Уважамые Друзья! Статьи, посвященные "Ореховской четверке", часть 1 и часть 2 впервые опубликованы на нашем канале и у нас же будет опубликована часть 3. Все публикации на других сайтах, каналах, блогах - это плагиат без нашего разрешения. Подписывайтесь на Ермолов Пресс! Только у нас новые экслюзивные материалы!
Все, кто интересовался историей Ореховской ОПГ, конечно знают это словосочетание - "Ореховская четверка". Так называют четырех друзей, погибших в молодом возрасте и похороненных рядом - братьев Леонида и Александра Клещенко, Дмитрия Шарапова и Игоря Чернакова. Представляем вашему внимаю первый материал, в котором мы раскрываем неизвестные ранее подробности событий 1987-1990 годов.
Историю "Ореховской четверки" правильно начать с Леонида Клещенко. Леонид родился в 1970 году в Москве в интеллигентной еврейской семье. Мама работала учителем музыки в школе, а отец - был дерижером в военном оркестре. В 1976 году родился младший брат Леонида - Александр.
В 1977 году семья Клещенко переехала в новый жилой дом на Воронежской улице в 13 микрорайоне в "Орехово-Борисово" в Красногвардейском районе Москвы.
В начале 80-х годов 13 микрорайон Орехово-Борисово пользовался дурной славой - здесь было много компаний из юных хулиганов. Один из одноклассников вспоминал, что Леня Клещенко не отличался примерным поведением, несмотря на то, что его родители очевидно, пытались воспитать в нем законопослушность.
Возможно, что бунтарский дух передался Леониду от отца, который отличался сильным независимым характером с юных лет - однажды в школе на уроке математики он заявил учителю, что в учебнике приведено неверное доказательство теоремы, это заявление так задело учителя, что был направлен запрос в Минобразования, откуда пришел ответ, что действительно, в учебнике допущена ошибка. Cпустя какое-то время он поспорил со своим отцом, что сможет сам поступить в Суворовское военное училище без помощи и протекции и действительно сам поступил в него, что было трудно в те годы. В дальнейшем он в качестве дирижера военного оркестра дослужился до звания подполковника.
Еще в детстве Леонид научился прекрасно играть в шахматы, а мама привила ему интерес к театру. Уже став молодым авторитетом ОПГ, он иногда в одиночестве посещал спектали в лучших московских театрах.
После окончания 8 классов школы летом 1985 года Леонид поступил в Калининское суворовское военное училище, но проучился там недолго и был отчислен после первого курса.
В 1987 году Леонид в кафе Парус (Ясеневая улица 21 к.1) познакомился с компанией ровесников с другой стороны Каширского шоссе (для тех кто жил Орехово-Борисово Каширское шоссе разделяло район на две части). В эту компанию входили -
Сергей Володин - "Дракон" (1969-1996),
Эдуард Солодков - "Холодильник" (1970-1993),
Алексей Мухин - "Муха" (1970-2021),
Дмитрий - "Бурыч" или "Буратино" , и другие. Через какое-то время ребята решили попробовать заняться игрой в наперстки. Несколько месяцев они занимались игрой в наперстки самостоятельно, а потом примнули к быстро набиравшему влияние и авторитет Сергею Тимофееву - Сильвестру,
Сергей Тимофеев начал свой криминальный путь в 1986 году в составе бригады наперсточников, которая работала в Южном порту и он быстро увидел потенциал этого вида заработка. Недалеко от дома, в которой жил Тимофеев находился магазин Белград (Домодедовская улица 28) с большими потоками покупателей с утра до вечера 7 дней в неделю, в этот магазин ехали люди со всего СССР и именно около Белграда Тимофеев организовал первую собственную первую точку по игре в наперстки. А далее он стал привлекать в свою неформальную структуру все новых и новых участников и организовывать точки по игре в наперстки в других местах - у станций метро Домодедовская, Красногвардейская, Таганская, у Киевского вокзала и в других местах.
Сильвестру понравилось работать с молодежью - ребята беспрекословно принимали его авторитет, обращались к нему исключительно по имени отчеству и были более смелыми по сравнению со многими более старшими товарищами, которые по привычке опасались репрессивной советской системы.
В какой-то момент Сильвестр попросил молодых участников своей группировки найти еще ребят среди знакомых. У Сергея Володина был близкий друг - Алексей Мухин, они жили в соседних домах. Алексей учился в техникуме, расположенном недалеко от метро Коломенская. Алексей приходил в техникум доставал из кармана пачку денег, заработанных на наперстках и хвастался перед одногрупниками. Одним из таких одногрупников был Дмитрий Шарапов, который рос в небогатой семье, но при этом отличался амбициозностью и даже вступил в комсомол и был комсомольским активистом.
Алексей Мухин сказал Шарапову: "Хочешь денег заработать!? Приходи к нам в кафе в кинотеатре Авангард, подтянем тебя к нам, будешь с нами крутить наперстки". Кафе в кинотеатре "Авангард" у метро Домодедовская в те годы было одним из постоянных мест сбора для людей Сильвестра, наряду с кафе "Парус".
