Найти тему

Дедушкина рукопись. Часть 7-я

Оглавление

Осень 1935 - август 1938. Свердловск. Театр Драмы. Маткович

Продолжаю публиковать рукописи своего дедушки, театрального художника-декоратора, Николая Алексеевича Блинова (08.05.1908 г. - 22.11.1984 г.), памяти его создан этот блог.

"И вот, день встречи актеров, начало целований, обниманий и пожатий.
Происходила она в помещении музея, тогда оно так называлось, у него была дверь в ту часть, где сейчас ВТО.

Накануне приехали в Драму режиссер Треплев, (до этого режиссером был Ефремов И. С.), актеры и художник Маткович из Одессы.

Это первый художник, которому я должен был выполнить декорации, как исполнитель. Такая специальность была введена в больших театрах, не как в малых, где ты и жнец и гребец.

Серников поручил мне разобрать макет к спектаклю "Коварство и любовь" художника Матковича. Это первый спектакль сезона, который будет ставить режиссер Треплев.

Я был на втором небе, не дыша разбирал огромадный ящик, полный обворожительных деталей оформления. Я помню в тот день не ел ничего, расставлял их по актам, разглядывал и удивлялся выполнением их.
Изредка подходил ко мне
Маткович, пояснял, что куда, и уходил.
Вежливый через силу и интеллигентный, даже какой-то нежный.

В Одессе он работал в кино и все детали макета декорации к спектаклю "Коварство и любовь" были сделаны тщательно и добротно, реалистично.

Первый акт - комната Мюллера.
Все в ней было, и цветные окна, камин, крыша черепичная и крыльцо, обвитое виноградом. Ни убавить, ни прибавить, все есть, как в натуре.

Второй акт - готический павильон Фердинанда.
Готика была выполнена изумительно.
Деталей немного, но крупные.
Большой готический проём, с большим объемом, за ним еще арки и большой стол. Все, как сейчас вижу, как хорошо сделано.

Дальше сцена Леди Милфорд: сдвоенные колонны, архитрав ко кругу сцены, в центре гобелен "Леда и лебеди", который я писал полмесяца.

1935 г.. Гобелен "Леда и лебеди" для спектакля "Коварство и любовь", сцена "Леди Милфорд".
В левом нижнем углу на стуле сидит мой дедушка, художник Н. А. Блинов.
1935 г.. Гобелен "Леда и лебеди" для спектакля "Коварство и любовь", сцена "Леди Милфорд". В левом нижнем углу на стуле сидит мой дедушка, художник Н. А. Блинов.

Цех был большой, заведовал Горин, в цехе были Сивач, Куфтин, Шелехов, Карелин, работа выполнялась параллельно.

Вернемся к макету.
Все это было нужно перенести в помещение музея, где я стоял у стола с подмакетником, ни живой, ни мертвый.
Должен был переставлять картины в макете.
Помещение полно актеров, хорошо еще у меня был новый костюм и успел помыть голову, а кудри у меня пышные.
Но все равно руки дрожат, и началось..., волнение, столбняк, мандраж...

Встал Треплев и объявил, что художник не умеет говорить, а умеет только работать: "Объясню последовательность картин я сам".
И все уставились на меня, тем более, я стою, меня видно по пояс, а
Маткович сидел незамеченный.

На первом ряду сидят, я еще не видел их игры на сцене, Ефремов, Ордынский, другие актеры, и что-то страшно-сильное смотрит пытливо на меня, что-то могучее, здоровенное, и мне показалось, что зашевелились волосы на голове.

Но Треплев попросил переставить картины, и я занялся делом, немного успокаиваясь. Он объяснил все перестановки, и все захлопали макету.

Началось снова целование с пришедшими позднее, Маткович сидел незамеченный.
Когда я выходил из театра, кто-то открыл мне дверь, так началась моя жизнь в театре.

И вот, вышел спектакль "Коварство и любовь".

Много деталей было в макете, а декораций еще больше.
Первый акт на сцене, а остальные декорации на улице на снегу, антракты затягивались.
Спектакль кончался поздно, при наличии укомплектованного машинного цеха, 18 крепких мужиков. Это единственный трудовой цех был полон, больше такого цеха в драме не было. Позже многие погибли в войну. Имена их на доске памяти погибшим, в театре.

Правительство запротестовало, спектакль кончается поздно, в половине второго часа ночи, рабочие опаздывали на работу.
Часть оформления выбросили, укоротили спектакль.
Выброшен был и мой гобелен.

Для меня был первый урок, как не нужно делать оформление, хоть оно было не мое и красивое.

Ефремов тоже неохотно сдавал свои бразды руководителя."

Продолжение следует...

Справка

Н. С. Маткович - (1900-1973) театральный художник, его работы отличаются особой образностью и метафоричностью, создавал также декорации в авангардном стиле;

А. Д. Треплев - (1891-1955) театральный деятель, актер, режиссер в Свердловске 1935-1936 г.;

И. С. Ефремов - (1898-1959) заслуженный деятель РСФСР, театральный деятель, актер, режиссер, с 1936-1940 г. главный режиссер а затем художественный руководитель Свердловского Драмтеатра.

Послесловие

На тему спектакля "Коварство и любовь" у меня только фотография гобелена к сцене "Леди Милфорд", показана выше.

Но нашла 3 других дедушкиных эскиза, примерно этого же периода, к другому спектаклю Свердловского Драмтеатра, "Далекое", хочу их вам показать:

Благодарю за внимание!

Если статья понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваши лайки, подписка и активность в обсуждении очень помогут развитию канала.

До новых встреч!

Ранее опубликованные статьи, посвященные памяти моего дедушки можно посмотреть по ссылкам: