«Существует вероятность того, что есть и другие миры, в которых находятся точные копии нашей Солнечной системы, нашей планеты и каждого из нас. Ученые пытаются доказать существование параллельных Вселенных, но доказать то, что параллельные Вселенные действительно существуют очень непросто. На данный момент существуют лишь предположения о их существовании». Из сетевых дискуссий
Подобные мысли время от времени появляются у каждого человека. В наш информационный век они тщательно подпитываются извне, словно невидимый модератор скрупулёзно мониторит «vox populi», подбрасывая поленья новых заманчивых идей по мере угасания пламени интереса к таким вещам. Тема эта беспроигрышная, ведь так соблазнительно предаться грёзам и унестись в мир, где сбываются самые сокровенные мечты – пусть даже не у тебя – в мир, где правит гармония и высшая целесообразность, причём, не только для избранных. На этом построено большинство мифов, сказаний, да и изрядная доля литературных произведений.
И хотя мы со школьной скамьи знаем, что история не терпит сослагательного наклонения, пофантазировать-то мы можем, нет? Когда в очередной раз я наткнулся в сети на фото постаревшего Джона Леннона, созданное при помощи ИИ турецким фотографом Альпера Есилташа в рамках проекта под названием «Как будто ничего не случилось», захотелось умозрительно вернуться в 80-е и проэкстраполировать событийный ряд, исключающий смерть Джона 8 декабря 1980 года. В своих умозаключениях я буду отталкиваться от реальных фактов.
Таких попыток хватает, вспомните хотя бы фильм 2019 года британского режиссёра Дэнни Бойла «Yesterday», в котором главный герой обнаруживает 78-летнего Джона Леннона живым и здоровым, спокойно живущим размеренной, мирной жизнью на британском побережье. Собственно, такой ход вещей исходил из цикла интервью Джона и Йоко Оно, которые они дали ещё в 1971 году Яну Веннеру, основателю журнала «Rolling Stone». Йоко тогда заявила, что Джон «вероятно, будет работать, пока ему не стукнет 80 лет или пока он не умрет», а сам Леннон сказал:
«Я надеюсь, что мы будем славной пожилой парой, проживающей на побережье в Ирландии или где-то там, перелистывающей страницы альбома наших былых безумий».
Ещё он пообещал, что когда станет стариком, то будет делать каверы вместе с Йоко. Ну, да, это были лишь слова тридцатилетнего человека. Был бы он рядом с Оно до наших дней, если бы ещё здравствовал – вопрос риторический. То, что ему на определённом этапе жизни нужна была такая женщина, как Йоко, – не подлежит сомнению. Прежня его супруга, Синтия, совсем не подходила буйной натуре Джона, и он тяготился браком с ней. Женившись «по залету», с годами он стал считать себя пойманным в ловушку уравновешенной семейной жизни, без большой любви с его стороны.
Йоко Оно
А вот Йоко предстала сильной женщиной, которая пыталась командовать и навязывать всем свою волю. Она была на семь с половиной лет старше Джона и своим волевым характером чем-то напоминала ему его тетю Мими, взрастившую Джона. Если Синтия, была простушкой, провинциалкой и домоседкой, то Йоко предстала творческим человеком с широким кругозором и неплохим образованием. Она интересовалась разнообразными событиями в этом мире, неординарно мыслила и рассуждала о таких вещах, о существовании которых Джон даже не подозревал. Ведь, по большому счёту, он оставался «мальчиком из провинции, делающим рок-н-ролл». Как он позже признавался:
«Она учитель, а я – ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он всё знает, но она – мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже всё знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком из ниоткуда».
Широко распространена романтическая версия их знакомства, поддерживаемая ими обоими. Помните, «битл» Леннон пришёл по рекомендации галериста Джона Данбара, бывшего мужа Марианны Фейтфулл, на выставку авангардного искусства в галерее «Indica». Его до глубины души поразил один из экспонатов: в комнате с белыми стенами стояла лестница, а к потолку была подвешена лупа. Поднявшись, зритель должен был взять лупу, и с её помощью прочитать на висящем под потолком холсте слово «Да». По его собственным словам, Леннон ожидал подвоха, дающего понять зрителю, что он напрасно так высоко залез, и был в восторге, увидев, что там написано «Да»:
«Я прочел это «да» и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок. Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: «Вбей гвоздь». Я спросил: «Можно я вобью гвоздь?» Йоко ответила: «Нет, потому что открытие назначено на завтра». Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: «Пусть вобьет. Знаешь, он – миллионер. Может, он потом купит этот экспонат». Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: «Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов». И вот я говорю: «Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь». Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное – это уже, как говорится, история».
