Декабристы были группой русских аристократов и офицеров, которые восстали против царской власти в декабре 1825 года. Официально были недовольны политической и социальной ситуацией в России и хотели установить конституционную монархию.
Восстание было подавлено, и многие декабристы приговорены к ссылке в Сибирь. Некоторые казнены. Декабристы стали символом раннего русского революционного движения и оказали значительное влияние на последующие поколения русских революционеров.
Декабристы также были известны своей любовью к культуре и образованию. Многие из них были просвещёнными людьми, которые интересовались литературой, музыкой и искусством. Они создали первые библиотеки и театры в ссылке и внесли большой вклад в развитие культуры в Сибири.
После Заграничного похода русской армии тайные общества в Российской империи стали плодиться как грибы после дождя. Первым был "Орден русских рыцарей" (1814-1817 годы). Основу общества составляли молодые русские офицеры. Делать им было нечего, и они были готовы заниматься всем, чем ни попадя.
Тайные общества появились и в твердыне российского абсолютизма - Санкт-Петербурге. О них знали. Так, санкт-петербургский военный генерал-губернатор (1818—1825) Милорадович приказал установить за ними наблюдение. Но, не вмешиваться! С умыслом!
Милорадович знал, что общества объединились в "Северное" и "Южное" (на Украине). Целью обществ декларировалось создание конституционной монархии.
В Северном обществе руководили Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев, Е. П. Оболенский, С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев-Марлинский. Все европейски образованные, видевшие как живут в Европе, и даже плохо знавшие, или вообще не знавшие русского языка.
При этом, освобождать крестьян они собирались. Но давать им землю нет. Поэтому вопрос освобождения был вторичным.
Главным считалось ограничение абсолютной власти императора. А вот императора и его семью даже предлагалось убить. Но с последующим самоубийством убийц.
- Самураи понимашь!
Милорадович все знал. Ждал. Понимал, что Александр I может уйти из власти даже по собственному желанию. Такова была его тонкая натура.
Милорадович скорее всего знал о том, что брат императора Константин уже давно отказался от престола. Но он все равно хотел, чтобы властвовал тот. А не нелюбимый всеми Николай Павлович.
Так как император против которого создавался заговор умер 19 ноября 1825 года, тайные общества вообще могли распасться. Ничего могло не произойти.
Но Милорадович проявил кипучую энергию. Уговорил Николая Павловича, а вслед за ним и двор присягнуть Константину, который находился в Варшаве. Под рукой Милорадовича 20 тысяч петербургского гарнизона. Попробуй ему возразить!
Но не сложилось! Константин наотрез отказался. Вот это был облом для Милорадовича.
Тогда он нарушает строгий приказ Николая Павловича арестовать всех выявленных заговорщиков. И пока сенаторы по новой присягают новому императору Николаю дает тайное указание своей агентуре из числа заговорщиков (???) начинать восстание. Те поднимают восстание. Так надеется взять власть в свои руки. Правда, что собирался делать дальше не понятно. Возможно убить Николая, а потом войти в состав нового правительства.
Как бы там не было, но декабристы вышли на Сенатскую площадь. Из-за неожиданного начала восстания многие заговорщики не смогли принять участие.
И тут новый император проявил большую волю и активность. Сумел подтянуть верные войска. И главное артиллерию. С её помощью восставшие буквально расстреляны.
Но еще перед этим Милорадович поняв, что заговор не удался решился на решительный шаг и попытался оправдать себя перед глазами императора. Об его участии все равно узнали бы. И выехал перед восставшими, пытаясь утихомирить их:
- «говорил, что сам охотно желал, чтобы Константин был императором, но что же делать, если он отказался: уверял их, что сам видел новое отречение, и уговаривал поверить ему» - Мемуары декабристов. Северное общество / Ред. В. А. Фёдоров. — Москва: МГУ, 1981.
Но декабристы уже поняли, кто их обманул. И декабрист Пётр Каховский выстрелил в него. Милорадович в тот же день скончался. А восстание подавили. Вот так!