Доброго времени суток, уважаемые читатели! У меня к Вам вопрос: кто-нибудь что-нибудь слышал/читал о якобы боге Чуре?
Наверняка.
Стишки про него в интернетиках кропают:
Жил да был на свете ЧУР,
Домовитый чересЧУР.
Всё сидел он на печурке,
День за днем строгая ЧУРки.
Строил ЧУР из них преграды:
И заборы, и ограды.
Без калитки, без ворот –
Чтоб не лезли в огород.
Шёл – с собою чурку брал,
Всё бесхозное – ЧУРал
(В землю лишь вобьет её,
Сразу скажет:
– ЧУР, моё!).
Чур того, что наживал,
Никому не отдавал.
Всё копил, берёг, но, к слову,
Никогда не брал чужого.
Всякой нечисти ЧУРался.
С лешим, с ведьмами не знался.
Лишь промолвит:
– ЧУР-ЧУРа! –
Те исчезнут со двора.
Хоть и был с вершок всего,
Люди помнят про него.
И доселе, как броня,
Слово ЧУРа:
– ЧУР, меня!
Существует и куда более серьёзное и даже мрачноватое произведение русского поэта Александра Алексеевича Кондратьева (увидело свет в 1920 году):
Два раза надо мной сгорал уже порог,
И третью хату вновь построили потомки.
И я лежу под ней. У пояса – обломки
Меча разбитого, и пса костяк у ног.
Мне в руки хладные дан мёду полный рог.
Теперь он пуст давно. Вокруг меня потёмки
И грусть всегдашняя. Порой мой вздох негромкий
Заслышат правнуки и, полные тревог,
Загадывать спешат: к добру тот вздох иль к худу?
Порой мне надоест лежать, и в сора груду
Я ночью выползу, а дети скажут: «Щур
За печкой возится»; а я близ углей буду
Сидеть задумчиво, по виду мал и бур,
Как крыса старая, семейный древний чур.
В примечаниях автор поясняет:
Чурами назывались живущие в доме души предков, а заодно и изваяния последних. Иногда они показывались в виде животных.
Щур – то же, что и Чур. От него происходит слово «пращур».
В данном стихотворении небожительским статусом Чур явно не наделяется и более похож на домового.
А ещё перу господина Кондратьева принадлежит замечательный демонологический роман «На берегах Ярыни», на который я имел честь написать в прошлом году обзор:
А вот что сообщается в многократно упоминаемой мною книге «Русские легенды и предания» Елены Грушко и Юрия Медведева:
У наших предков-язычников Чур был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить её своевольно. В определённые дни глава семейства обходил владения по этой черте, гоня перед собою жертвенных животных, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, в которой утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зёрна, караваи, плоды, лили мёд и вино. Здесь всё было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи.
Позднее на межах начали ставить изображение самого Чура.
Несмотря на грубость работы и ничтожность того материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоёванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор.
Олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку. На нём вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили древнее название своё в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбак, чурбан, чурка, чурбашка.
Также Чур охранял человека и всё его добро от нечистой силы: как житель проезжих-прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: «Чур меня!», то есть попросить: «Чур, побереги меня!» Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: «Чур тебе на язык!» – и злое пожелание не сбудется. Ну а найдёшь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: «Чур, моё!» – и добрый древний божок побережёт твою находку только для тебя одного.
Ну прямо бог-пограничник! Никто ещё его образ в тельняшке с зелёной полосой и зелёном берете не вырезал, на продажу в интернет-лавке псевдославянской бижутерии не выставил как древнего покровителя соответствующего рода войск?
Любопытно, что авторы пользуются неким термином термы в значении межевых знаков. Слово это отнюдь не славянское, происходит от латинского terminus – «предел, граница». Прошу запомнить этот момент, вернусь у нему немного позже.
Грушко-Медведев от щедрот своих отсыпали нам ещё и легенду, в которой задействован данный персонаж. Откуда она известна этим ребятам – спрашивать бесполезно, у них, должно быть, прямая связь с каким-то иным измерением, где существуют альтернативные источники, прямо ссылаться на которые никак не можно.
Цитирую (сия якобы легенда озаглавлена «Чур, мне! Чур, моё!»):
Когда великий Дый создал землю, повелел он одному из богов – его звали Чур – наделить людей угодьями.
Вот прилетает Чур в какую-то местность к жилью человеческому, ведёт толпу людей к роще или долине и вопрошает:
– Эти угодья – кому?