Вас ничто в этой истории не смущает? Слишком, уж, всё как-то приторно романтично, такое годится для романов и женских журналов, но к истории начала взаимоотношений с 33-летней дважды уже к тому моменту замужней барышней не очень вяжется. Время покажет, что, не смотря на свою взбалмошность и некую авантюрность, Йоко Оно была очень практичным человеком. Знала ли Йоко о «Битлз», когда познакомилась с Джоном Ленноном? А что есть по этому поводу какие-то сомнения?
Во-первых, никто никогда не сможет меня убедить, что она, занимаясь искусством и вращаясь в богемном кругу, не обращала внимания на The Beatles, их музыку и их персоны. Они занимали праймтаймовый теле- и радиоэфир, их музыка звучала из всех утюгов, их фото чуть ли не ежедневно тиражировала пресса. Но хотя «Битлз» были в мире группой №1, Джон сказал журналу «Rolling Stone», что его будущая жена понятия не имела, кто он такой. Ни за что не поверю. Чтобы не знать, кем были The Beatles в Великобритании и США в 60-х годах, нужно было быть слепоглухонемым и жить в землянке самого заброшенного леса.
Факты говорят, что сперва Йоко Оно обратилась к Полу Маккартни с просьбой о каких-либо памятных вещах, вроде рукописных текстов песен, которые она могла бы продать с аукциона для финансирования своей художественной выставки. Вскоре после этого она обратилась к Леннону с аналогичной просьбой через их общего друга. Поэтому велика вероятность, что она познакомилась с двумя «битлами» ещё до той самой выставки, ведь они не были затворниками и вели активную светскую жизнь, но тот же Леннон не обратил тогда на неё какого-то внимания.
Другие свидетельства говорят, что Йоко Оно действительно первой познакомилась с Полом Маккартни, они вращались в одних и тех же социальных кругах. Пол знал Джона Кейджа и других художников-авангардистов и, будучи лондонским холостяком, побывал на нескольких вечеринках и художественных выставках. Пол был её первым выбором, и она обратилась к нему с просьбой прислать текст его оригинальной песни, чтобы подарить Джону Кейджу на день рождения. Пола отказался и предложил ей обратиться к Джону.
И вот тогда вступил в действие план «Б». Художник и галерист Джон Данбар приглашает Леннона на хэппенинг в свою галерею. Есть свидетельства что, когда Джон 9 ноября 1966 года вошёл в зал с её работами, Данбар тотчас предупредил Йоко Оно об этом. Таким образом, она заранее знала, что Леннон появился в здании.
Между прочим, со своим тогдашним мужем, кинопродюсером Энтони Коксом, как и в случае с Джоном, Йоко познакомилась, когда тот пришёл посмотреть её работы на выставке в Токио. Так что опыт в таких вещах у неё имелся. Джон и Йоко в конце концов снова встретились на другом мероприятии в галерее «Indica», и именно тогда художница ещё раз попросила Джона спонсировать одну из её новых выставок.
Во-вторых, её поступки говорят громче, чем любые многократно повторённые слова. Не смотря на то, что тогда она состояла в браке, Оно действовала как классическая охотница за богатым мужем. Только Джон и Йоко знали точно, когда на самом деле начался их роман, но это было незадолго до того, как он полетел с The Beatles в Индию в феврале 1968 года. Перед их отъездом Синтия нашла письма, которыми обменялись Джон и Йоко. Но когда она спросила его об этом, Леннон сказал, что какая-то «сумасшедшая художница» хотела, чтобы её проспонсировали. Это говорит о том, что Джон хотел на тот момент сохранить свой брак.
Тогда же предприимчивая дама собралась было сопровождать Джона в поездке в индийский Ришикеш, но Синтия её опередила, составив компанию мужу. Она привыкла слышать перешёптывания о неверности Джона, однако рассматривала их предстоящую поездку в Индию как возможность спасти их отношения. В ашраме Джон каждый день просыпался пораньше, чтобы проверить почту на наличие писем от Оно, которые та отправляла почти ежедневно.
Давайте на чистоту, Йоко преследовала Леннона, соблазнила его и разрушила брак мужчины и его жены с трёхлетним сыном, действуя расчётливо, эгоистично и методично.
В мае 1968-го Джон убедил Синтию отправиться в отпуск в Грецию с Мэджик Алексом и его девушкой Дженни Бойд. Он объяснил своей жене, что будет занят записью песен для «White Album», и ему нужно было это время, чтобы побыть одному, а сам в это время привёл в свой дом в Уэйбридже Йоко Оно.
В свою первую совместную ночь они занимались любовью, пели песни и слушали музыку. Джон поставил Йоко несколько своих кассет, которые были наполнены электрическими звуками и забавными шумами – записями, которые The Beatles никогда бы не допустили на своём альбоме. Тогда предприимчивая Йоко предложила выпустить такие записи совместно. Это станет альбомом «Unfinished Music No.1: Two Virgins». Творческое содружество связывает людей порой крепче любовных отношений.
Казалось бы, классическая интрижка. Пока Синтия, была в отъезде, Джон и Йоко жили в доме Леннонов. Вместо того чтобы уйти до её возвращения, чтобы позволить Джону разобраться во всём и, возможно, даже сообщить своей жене об их с Йоко романе, она осталась. Бедная Синтия вернулась и обнаружила, что Йоко заняла их супружескую постель, курит, а позже успокаивающе потягивает чай на кухне, облачённая в халат Синтии!
Наглость выставить напоказ свою близость с мужем Синтии на их ложе была изощрённой и вызывающей, за гранью жестокости и бесчеловечности. И именно такие вещи и провоцируют к немедленному разрыву брака, историй таких хватает. Так что это был хладнокровный расчёт. Конечно, нельзя позволить Джону сорваться с крючка, поскольку он должен быть соучастником. Бесхарактерность и сострадание Леннона были столь же ужасающими, как и у Йоко. Дальше – в том же духе по такой же схеме.
Стоит отметить, что изначально брак Джона и Синтии не был крепким. Леннон не был верен своей жене, при этом сам был довольно ревнивым и запрещал супруге даже намёки на любые сторонние связи. Она была слишком «домашней», избегала тусовок и, в отличие от Йоко, не совсем соответствовала интеллектуальным запросам мужа. Но в обычной жизни большинства людей такие вещи не всегда заканчиваются разводом, здесь же случилось именно так.
Уверен, что «кроткая» Йоко методично подталкивала Джона к такому исходу, пусть даже не напрямую, а намёками, экивоками и маленькими провокациями. Во время бракоразводного процесса Йоко и Джон проживали на Монтегю-сквер, 34, в квартире, которую Ринго Старр снимал в центре Лондона. Пара наслаждалась жизнью, пока однажды на пороге их дома не появилась полиция с ордером на обыск.
Надо заметить, что, по словам Джона, их обычный ужин на тот период состоял из шампанского, икры и гepoинa, но полицейские обнаружили лишь 200 грамм гaшишa. Чуть позже Джон получит судимость за хранение и отделается штрафом в 150 фунтов стерлингов, взяв всю вину на себя, чтобы иностранку Йоко не депортировали из Великобритании.
В конечном итоге она своего добилась. Леннон и Оно поженились 20 марта 1969 года на 10-минутной церемонии в британском консульстве в Гибралтаре у Геркулесовых Столбов. Как Джон заметил по этому поводу:
«В этом вот символическом смысле нам это понравилось, потому что скала легла в основу наших взаимоотношений».
Медовый месяц пара провела в кровати отеля «Hilton» в Амстердаме, запустив знаменитую акцию против войны во Вьетнаме «В постели за мир».
Не смотря на напряги во взаимоотношениях с Маккартни, тот понял своего друга, поскольку Леннон испытывал потребность в сильной женщине:
«Джон любил сильных женщин. Его мать была сильной женщиной, его тетя, которая его воспитала, была сильной женщиной, благослови её господь, но его первая жена такой не была».
И Йоко заполучила Леннона для себя в безраздельное пользование. Постепенно бойкая дама добилась того, что творческие амбиции Джона стали выходить за рамки The Beatles, и в период с 1968 по 1969 год вместе с Оно они выпустили три альбома экспериментальной музыки: «Unfinished Music No.1: Two Virgins» (больше известный своей обложкой, чем музыкой), «Unfinished Music No.2: Life with the Lions» и «Wedding Album», представлявшие собой авангардистский беспорядочный набор шумов, стонов и криков.
В 1969 году они сформировали группу Plastic Ono Band, сделав концертную запись «Live Peace in Toronto 1969». Между 1969 и 1970 годами увидели свет три совместных сингла: «Give Peace a Chance», получивший широкое распространение в качестве гимна против войны во Вьетнаме, «Cold Turkey», в котором автор задокументировал своё состояние после прекращения приёма героина, и «Instant Karma!».
Умная и волевая женщина может прекрасно манипулировать любым увлечённым ей мужчиной, тем более что усугубляющаяся нapкoтичeскaя зависимость Леннона способствовала переключению его внимания в основном на её особу. Джон всецело был поглощен своей новой музой, это отразилось на всех проявлениях в его жизни тех лет и прежде всего на творчестве. Их роман был бурным и противоречивым. Они записывали совместные песни, участвовали в акциях протеста и даже снимались обнаженными. Это была пара бунтарей, с «одной душой на двоих». Слова Джона говорят о том, что он был просто одержим Йоко:
«Она заново вырастила настоящего Джона Леннона, который потерялся в The Beatles, потерялся во всемирной популярности. Я мечтал бы умереть ровно в ту же минуту, что и она. Иначе, если бы это произошло через три минуты, это было бы настоящим адом. Я не выдержал бы эти три минуты…
Когда она говорила со мной, я блаженствовал, и чем дольше затягивался наш разговор, тем больше я блаженствовал. Когда она уходила, я снова погружался в апатию. Потом снова встречался с ней – и мой мозг вскрывался, словно я торчал на ЛСД».
Для Оно, же, опыт их совместного творчества был слишком соблазнителен. Она понимала, что мало получить Джона Леннона физически, нужно добиться и полной его интеллектуальной привязанности. Для этого очень важно было оторвать его от творческого партнёра. Маккартни – вот главная проблема, остальные двое не опасны. Она ведь присутствовала во время записи «White Album» в студии, сидела шушукалась с Джоном, чего не было до той поры ни разу. И именно тогда в студии начались их контры с Полом.
С самого начала сессий Леннон и Маккартни демонстрировали пренебрежительное отношение к композициям друг друга – Джон считал песни Маккартни «навязчиво-слащавыми и пресными», а Пол расценивал материал Леннона как «резкий, немелодичный и намеренно провокативный».
Важнейшая взаимосвязь между Ленноном и Маккартни была разрушена присутствием Йоко уже в первый же день записи. И никто не ожидал, что она просидит там всю сессию четыре с лишним месяца. Последнее, кстати, не устраивало никого. Леннон без согласия остальных бесцеремонно ввел Йоко Оно прямо в мир The Beatles, причем, не в качестве гостя, а чуть ли не полноправного члена коллектива. И, конечно же, она такое только приветствовала.
Но, не смотря на это, тогда же Леннон и Маккартни вдвоём написали последнюю действительно полностью совместную песню. Во время сессии 18 сентября 1968 они записали «Birthday». По словам Маккартни:
«Мы подумали, почему бы не сочинить чего-нибудь? Мы подобрали рифф и устроили всё вокруг этого риффа. Так что песня вышла 50 на 50 Леннона и моей, сделанной на месте и записанной в тот же вечер».
Сама Йоко Оно так публично объясняла мотивы Джона ввести её в студию:
"Он хотел, чтобы я был частью группы. Он создал группу, поэтому думал, что другие должны принять это. Я не особо хотела быть их частью".
Конечно, она не хотела быть частью The Beatles, она жаждала быть наравне с «Великой четвёркой» и подталкивала Джона к такой развязке. Показательным актом демонстративного отчуждения друг от друга явились свадьбы Джона Леннона с Йоко Оно и Пола Маккартни с Линдой Истмэн. Обе пары сочетались браком с разницей в 8 дней, одни, без друзей и других «битлов» в качестве гостей. Как вспоминал Пол:
«Мы надоели друг другу. Мы перестали быть одним целым – вот в чём все дело».
Примерно такая же картина была и при работе над альбомом «Abbey Road», причём, Джон даже поставил в студию кровать для Йоко, после того как они оба попали в автоаварию. В августе 1969 года во время окончания этих сессий Леннон предложил свою песню «Cold Turkey» в качестве потенциального сингла The Beatles. Однако она не вызвала у Маккартни никакого энтузиазма и была отвергнута, на что, по словам Питера Брауна, Леннон прореагировал внешне довольно спокойно, словно ожидал этого:
«Ну, не хотите, как хотите».
Её он выпустит синглом под новым брэндом – Plastic Ono Band, сделав запись с помощью Йоко Оно, Клауса Ворманна, Эрика Клэптона и Ринго Старра. Впервые его собственная композиция была подписана не в соавторстве с Полом, а просто – John Lennon, а в названии исполнителя было зашито имя Йоко Оно, и всё выглядело так, что это именно её группа.
В сентябре 1969 года Джон Леннон с Йоко Оно принимали участие в музыкальном фестивале в Торонто. Компанию им составили Клаус Ворманн, Эрик Клэптон и Алан Уайт. В самолете из Торонто Джон сообщил всем, что уходит из The Beatles, и, вероятно, будет Эрика, Алана и Клауса приглашать играть совместно. Хотя тогда он еще не решил, каким же образом ему продолжать – иметь ли постоянную новую группу или что-то иное. По прилёту остальным членам группы он сообщил:
«Ну, вот и все, ребята. Давайте покончим с этим! С меня хватит. Я хочу заняться другим».
Фактически это и был разрыв, который оформится официально после заявления Маккартни 9 апреля 1970 года. И каждый пошёл своей дорогой. После сеансов «первичной терапии» Артура Янова, призванных «облегчить эмоциональную боль раннего детства», Джон с Йоко записали пару успешных альбомов, далеких от мейнстрима, с очень личными текстами, а потом пара навсегда переезжает в США на Манхэттен.
В благодарность за вклад Харрисона в запись альбома «Imagine» Джон согласился выступить на его благотворительном концерте в поддержку Бангладеш, который должен был пройти в Нью-Йорке. Однако Джордж не захотел пригласить туда Оно, из-за чего музыканты сильно поссорились, и Леннон отказался от участия в этом мероприятии. А Йоко, хоть и была уязвлена, скорее всего почувствовала облегчение. Их творческому тандему на этом этапе ничего не угрожало.
К этому моменту, по свидетельству Линды Маккартни, Джон и Пол уже зарыли топор войны, которая шла между ними после распада группы. 29 января 1972 года чета Маккартни навестила с дружеским визитом чету Леннонов в Нью-Йорке, где во время очной встречи они договорились прекратить публичную вражду и нападки друг на друга. По большому счёту, Йоко Оно не нужна была эта война, ей было важно лишь, чтобы Джон не надумал возобновить сотрудничество с Полом.
Выпущенный в 1972 году альбом «Some Time in New York City» был записан вместе с Оно, при участии нью-йоркской группы Elephant’s Memory. Двойная пластинка содержала песни о правах женщин, межрасовых отношениях, роли Великобритании в конфликте в Северной Ирландии и трудностях автора в получении грин-карты в США. Не трудно понять, кто был вдохновителем части такой тематики. Лонгплей стал коммерческим провалом и подвергся критике со стороны музыкальных СМИ, Леннона высмеивали как «жалкого стареющего революционера». Композицию «Woman Is the Nigger of the World», выпущенную в качестве сингла в США, многие радиостанции отказались ставить в эфир из-за слова «ниггер».
Бурной страсти обычно отводят немного лет, некоторые осведомлённые люди говорят, что Йоко в это время уже стала тяготиться постоянным присутствием Джона. В 1973 году напряжение достигло своего предела, и Йоко, получив право на постоянное проживание в США, приняла решение расстаться с Джоном, на время – не насовсем. Это случилось как раз в период записи альбома «Mind Games». Она свела его с Мэй Пэнг, личной помощницей Леннонов, и отправила их на отдых в Лос-Анджелес. Как Йоко рассказывала в 2012 году:
«Этот роман не был чем-то обидным для меня. Мне нужно было отдохнуть. Мне нужно было пространство. Вдобавок ко всему я начал замечать, что он стал немного беспокойным, поэтому я подумал, что лучше дать отдохнуть ему и мне. Мэй Пэнг была очень умной, привлекательной женщиной и чрезвычайно работоспособной. Я думала, с ними все будет в порядке».
Мудрая восточная женщина отправила своего самурая с гейшей немного выгуляться, сама же в это время занималась – нет, не искусством – инвестициями. Дело в том, что она вела финансовые дела своего мужа.
«Потерянный уик-энд» продлится 18 месяцев, во время которых Джон «отрывался по полной», куролеся вместе с друзьями – Гарри Нилссоном, Китом Муном, Джо Уолшем и ещё доброй дюжиной музыкантов. Его пьяные дебоши регулярно попадали на первые полосы газет.
Но Мэй Пэнг и благотворно воздействовала на Леннона. Так он вернулся к творчеству, спродюсировав альбом Нилссона «Pussy Cats» и сингл Мика Джаггера «Too Many Cooks (Spoil the Soup)», помог с пластинкой «Goodnight Vienna» Ринго Старра, а также по возвращению в Нью-Йорк стал работать над альбомом «Walls and Bridges». Выпущенный в октябре 1974 года диск включал в себя композицию «Whatever Gets You thru the Night», в работе над которой принял участие Элтон Джон (бэк-вокал и фортепиано). Этот сольный сингл Леннона стал единственным, возглавившим чарт «Billboard Hot 100» при его жизни.
Ещё Джон, с помощью Мэй, встретился со своей первой женой, Синтией, и их сыном Джулианом. Дело в том, что отношения Леннона с сыном не получались, а после их с Оно переезда в Нью-Йорк они и вовсе не виделись до 1973 года. Не будем во всём винить Йоко, но вряд ли она хотела видеть Джулиана рядом с отцом в то самое время, когда её прежний муж не позволял встречаться с её собственной дочерью Киоко. Мэй Пэнг же подружилась с Синтией и устроила всем встречу, они даже посетили все вместе «Диснейленд». Как вспоминала Мэй:
«Мы познакомились в 1973 году, когда организовали для Джулиана поездку в гости к его отцу. Синтия приехала с ним, и мы сразу поладили».
А в апреле 1974 года в гости к Джону Леннону и его подруге Мэй Панг в их дом в Лос-Анджелесе заезжали Пол и Линда Маккартни. Они пробыли несколько дней, и Пол даже поучаствовал в сумбурном джеме с Джоном. Маккартни сидел за барабанами, Стиви Уандер – за клавишными, а у микрофона с гитарой стоял «под кайфом», не слышащий самого себя –Леннон. К ним присоединились Гарри Нильссон, Джесси Эд Дэвис с гитарой, Кит Мун, Мэй Пэнг, Бобби Киз с саксофоном и продюсер Эд Фримен, примеривший на себя бас. Как сам Леннон свидетельствовал:
«Я действительно играл с Полом. Мы много чего делали в Лос-Анджелесе, хотя там играли еще 50 человек, и все просто наблюдали за мной и Полом».
События стали принимать нежелательное для Йоко развитие. Нет, Синтии она не опасалась, но вторжение Джулиана в жизнь Джона означало бы увод части денег на сторону. Она была человеком, который стремился все контролировать. Йоко в значительной степени контролировала жизнь Джона и, безусловно, контролировала его деньги. А возможное возобновление сотрудничества с Полом Маккартни ставило крест на проекте Plastic Ono Band. Это было опаснее всего. Позже она снисходительно прокомментирует:
«У Джона был шанс снова поработать с Полом, но он не воспользовался этой возможностью. Возможно, на тот момент они просто не были готовы».
Ещё ей нужно было удостовериться, что Джон «всё ещё на привязи». Для этого Йоко периодически звонила Джону и Мэй, справляясь как дела. Пэнг рассказывала, что сначала Йоко звонила, чтобы убедиться, что пара делает все возможное, чтобы сохранить свои отношения в тайне. Но когда Джон поцеловал Мэй для журнала «Time», Йоко «включила кризисный режим». Мэй рассказывала, что Йоко начала звонить с указаниями, что говорить в интервью:
«Она звонила с инструкциями, что нужно заявлять, что это она вышвырнула Джона вон. Она звонила каждый день, чтобы напомнить нам, что нужно сказать. Одна драма за другой».
Когда в один день Джон перестал брать трубку, Йоко расстроилась. Когда же он, наконец, ответил, Йоко сказала ему, что нашла лекарство от курения и что хотела бы встретиться по этому поводу. Это был лишь повод, Джон сдался и встретился с Йоко, однако после встречи он не вернулся домой к Мэй. Когда на следующий день Пэнг позвонила Джону, то Йоко взяла трубку, заявив ей, что Джон недоступен для разговора.
Когда же они, наконец, встретились, по свидетельству Мэй, Джон был в оцепенении, словно ему промыли мозги. Он сказал, что официально возвращается к Йоко, но что она позволит им продолжать встречаться с Мэй. Согласно мемуарам Мэй Пэнг, они спокойно встречались с Джоном вплоть до 1977 года и поддерживали связь вплоть до его смерти.
Позже Йоко признавала, что у ней в 1974 году был роман с Сэмом Грином, она была влюблена в него и даже собиралась просить Леннона о разводе. Когда же Сэм сказал Йоко, что у него вовсе нет намерений сочетаться с ней браком, она решила остаться с Джоном. Если бы Сэм Грин захотел жениться на Йоко, чета Леннонов бы развелась тогда же в 1974-м, и дальнейшая судьба Джона была бы иной.
А теперь… Что ж, дамочка умела решать вопросы и расставлять приоритеты. Тянет к Мэй – встречайтесь, но тайно. Давно не видел сына – будет у тебя другой ребёнок для общения. 9 октября 1975 года, в 35-й день рождения Леннона, на свет появился второй его сын – Шон. Появился в результате кесарева сечения, что наводит на мысль о стремлении матери нарочно приурочить это событие к такой дате. Она умела решать вопросы, надо отдать ей должное.
Ситуацию с Маккартни Йоко тоже взяла под контроль. По свидетельству Мэй Пэнг, когда Пол и Линда в начале января 1975-го собирались в Новый Орлеан записывать альбом «Venus and Mars», то Джон, узнав, что они будут там, планировал устроить им в студии сюрприз. Он был в отличном настроении и действительно скучал по Полу, но имел неосторожность поделился своими планами с женой. Йоко опасалась, что сотрудничество с Маккартни побудит Леннона расстаться с ней навсегда, поэтому не допустила такого шага с его стороны.
И хотя она и не была единственной причиной распада, Йоко была именно тем фактором из-за которого «Битлз» так и не воссоединились в 70-е хотя бы для разового проекта! Показательный пример: когда Линда Маккартни умерла в 1998 году, Пол не пригласил Йоко на поминальную службу в Нью-Йорке. Зато он пригласил Мэй Пэнг, и она действительно на ней присутствовала.
После рождения Шона Леннон взял перерыв в музыкальной индустрии на пять лет. Он посвятил себя сыну, просыпаясь каждый день в 6 утра, чтобы распланировать день, приготовить еду и провести время с Шоном. Он с гордостью называл себя «домохозяйкой», много читал в это время – в основном книги по истории и археологии, – и никаких загулов с былыми собутыльниками.
А хваткая его жёнушка, заручившись ещё во время беременности, что Джон примет после рождения сына на себя такое бремя, вела дела семьи. И не стоит снисходительно относиться к её способностям, Пол Маккартни как-то посетовал, что на его песне «Yesterday» он сам заработал меньше, чем Йоко Оно.
Не забудем и о завещании Джона, которое он составил. Когда он в 70-е годы возобновил своё общение с Джулианом, он подарил своему сыну гитару «Gibson Les Paul», а также другие музыкальные инструменты, и показал несколько гитарных аккордов. Незадолго до своей гибели Джон заявлял в интервью, что «хотя наши отношения отец-сын наверное не лучшие», он пытался восстановить связь с тогдашним 17-летним отпрыском, и уверенно спрогнозировал:
«Думаю, наши с ним отношения – дело будущего».
После смерти Леннона выяснилось, что абсолютно всё, включая поместье стоимостью 220 миллионов фунтов стерлингов, отошло Йоко Оно! Джулиан и его мать были просто исключены из завещания, поскольку Йоко, несомненно, сделала всё, что могла, чтобы их вычеркнули. После смерти Джона «добренькая» Оно подарила Джулиану несколько тысяч фунтов, в то время как они с сыном получили всё.
Джулиан несколько раз подавал иски, пытаясь заставить Йоко сдвинуться с места и предоставить ему принадлежащую по праву часть отцовского имущества. Сообщается, что в какой-то момент она попросила своих адвокатов отправить Джулиану чек на… 1 доллар!
Ад, через который она заставила пройти Джулиана, хорошо задокументирован и абсолютно постыден. После нескольких лет борьбы адвокатов Джулиана с юридической командой Йоко, Йоко сделала ему новое предложение. Как Джулиан сказал в интервью Говарду Стерну:
«Мой аванс по контракту на запись был гораздо больше, чем она мне предложила!»
Потребовалось более десяти лет борьбы, прежде чем Йоко наконец сдалась и помирилась с Джулианом. Пиарщикам Йоко пришлось уговаривать её пойти на такой шаг, поскольку история получила огласку, и для репутации Йоко было плохо, что она так обошлась с первенцем Джона. Это не очень вязалось с былыми лозунгами «Мир и любовь», не правда ли.
После гибели мужа эта женщина, чей собственный капитал в настоящее время превышает 600 миллионов долларов, продала с аукциона большую часть личных вещей Леннона: гитары, стихи, которые он писал, одежду. Многие из них были той собственностью, которая должна была передаваться от отца к сыну и храниться в семье. Джулиану пришлось даже выкупить свои письма, которые он писал отцу, когда она выставила их на аукцион. По очень высокой цене! Пол Маккартни был достаточно любезен, чтобы вмешаться и помочь выкупить кое-что из имущества Джона и передать это Джулиану.
У Джона не было публичных похорон сугубо по желанию вечно эксцентричной Йоко Оно. Она так и не позволила его родственникам из Англии попрощаться с ним и не пригласила их на его похороны. У Пола, Джорджа и Ринго тоже не было даже возможности посетить траурную процедуру. Пол рассказывал, что, когда после смерти Джона он позвонил Йоко, чтобы поддержать её, она была далеко не любезна с ним, заявив, что ей не нужна его жалость или сочувствие. Но, учитывая её состояние в тот момент, он не обиделся. Между тем, она общалась с оставшимися «битлами» позже, поскольку после гибели мужа была финансово связана с их компанией «Apple».
На следующий день после убийства останки Леннона были кремированы на кладбище Фернклифф в Хартсдейле. Йоко развеяла его прах в Центральном парке Нью-Йорка, недалеко от их квартиры, на этом месте позже был возведён мемориал «Strawberry Fields». Интересно, что Джон упоминал, что не хотел бы, чтобы его кремировали, и предпочёл бы процедуру официального погребения. Йоко, однако, полностью проигнорировала пожелания Джона, казалось, больше заинтересованная в восстановлении бизнес-империи, которую Джон оставил ей.
