Найти тему

Когда постоянные жалобы учителей надоедят им самим?

На государственном уровне решили, что детей надо воспитывать по-настоящему и задают вопрос учительству: "Сможете? Мы вам будем помогать, но за вас работу никто не сделает. Сможете?"

Продолжаем вчерашний разговор и, перед тем, как понять, что учительство ответит, посмотрим на него поближе. Сегодня у нас для этого есть замечательный инструмент – Дзен!

Принцип прост. Выбираем самые популярные учительские каналы и считаем сколько из... пятнадцати крайних (думаю, это уже репрезентативно) записей таких, в которых обсуждается решение основных педагогических проблем или, хотя бы, имеется постановка этих проблем. Начнем!

У автора 41 тысяча подписчиков.

Начиная с записи "Йолки зилёные или немнога пра изущение русскава йазыка" до записи "30 мая ОГЭ ИНФОРМАТИКА 2023: разбор ошибок" имеем следующую картину:

  • одна запись, поднимающая дидактическую проблематику,
  • две записи о технической проблематике проведения экзаменов,
  • одна запись о бесправности учителя,
  • одна запись о бюрократической нагрузке,
  • одна запись о бардаке с учебниками,
  • остальные "о жизни".

О дидактических проблемах я писал в статье "Педагогика. Лженаука?". Они понятны, но, главное, понятны пути их решения. В частности в статье автора говориться про обучение русскому "на фонетических рельсах". Всё известно. Чтобы это исправить нужна только политическая воля.

Технической проблематики при проведении ОГЭ и ЕГЭ полно. Сами по себе эти экзамены – одна проблема, которую, опять же, понятно, как решать. Нужна только воля.

Бюрократическая нагрузка и бардак с учебниками. Решается элементарно при желании.

И лишь 1/15 запись (о бесправности учителя) как-то ставит реальную проблему. Но это у нас сейчас популярно. Путей решения не предлагается. В лучшем случае, говорится о материальном благосостоянии. Одна пятнадцатая!

-2

Почти тридцать тысяч подписок на канале.

От записи "За невоспитанного ребенка придется заплатить. Учительница смогла отсудить почти 100 000 штрафа за моральный ущерб" до записи "Теперь я дворник и грузчик. Как за учителем следят и боятся, что он будет бездельничать в школе" имеем следующую картину:

  • три записи о деньгах, из них одна о стоимости летнего лагеря, две о зарплатах учителей,
  • три записи о штрафах школьников,
  • три записи о дополнительной нагрузке.

Дальше интереснее. Идет три записи о дополнительной нагрузке на учителя. Из них одна о помощи в переносе книг. Читал и было стыдно. Всегда учителя-мужчины помогали в этих делах, если старших школьников в школе уже нет. Я знаю, что детей к этому привлекать сегодня опасно и нельзя, но я всегда привлекал. Потому что это правильно. И таскал с ними. Но если их нет, то делал сам. Потел и матерился, конечно, но помогал. Мне и в голову не могло прийти кому-то на это жаловаться. Но формально да, учитель делать этого не должен.

Вторая из этих трех записей весьма интересна. Говорится про обязательные курсы лидерства для учителей. Про то, что там все плохо организовано и формально. Вот цитата о том, что там было:

и как работать с проектами, и как из себя сделать великого спикера, и как удержать внимание толпы, и как рассказывать анекдоты на публичных выступлениях, и как создавать что-то непонятное, что назвали "модель округа"

Я как раз и утверждаю, что учитель должен быть лидером, должен быть интересным, харизматичным, увлекающим. И я понимаю, что те курсы, скорее всего, действительно были отвратительно организованы. Но тут же высмеивается сама идея! Ему, оказывается, это всё не нужно. О чем я и говорил ранее.

Но, дальше больше. Критикуется закон, регламентирующий оказание первой помощи учителями детям. Там на самом деле есть дыры. И есть проблемы, об одной из которых пишет этот учитель: курсы ПМП формальны. А оказывать теперь надо будет по закону реально. И в целом он критикует и высмеивает эту инициативу. Не желает этим заниматься. Медсестру ему подавай в школу!

Я "ЗА" медсестру. Но даже если их вернут, медсестра далеко, а учитель рядом. А в случаях артериального кровотечения или остановки сердца на счету каждая секунда. Каждая! Медсестру будешь ждать, пока пацан разбивший окно кровью истекает? Посмотрите это видео и осознайте, сколько времени будет, если школьнику порежет стеклом шею:

Видео от Rus Med

Еще одна запись описывает нездоровую тягу учеников к старшим классам, что можно с натяжкой считать постановкой серьезной проблемы.

