Найти тему
Павел Мессир

Она так и не впустила его в свою жизнь. Отличия романа «Девушка, которая взрывала воздушные замки» от одноименной экранизации.

Оглавление

Пришло время завершать обзор отличий романов трилогии «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона и их экранизаций. В этот раз речь пойдет о последнем романе трилогии «Девушка, которая взрывала воздушные замки». Он также, как и предыдущие два романа, экранизирован в виде полнометражного фильма и в виде завершающих эпизодов сериала «Миллениум», вышедшего в 2010-м году. Режиссером этой картины, также как и предыдущей киноленты, стал Даниэль Альфредсон. В этот раз не будем разделять отличия книги и фильма и фильма с сериалом на две статьи и ограничимся единой статьей. Все равно никто не читает...

Начнем с отличий романа и полнометражного фильма

Отличие первое.
«Брат мой, бойся меня».

В романе «Девушка, которая играла с огнем» Рональд Нидерман (сводный брат Лисбет) как отдельный персонаж появляется в самом финале, где Лисбет наконец расправляется с братцем. В остальном как персонаж он всегда находится около сюжета, но не в его центре. О нем приходят новости, происходит расследование и поиски, персонажи находят его жертв. Но ни разу до самой развязки события не идут от его лица. В фильме же Нидерману уделено куда больше экранного времени, нежели бесславный книжный финал. Нам воочию показывают, как он расправляется с полицейскими, следит по новостям за делом Лисбет и пытается скрыться от полиции. Весь фильм его линия идет параллельно с линиями Лисбет и Микаэля.

Полиция себе на горе подходит к Нидерману. Сейчас прольется чья-то кровь! Сейчас прольется чья-то кровь!
Полиция себе на горе подходит к Нидерману. Сейчас прольется чья-то кровь! Сейчас прольется чья-то кровь!

Отличие второе.
«Эверт Гульберг и Фредрик Клинтон»

В романе несколько глав уделено ключевому для сюжета персонажу — основателю Секции Эверту Гульбергу. Нам предоставляют его предысторию, описывают мысли и показывают его роль в деле «Залаченко», а также судьбе Лисбет. Этот спокойный пожилой человек на деле оказывается страшной личностью. Именно он является архитектором организации под названием «Секция» и именно он стал изначальной причиной того, что Лисбет оказалась в психиатрической больнице имени Святого Стефана. В романе присутствует его важный разговор с нынешним руководством Секции, который показывает всю суть этой организации. Ни в фильме, ни в сериале такого эпизода нет. Нам лишь показывают его встречу с другим «ветераном» СекцииФредериком Клинтоном. В сериале же просто добавили эпизод, где Гульберг узнает по радио о деле Лисбет Саландер.

Встреча двух "патриархов" Секции:  Эверта Гульберга и Фредрика Клинтона
Встреча двух "патриархов" Секции: Эверта Гульберга и Фредрика Клинтона

Отличие третье.
Переход Эрики в «Свенска Моргонпостен»

Как и в предыдущем романе «Девушка, которая играла с огнем», финал трилогии затрагивает линию перехода главного редактора «Миллениума» Эрики Бергер в другую, более престижную газету — «Свенска Моргонпостен». Там ей начинает написывать и присылать на почту грязные сообщения некий преследователь. Да к тому же прямой начальник Эрики попадает в поле зрения «Миллениума» как человек, пользующийся услугами фирмы, использующей рабский труд. В результате чего Эрика вынуждена вернуться обратно в «Миллениум». Что фильм, что сериал напрочь игнорируют линию перехода Эрики, но оставляют сюжет с тайным преследователем.

Эрика среди друзей и коллег из журнала "Миллениум"
Эрика среди друзей и коллег из журнала "Миллениум"

Отличие четвертое.
Страшный доктор Телебориан

В фильме и сериале увеличено экранное время доктора Телебориана — главного мучителя Лисбет в подростковом возрасте. В адаптациях его посещают сотрудники Секции, с которыми он беседует о деле Лисбет, а также, в отличие от романа, он все-таки умудряется попасть к девушке, когда она находится в больнице. В экранизациях он становится воплощением ужаса для Лисбет. А еще хакер Чума слишком поздно устанавливает программу «Асфиксия» ему на компьютер — уже во время судебного процесса.

Доктора Юносан и Петер Телебориан беседуют о возможности последнего посетить Лисбет.
Доктора Юносан и Петер Телебориан беседуют о возможности последнего посетить Лисбет.

Отличие пятое.
Дела «сердечные»

Как и предыдущие картины, «Девушка, которая взрывала воздушные замки» вырезает большое количество любовных линий. Под нож сюжета в финальном фильме пошли линии романа Микаэля Блумквиста с сотрудницей СЭПО, а также посещение Лисбет Мириам Ву в Париже после победы девушки в суде.

