоит лишь упомянуть, что переписка Микаэля и Лисбет в его компьютере сведена к минимуму. А также хочется похвалить то, что Лисбет сделали здесь более живой. Она расправляется с байкерами несколько по-иному, а не в стиле «Терминатора» из книги. Образ стал более приземленный, и это хорошо.
А еще она стала в этой версии единственным ребенком. Её сестра-близнец Камилла не упоминается.
Это основные отличия от романа, что я приметил. В следующий раз рассмотрим отличие сериала «Миллениум» от полнометражного фильма «Девушка, которая играла с огнем».
Еще про Лисбет:
Видеобзор первого романа "Девушка с татуировкой дракона. Темная сторона Швеции"
Видеобзор второго романа "Девушка, которая играла с огнем. Нужно ли было такое продолжение?"
Видеобзор третьего романа "Как закончилась трилогия Миллениум? Обзор романа «Девушка, которая взрывала воздушные замки"
Девушка с татуировкой дракона. Отличие романа Стига Ларссона от экранизации Дэвида Финчера
Девушка с татуировкой дракона. Отличие романа Стига Ларссона от экранизации Нильса Ардена Оплева