А в ответ ему наперебой раздаются десятки голосов:
– Чур, мне! Чур, моё!
Тогда велит бог вытёсывать чурбаки и вбивать их в землю на границах владений, дабы не было впредь споров и междоусобиц.
С той поры мы и говорим, подобно нашим предкам:
– Чур, мне! Чур, моё!
Хоть с «Русских легенд и преданий» Грушко-Медведева и началось моё увлечение славянской мифологией, энциклопедия эта далеко не энциклопедичная и вообще сомнительная. Впрочем, сему изданию я уже посвятил две заметки, так что останавливаться на его критике не стану.
И вернусь к вопросу, заданного в самом начале заметки текущей.
Итак, читатели, слышали/читали что-нибудь о боге Чуре, но не в интернетиках, не в книжках типа «Русских легенд и преданий», а, например, в церковных поучениях против язычества (ведь, как ни парадоксально, многое о наших языческих богах мы знаем благодаря таким вот направленным против них христианским опусам).
Нет таких упоминаний.
Так откуда же взялся образ бога Чура?
Восходит он к изысканиям исследователей XIX века. Русский историк Василий Осипович Ключевский писал:
Обоготворённый предок чествовался под именем Чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур… Предание, оставившее следы в языке, придаёт Чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ.
Кто такой Терм (он же Термин, он же Terminus)?
Это древнеримское божество границ, под покровительством которого состояли пограничные камни, столбы и стелы, считавшиеся священными. Именно от имени сего бога происходит термин термы, на котором я немного заострил внимание выше.
Чуете, откуда ветер дует? Узнаёте, чем пахнет?
Да. Кабинетной мифологией.
Упоминание о боге Чуре содержится и в дореволюционном Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:
Чур, в славянск. мифол. божество пограничн. знаков, покровительствовало приобретению и наживе. Символ – чурки и чурбаны, то есть межевые знаки.
Таким образом, якобы бог Чур – «импортозамещённое» в «лучших» традициях кабинетных мифологов древнеримское божество.
А как же знаменитое «чур меня», «чур мне», «чур моё», «зачураться»?
Лингвист Макс Фасмер в своё время решительно и обоснованно отверг связь слова чурка и выражения «чур меня». Также он рассмотрел версии происхождения данного междометия от слова чёрт и объяснения его через заимствование из греческого или чувашского, признав таковые гипотезы недостоверными.
Касательно заимствования из греческого: этнографы Дмитрий Константинович Зеленин и Александр Борисович Страхов полагали, что чур происходит от греческого κύρ (ιος) «господь, господин» и изначально имело значение «Господи!», «Боже, упаси!».
А доктор филологических наук Никита Ильич Толстой связал возникновение междометия чур с... фаллической символикой. Впоследствии гипотеза пополнилась новыми доказательствами и является актуальной до сих пор.
Таким образом, чур, мягко выражаясь, содержит в себе отсылку к другому русскому слову из трёх букв, наверное, на сегодняшний день куда более известному и менее цензурному.
Отчего-почему тогда слово чур имеет обережный контекст?
Думаю, все читали/слышали о том, что непечатная брань отгоняет нечистую силу (выражаясь по-научному – обладает апотрепейными свойствами).
Такими же свойствами обладали в народной магической практике и сами... гм!.. места, которые не принято показывать честному народу.
К примеру, всё тот же Никита Ильич Толстой в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь» пишет о том, что у сербов мать, чтобы защитить своего ребёнка от сглаза и колдовства, касалась рукой себя... там... а после этой же рукой гладила ребёнка по лицу и голове, произнося заклинание: «Я тебя родила, я тебя и выкормила» и прикасалась тремя пальцами к земле, а в западной Сербии тем самым местом женщина отпугивала мифического змея халу, показывая своё естество туче (в которой змей, по преданию, обитал) и крича: «Беги, чудо, от чуда чудного! Вы не можете быть рядом!» или «Не иди, змеюка, на змеюку! Эта моя змеюка достаточно таких проглотила!».
Примеров много, кому интересно, предлагаю поискать самостоятельно, а то у меня и так пресловутое «много букв» получилось, не каждый до конца осилит.
Ну а кто осилил – тех благодарю и прошу поставить лайк. А ещё было бы неплохо подписаться на канал, кто ещё не подписан, – обещаю ещё немало интересностей из области славянской мифологии и не только.