Моника Фигерола - новый любовный интерес Микаэля в романе.
Моника Фигерола - новый любовный интерес Микаэля в романе.

Отличие шестое.
«Она так и не впустила его в свою жизнь»

Финал книжной трилогии «Миллениум» заканчивается важными для персонажами словами: «Она распахнула дверь и снова впустила его в свою жизнь». И в романе это действительно так, Лисбет перестает чураться Микаэля и снова видит в нем друга, того, на кого больше не больно смотреть. В фильме концовка передана с точностью наоборот. Герои мирятся, но после этого стоит неловкое молчание, и, понимая, что здесь не к месту, Микаэль уходит. И даже несмотря на то, что Лисбет кричит ему вслед: «Увидимся», концовка оставляет горькое послевкусие. В финале фильма Лисбет остается в одиночестве и глядит на ночной Стокгольм.

Лисбет на фоне ночного Стокгольма
Лисбет на фоне ночного Стокгольма

Отличие полнометражного фильма от сериала «Миллениум»

Каждый фильм из трилогии занимает два эпизода в сериале. «Девушка, которая взрывала воздушные замки» приходится на последние пятую и шестую серии «Миллениума». В сериал добавлено большое количество вырезанных из полнометражного фильма эпизодов. Так, вставлено больше эпизодов в больнице, а также более широко рассмотрено полицейское расследование, уделяющее больше экранного времени таким персонажам, как Экстрем, Бублански и Соня Мудинг. Но иногда в сериале присутствуют и свои собственные отличия от книги, которых не было в полнометражном фильме.

Отличие первое.
Отец и дочь

В сериале уделили куда больше экранного времени отцу ЛисбетАлександру Залаченко. Вставили его допрос Соней Мудинг, которого не было в полнометражной картине, а также добавили измененный сюжетный ход с посещением Залаченко палаты Лисбет. В романе Лисбет притворилась, что спит, сжав в кулаке острый карандаш, в это самое время к ней заглянул её отец. Заглянул и убрался восвояси, поскольку навреди он дочери — имел бы куда больше проблем, нежели имел в этот самый момент. В сериале этот эпизод сделали более драматичным и жутким. Лисбет не притворяется, что спит, когда к ней на каталке закатывается её отец. Она ждет его со своим импровизированным оружием, а он видит её и с ужасным взглядом медленно катится к ней. И только врач останавливает папочку. Момент, может, и лишен смысла, но уж больно атмосферный.

С таким взглядом Залаченко подкатывался к Лисбет
С таким взглядом Залаченко подкатывался к Лисбет

Отличие второе.
Ужасная судьба Бьерка

В киноленте напрочь вырезали ужасную судьбу одного из участников СекцииГуннара Бьерка. Как только выяснилось, что он стал причиной утечки в виде отчета по ранней судьбе Лисбет, один из «патриархов» Секции Фредрик Клинтон выписал ему смертный приговор. Вскоре Бьерк был повешен в своем домике, а его ликвидация была выдана за самоубийство. В сериале вернули этот жуткий сюжетный ход, добавив к сцене обнаружения Бублански тела Бьерка эпизод с хладнокровным Клинтоном, сидящим на диализе.

Гуннар Бьерк за минуту до смерти
Гуннар Бьерк за минуту до смерти

На этом важные отличия книги, фильма и сериала закончились. Поскольку творчество продолжателя Ларссона и снятой по этому творчеству экранизации читать и смотреть не хочется, это последний материал о трилогии «Миллениум». Она и вправду была интересной.

Остальной материал по трилогии «Миллениум»

Видеобзор первого романа "Девушка с татуировкой дракона. Темная сторона Швеции"

Видеобзор второго романа "Девушка, которая играла с огнем. Нужно ли было такое продолжение?"

Видеобзор третьего романа "Как закончилась трилогия Миллениум? Обзор романа «Девушка, которая взрывала воздушные замки"

Девушка с татуировкой дракона. Отличие романа Стига Ларссона от экранизации Дэвида Финчера

Девушка с татуировкой дракона. Отличие романа Стига Ларссона от экранизации Нильса Ардена Оплева

Какие сцены, не вошедшие в фильм "Девушка с татуировкой дракона" 2009 года, добавили в сериал "Миллениум" 2010 года

Девушка, которая играла с огнем. Отличие романа Стига Ларссона от экранизации Даниэля Альфредсона

Какие сцены, не вошедшие в фильм "Девушка, которая играла с огнем" 2009 года, добавили в сериал "Миллениум" 2010 года