В 1350 км от Хабаровска, в Сковородинском районе Амурской области, граничащей с Забайкальским краем, стоит поселок с необычным «теплым» названием — Ерофей Павлович. Он возник он в начале XX века, когда строилась Транссибирская магистраль. Название это дали в честь русского путешественника, первопроходца дальневосточных земель Ерофея Павловича Хабарова, который бывал в этих местах.
Об освоении новых земель документов сохранилось мало. Но карты, которые были составлены в 1667 и 1672 годах по данным, полученным, в том числе, благодаря сибирскому походу Хабарова, помогли геологам и инженерам, которые вели изыскания в районе современного Сковородино на предмет строительства в этих местах железнодорожной магистрали. Благодаря этим бумагам, кстати, мы сегодня многое знаем и о самом Ерофее Павловиче и его походе 1649-1650 годов из Якутска вверх по рекам Лене и Олёкме до устья Тунгира. С началом морозов путешественники на нартах отправились вверх по Тунгиру. Весной 1650 года, через отроги Олёкминского Становика — до верховий река Урка, притока Амура.
Хабаров хотел привести к присяге русскому царю местные племена дауров, чтобы собирать с них «ясак» (пушной налог) и пополнять казну. Но не все дауры хотели присягать русскому царю. Многие, узнав о движущемся отряде русских казаков, покинули свои селения и ушли, перейдя на другую сторону реки.
Для Хабарова это могло обернуться катастрофой. Из казны на поход ему не дали ничего. Для найма «охочих людей» — участников экспедиции — он занял колоссальную для того времени сумму — 3500 руб. Грозил долговой острог.
Но как же важен для дела правильный доклад начальству! И как много от него может зависеть! Якутский воевода, принятый на русскую службу немец Дмитрий Фаренсбах, оказался человеком дальновидным, с государственным мышлением. Он послал положительный отзыв в Москву о результатах похода Хабарова. В Сибирском приказе не без основания рассудили, что он сделал большое дело: освоил громадную территорию, привел в российское подданство местное население (хотя и не все!), собрал ясак, оцененный в 8654 руб.
Присоединение Приамурья, начатое экспедицией Хабарова, привело к распространению на этой территории различных форм хозяйственной деятельности: пашенного земледелия, ремесел, промыслов. Местные жители, испытавшие ужасы вторжений маньчжуров, разорение и угон в плен, увидели в российском подданстве единственную возможность сохранить свое существование. Присоединение Приамурья способствовало вовлечению населявших его народов в орбиту более прогрессивных социально-экономических отношений и контактов с русским народом.
Так Приамурье стало частью учрежденного в 1655 г. Нерчинского воеводства, а в 1682 г. даже выделилось в самостоятельный Албазинский уезд.
О походах Хабарова с благодарностью вспоминал инженер Николай Аносов, отправляясь в 1875 году на поиски золота в земли современного Сковородинского района, где позднее проложили железную дорогу. Ведь у него были на руках карты Дальнего Востока, уточненные благодаря сведениям, полученным участниками похода Хабарова. Вспоминали о них и первые строители станции — ссыльные из двух столиц империи после революции 1905 года. Когда выбирали для нее название, предложили имя и отчество русского первопроходца, хотя в бумагах, которые якутский губернатор посылал царю, он ее называл иначе — станция Ярко. Но прижился все же топоним Ерофей Павлович. Так и называется эта станция по сей день.