После одноименного фильма многие уверены, что Петр Первый женил своего придворного арапа. На самом деле, как это часто бывает, ничего общего с действительностью эта история не имеет. Свой первый брак Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал заключил в 1731 году, через шесть лет после того, как Петр Великий скончался (1672-1725). История семейной жизни Абрама Ганнибала на самом деле достойна экранизации, хоть и совсем другой.
Жену Абраму Петровичу сосватали против ее воли, за что оная всю жизнь мстила. Евдокия Диопер, по слухам, была красавица и в то время встречалась с поручиком Кайсаровым, которому отдалась и собиралась за него замуж. Но родители решили иначе. Уехав с нелюбимым мужем в город Пернов, новобрачная немедля стала изменять ему с молодым учеником — господином Шишковым.
Злые языки не преминули сообщить несчастному эфиопу, что из его кудрей прорезываются изрядные рожки. Однако мадам Ганнибал не то чтобы не покаялась, а таки повела себя весьма странно, вместо объяснений попытавшись вместе с любовником несчастного отравить. Свидетели все подтвердили, а неверную жену Ганнибал посадил под домашний арест и грозился прибить, вырвав у нее признательные показания.
В результате гражданка Диопер отчалила в места не столь отдаленные, а Абрам Петрович настолько хотел забыть об этой истории, что развестись тоже запамятовал, начав встречаться с девицей Христиной фон Шеберг, дочкой капитана Перновского полка.
Молодые так увлеклись производством детей, что слишком поздно обратились к специалистам, дабы узаконить свои отношения. Сделать это без справки о том, что нет препятствий к осуществлению этого брака — «венечной памяти», было сложно, но в 1736 году нашелся священник, который их все же поженил (подозреваю, что не без корысти). Брак оказался столь удачным, что влюбленные настрогали аж одиннадцать отпрысков.
Однако в 1743 году уже изрядно позабытая «бывшая» откинулась от чана с баландой и потребовала официального развода у недобитого муженька, чем совершенно справедливо обратила внимание компетентных органов на факт незаконного двоеженства Абрама Петровича. Таким образом, тать сия чаяла сызнова принести страдания постылому мужу.
Дело передавали с места на место много лет. Абрам Петрович обращался даже к Елизавете Петровне, надеясь, что та, в память о своем великом батюшке, весьма жаловавшем своего арапа, поможет. Но императрица, вместо помощи, всего лишь передала дело дальше в Синод, а Синод спихнул бумаги обратно в Санкт-Петербургскую консисторию.
За это время Евдокия Диопер вступила в преступную связь с подмастерьем Академии наук Абумовым, забеременела от него, родила дочь Агриппину, которая сразу же и померла.
В сентябре 1749 г. в консисторию поступило очередное прошение от Абрама Ганнибала с просьбой, «чтобы в разсуждение его долговременной и безпорочной службы и вторичнаго брака, его всемилостивейше оборонить и бывшую его жену Евдокию взять в консисторию и за чинимое ею прелюбодеяние отрешить от него вовсе, дабы она, прелюбодеица, долее не называлась его женою и, таскаючись на воле, своими непотребствы еще более его к безчестию не довела».
И только 9 сентября 1758 г. бракоразводный процесс Абрама Ганнибала с его первой женой Евдокией Диопер был завершен. Консистория вынесла не решение, а приговор, признав Евдокию виновной в прелюбодеянии и отправив в отдаленный монастырь навечно.
Второй брак Абрама Ганнибала с Христиной утвердили, назначив православному эфиопу церковную епитимью и обязав уплатить денежный штраф за незаконное повторное венчание.
Евдокию отправили в Новгородскую духовную консисторию в сопровождении отставного солдата, дав на дорожные расходы 3 рубля. Прожила она там семнадцать лет, а 19 мая 1771 г. скончалась в Тихвинском Введенском женском монастыре, «забытая родственниками и загубленная родительским произволом».
Как видите, все 11 детей у великого Арапа получились вовсе безо всякого участия его венценосного покровителя и даже наследницы Петра — Елизаветы. Все сам да сам, своими, наречем так, руками!
Как минимум, двое из наследников Абрама Петровича прославились в веках. Один из них — Иван, стал генерал-цейхместером, а потом, по приказу Екатерины, уже в 1778 году построил крепость и русский город Херсон, основанный Григорием Потемкиным. Херсон стал колыбелью и первой базой Черноморского флота России (Херсонского адмиралтейства), о чем иные нынче напрочь позабыть изволили.
Другой отпрыск Абрама Петровича Ганнибала — Осип, стал дедушкой Александра Сергеевича Пушкина, за что честь ему и хвала.
Ибо Пушкин — наше все!