Приехал в мастерскую человек, он хочет что-то купить. Зачем, он пока сам не знает. Просто настала пора покупать картины: денег много.
Я ему предлагаю свои абстракции для начала, чтобы ошеломить, к тому-же я их люблю. Он ошеломлён, но покупать не хочет, тогда показываю этюды, он ухмыляется, мол, видали мы такое.
Он достает из-за наложенных пластов маленькую картинку и торжественно говорит: эту беру.
Я уж сам забыл про эту картинку: там абсолютно экспериментальный сюжет: двое на снегу пьют из чашек, сделанных из кожуры лимона.
Называю цену, очень умеренную, он сразу же дает деньги.
Я начинаю любить эту картину. Покупатель на меня влияет.
Тогда, в отместку, показываю ему зимние пейзажи (они великолепны), он возвышается духом и начинает много говорить о голландцах и Брейгеле.
И он прав. Я там почерпнул.
Он покупает еще и зимний пейзаж, большой, дорогой. Я чувствую, что сердце его успокаивается.
Тогда я показываю ему городской пейзаж. Он смотрит, чувствую, рыбка на крючке.
Он внезапно достает снова из пачки, мою какую-то давнюю картонку и говорит: эту тоже беру. Я чувствую свое моральное поражение.
И тут я начинаю жёстко мстить и достаю странную, сюрреалистическую картину.
Он говорит: что это за херотень?
Я объясняю, что это осел, а вверху небесная механика и они связаны между собой ненавистью к астрологам и экстрасенсам.
Если бы я был покупателем своих картин, то я купил бы старые, замызганные картонки: там есть ощущение времени и интересные ходы.
Но да, он купил сюрреализм тоже, не знаю , что им руководило.
Вывод такой: в данном случае покупатель был умнее меня.