Американский генерал Марк Милли (председатель Комитета начальников штабов) в прошлую пятницу во время своего выступления перед студентами Нацуниверситета обороны заявил, что становится всё более очевидным, что в мире сейчас три сверхдержавы – Россия, Китай, США. Может быть, он хотел, чтобы эти слова не вылетали дальше стен университета, но они быстро стали достоянием общественности, благодаря прямой трансляции.
Вполне очевидно, что с момента распада СССР только США могли претендовать на звание сверхдержавы. Даже Путин в 2016 году говорил, что они пока единственные на планете. Однако времена меняются.
У нас нет однозначного консенсуса относительно того, считать ли Россию сегодня сверхдержавой. По некоторым критериям мы, безусловно, являемся сверхдержавой, но главная загвоздка ныне для нас – это экономика. Если посмотреть на экономики трёх стран (России, Китая, США), то тут и без увеличительного стекла видна кратная разница. Набившие оскомину 2% мирового ВВП.
Хотя чем больше на нашу страну сваливается испытаний, тем больше мы понимаем, что иногда 2% мирового ВВП могут быть важнее 20%. Без Голливуда мир проживёт, а вот без российского зерна? Откройте любою новость, где в заголовке есть «зерновая сделка» и будете приятно удивлены тому факту, что Россия кормит половину мира. И такого можно привести много, особенно если взять наши главные статьи экспорта – природные ресурсы.
Кроме того, наша экономика показала удивительную живучесть. Её не удалось подкосить многочисленными санкциями. Страна быстро оправляется, ищет другие возможности для развития, никто не впадает в уныние из-за того, что Запад теперь не с нами, а наоборот все видят только новые шансы в развитии страны.
Вообще же можно гордиться, что Россия смогла противостоять всему западному блоку, причем не только в экономике, но и в оборонной сфере. Сейчас мы решаем задачу обеспечения собственной безопасности, но нам активно противостоит весь западный мир. Мы вместо того, чтобы поднимать руки вверх, твёрдо стоим на ногах и идём вперёд. Остальной мир это видит, не сомневайтесь. Кто не видит, тот чувствует.
Возможно, что это и есть один из неявных признаков сверхдержавы – умение выстоять в трудной ситуации. Не потерять себя, а наоборот приобрести новых друзей и новое влияние. Как бы то ни было, мы не гонимся за эпитетами. Сверх не сверх, главное, чтобы нашим людям было хорошо в своей стране. Приставка сверх ничего не даст нашей стране нового, СССР был сверх державой, а закончил плачевно, поэтому мы предпочтём устойчивость страны в обмен от отказа в статусе сверхдержавы.