Бурыч так вспоминал о первой встрече с Шараповым: "Физически крепкий парень в рваном свитере и в нелепых ботинках". В итоге Шарапова пригласили присоединиться к бригаде молодых наперсточников, спустя какое-то время Бурыч даже приезжал домой к Шарапову и учил его примудростям этого специфичного ремесла.
Спустя много лет, мама Дмитрия Шарапова, вспоминая те времена, горько сожалела о том, что "сын попал в плохую компанию, оказался окружен молодыми людьми с криминальными наклонностями", но мы оцениваем те события несколько в ином ключе - Шарапов был сознательным молодым человеком, он увидел пусть своебразные, но карьерные перспективы, он недолго был рядовым исполнителем, а достаточно быстро выбился в одного из лидеров среди молодежи, которая работала с Сильвестром.
Cергей Володин негативно воспринял Шарапова, с недоверием отнесся к молодому комсомольцу и в дальнейшем это была одна из причин, почему дороги Володина и Ореховской четверки разошлись.
Одним из мест, в котором крутили наперстки люди Сильвестра был автомобильный рынок в Южном Порту. Там же в Южном порту в 80-е годы большим влиянием обладала чеченская ОПГ, одним из лидеров которой был Хож-Ахмет Нухаев (Хожа).
В 2003 году увидела свет книга "Разговор с варваром" американского журналиста русского происхождения Пола Хлебникова, которая построена вокруг интервью с Нухаевым.
И в этом интервью он упоминает про отношения с Сильвестром в частности, что "Сильвестр начал работать по машинам в Южном порту". Работа по машинам - это распространенный в те годы вид криминальной деятельности, который заключался в том, что все сделки по продаже подержанных автомобилей должны были пройти через официальный комиссионный магазин. И при совершении сделки продавцы часто занижали в несколько в официальной справке реальную стоимость автомобиля, чтобы не платить налог и комиссию магазина, и договаривались с покупателем о выплате реальной суммы сделки неофициально из рук в руки. Вокруг таких сделок и стали формироваться криминальные группы, которые под принуждением и угрозами заставляли продавца отказаться от получения полной неофициальной суммы сделки, уже имея на руках документы на автомобиль.
Много лет не было никакой информации кроме интервью с Нухаевым об участии людей Сильвестра в "кидалове" продавцов автомобилей. Но, недавно мы получили информацию о том, что в 1989 году в Южном порту работала как минимум одна такая группа, в нее входил один из героев нашего повествования - Леонид Клещенко, а также борец Сергей Тараскин - "Тарас" (1961 - 1992) и еще несколько человек.
Из базы ГАИ СССР известно, что в 1989 году Леонид Клешенко стал владельцем автомобиля - Жигули 03 модели 1977 года выпуска. Очень вероятно, что этот автомобиль был приобретен в результате "удачной сделки" в Южном порту.
19-летний парень, официально нигде не работающий, стал обладателем легкового автомобиля, который был недостижимой целью для миллионов советских людей, работавших в НИИ, на заводах и фабриках. Этот факт показывал, какие драматические изменения претерпевает советское общество.
На заднем стекле автомобиля была наклейка "Узбекистан 77", когда друзья Леонида увидели машину с этой наклейкой, то в шутку спросили его - "ты узбек что-ли?". Спустя еще какое-то время, Сергей Ионица - бригадир наперсточников у Сильвестра, придумал наряжать Леонида в узбекский халат, чтобы изображать молодого узбека, который легко выигрывает деньги в наперстки. Так за Леонидом закрепилась кличка "Узбек".
В 1990 году Леонид Клещенко был осужден по статье 191 УК СССР за "Cопротивление сотруднику милиции или народному дружиннику" и провел 1,5 года в колонии в Смоленской области.
До сих пор в сети можно увидеть споры о том, мог ли младший брат Леонида - Александр Клещенко принимать участие в криминале, учитывая его возраст - в 1990 году ему исполнилось 14 лет. Так вот, мы точно знаем, что в этом самом году Александр уже работал в бригаде наперсточников под руководством "Беспалого" - Александра Корепанова, одного из бригадиров Сильвестра.
Пока старший брат Клещенко отбывал срок, Дмитрий Шарапов укреплял свои лидерские позиции, в 1990 году из армии вернулся Игорь Чернаков, знакомый Шарапова по игре в хоккей на площадке в поселке Развилка. Шарапов предложил Чернакову присоединится к братве и тот принял предложение.
Игорь Чернаков был ровесником Леонида Клещенко и Дмитрия Шарапова, жил в детства в поселке Развилка в нормальной советской семье, отец его работал инженером в знаменитом Совхозе имени Ленина. После окончания 8 классов школы поступил в достаточно престижный железнодорожный техникум, но учился плохо и не смог его закончить. В те же годы он получил кличку "Двоечник" именно за плохую учебу. Хоккем он пробовал заниматься в подростковом возрасте в одной из московских секций, но без особого успеха, а в дальнейшем просто выходил поиграть на коробку недалеко от дома. Как мы видим, знакомства, возникшие, благодаря игре в хоккей и определили его жизненный путь.
Вот так в 1987-1990 годах произошло знакомство молодых советских ребят - братьев Клещенко, Дмитрия Шарапова и Игоря Чернакова. Казалось, что впереди долгая и полная приключений жизнь...