Одна запись высмеивает и критикует законодательную инициативу о детском труде в школе. Я не против, критикуй. Сам люблю. Но к этому надо добавлять свое видение того, как это должно быть. Если этого нет, или оно невнятно, то видна только критика. А такие инициативы нужно всячески поддерживать!

Ну и запись, высмеивающая дополнительные инициативные (!) занятия некоторых учителей со школьниками.

Следующие каналы читать не стал. Тошно. Что имеем из тридцати записей двух популярнейших каналов?

Если не обращать внимания на откровенно вредные записи, получается так:

-3

Каково?

Конечно, метод сильно субъективен. Однако, там совершенно точно нет таких проблем, как "Инклюзия", "Травля", "Мотивация", "Моральное состояние детей", "Перегруженность школьной программы" и даже ЕГЭ обсуждается не как проблема, а как нечто, нуждающееся в некоторой доработке. А проблема отсутствия контроля над школьниками сводится к мифу о чудодейственности штрафов. И теперь о мифах.

Учителя свято верят, что повышение зарплат повысит их социальный статус, что облегчит работу. Чудесно, что у нас есть возможность посмотреть на то, как это происходит в Москве!

Высокие зарплаты приводят к двум вещам. Во-первых, выстраивается очередь из желающих поступить на работу в школу. Что автоматом "развязывает руки" самоуправству директоров. Теперь им не очень-то и возразишь, потому что тебя сразу начнут выдавливать – "За забором таких как ты полно!" Законно сократят зарплату, начнут травить, нагружать самой сложной работой и т.д. Выдавят, не сомневайтесь. И не исправляет ситуацию даже бешенная текучка в московских школах. Директорам плевать. Они выбирают покладистость "учителя на год" вместо своенравности "учителя долгожителя" и профессионала.

Во-вторых, это приводит к тому, что учителя становятся еще более забитыми и бесправными, чем их коллеги из провинции, где сложно найти учителя. Московские директора превратились в управляющих крепостными крестьянами. У меня на эту тему даже видео старое есть:

Сейчас эта "галочная система" уже не очень актуальна. Ее либо упразднили, либо бешенная текучка вытеснила ее из практики. Но все остальное к лучшему не изменилось...

Учителя свято верят, что административные наказания детей вернут им уверенность в себе и контроль над классом. А фиксировать детские безобразия нужно на камеры. И два последних случая, когда оштрафовали родителей школьников (на 5 и 100 тысяч) преисполняют их надеждами.

Я уже разбирал эти мифы тут. Сейчас добавлю только, что подобная тенденция, если она все-таки оформится, в чем я сомневаюсь, ускорит внедрение в наше общество "ювенальной юстиции". А такие попытки не прекращаются. В пилотном регионе для этого дела (Пермь) с 2019 года внедрена в практику «Единая информационная система «Профилактика детского и семейного неблагополучия» или Единая информационная система «Траектория». Вот цитата с сайта ИА "Красная весна":

"Чиновники скажут, что мы, дескать, нагнетаем и торгуем страхом. Но если бы это было так! Дело в том, что родители уже сегодня сообщают общественникам о том, что учителя угрожают занести в «Траекторию» некую информацию, если они не выполнят их требования.

Таким образом, искусственно создается масштабный конфликт между родителями и учителями, руководством школ. Создается напряженность между значимыми общественными субъектами, притом что учителя сами являются родителями. На данный момент сложно даже оценить последствия роста подобной социальной напряженности".

Рекомендую ознакомиться целиком.

И вот такие учителя, как автор с десятками тысяч подписчиков, ратуют за то, чтобы воспитательные проблемы решались административными мерами. Профессиональные импотенты требуют виагры, открывая ворота в ад! В США ювенальная юстиция развернулась вовсю. И там не просто штрафуют школьников-подростков, там их даже осуждают. И что? А ничего хорошего. Их "массовые школы" кошмар для учителя. Там вас не оскорблять будут и не сумками по голове бить – заточку в спину загонят!

Правовыми методами педагогические проблемы не решить!

И теперь, посмотрев на наше учительство поближе и поняв, что оно только и делает, что жалуется и жалуется, давайте ответим на вопрос, вынесенный в эпиграф:

"Сможете воспитать не потребителей, а граждан и патриотов? Мы вам будем помогать, но за вас работу никто не сделает. Сможете?"

В таком виде, в каком оно находится сейчас, учительство не сможет. Оно уже сейчас не переставая жалуется на те проблемы, которые как раз и нужно решать.

А может быть, у него получится, если государство будет по-настоящему помогать? И вот теперь нужно подумать, чем же оно может реально помочь. И только потом мы поймем, насколько эта помощь окажется полезной.

Об этом далее.