Пол и Джон
Могли ли Пол и Джон возобновить своё былое сотрудничество, если бы Джон не погиб? Вполне, во всяком случае Маккартни нередко высказывался, что тоскует по своему старому другу. После их ссоры в конце 60-х он первый сделал шаги к примирению. В 1974 году Пол и Линда прежде прилетели в Нью-Йорк к Йоко Оно, а потом уже та отправила их в Лос-Анджелес к Джону и Пэнг. Они долго беседовали с Йоко до поздней ночи, и та высказалась, что хотела бы, чтобы Джон вернулся. Затем Пол навестил Джона в Лос-Анджелесе, где он жил с Мэй Пэнг, и, по словам Йоко, посоветовал ему, как вернуть её назад. Как прокомментировала позже Йоко:
«Джон часто говорил, что не понимает, почему Пол сделал это для нас, но он это сделал».
Помимо искреннего беспокойства за своего старого партнера, которого он увидел в новостях пьяным в ресторане, думаю, это было ещё и потому, что Пол действительно хотел возродить их дружбу и возобновить сотрудничество в написании песен. И этот поступок был шагом к этому. Он даже пригласил Джона приехать в Новый Орлеан в 1975 году, где тот собирался записывал альбом «Venus and Mars». Другое дело, что Йоко этому препятствовала, и Джон не приехал.
В последующие годы Пол навещал Джона в Нью-Йорке, и, хотя тот порой и оказывал ему холодный прием, Пол никогда не терял надежды. Джон вспоминал, что во время последней встречи с Полом в апрель 1976 года они смотрели эпизод «Субботним вечером в прямом эфире», в котором Лорн Майклз сделал ставку в размере 3000 долларов на то, что The Beatles воссоединятся. По словам Леннона, они даже хотели отправиться в телестудию, чтобы в шутку потребовать деньги, но были для этого слишком уставшими.
Джон тосковал по сотворчеству с Полом. Мэй Панг рассказала в своей книге «Любить Джона»:
«Он всегда говорил: «Интересно, что делает Пол? Когда мы с Джоном были вместе, а это примерно за неделю или две до того, как наши отношения закончились, я помню, как он сказал: «Как ты думаешь, мне следует снова начать писать с Полом?» Я ответила: «Абсолютно. Вы должны это сделать, потому что вы этого хотите. Вы двое хороши как сольные исполнители, но вместе вас невозможно победить».
К концу 70-х Джон смягчился и согласился написать совместно с Полом песню-другую для альбома Ринго 1981 года. А 1 января 1979 года Пол Маккартни подписал контракт на 10 миллионов долларов с «CBS», в котором был пункт, гласивший, что ему будет разрешено делать в любое время записи с Джоном Ленноном, Ричардом Старки и Джорджем Харрисоном, записывающимися вместе как The Beatles.
Случилось бы это? Вполне могло. На Джорджа Леннон, хоть и слегка обиделся, когда тот в своей вышедшей в 1980 году автобиографии почти не упомянул его, вряд ли бы долго «дулся». Правда, нужно было бы перехитрить Йоко, которая была с Джорджем в контрах. С Ринго он поддерживал отношения, в 1976 году он написал песню «Cookin' (In the Kitchen of Love)» для пятого альбома Старра «Ringo’s Rotogravure» и сыграл на треке на фортепиано.
По словам продюсера Джека Дагласа, работавшего с Джоном чуть ли не до его смертного часа, перед смертью Леннон втайне планировал записать альбом с бывшими битлами:
«Они с Полом планировали записываться на альбоме Ринго, именно так и никак иначе. Участие Джорджа тогда не обсуждалось».
Так что с Маккартни рано или поздно он обязательно бы сошёлся опять, хотя бы ненадолго. И Йоко бы теперь не помешала, хотя по-прежнему плела интриги. Всё шло к такому. Как рассказывал Даглас:
«Йоко мешала общению с Полом. У них была сочинительская сессия где-то в «Дакоте» (доме, где жили Джон и Йоко), и ещё одна была отменена, о чём Джон не знал, отменена какой-то третьей стороной. Он ждал прихода Пола. Ему сказали, что Пол не пришёл. Полу же сказали, что Джон слишком занят».
Узнаёте почерк? Рэй Конноли, автор книги «The Beatles Complete», пояснял:
«Джону нравилось помогать Ринго, и возможно таким образом он хотел собрать ребят снова в студии. Но Джордж и Йоко были в ссоре, и она наверняка попыталась бы им помешать».
Даглас рассказал, что последний день своей жизни Леннон провел в работе над доводкой песни для Йоко «Walking on Thin Ice». После нескольких недель работы они наконец-то закончили микширование в студии «Hit Factory» и договорились встретиться в 9 утра на следующий день, чтобы сделать мастер-запись:
«Мы все были довольны результатами. У него (Леннона) было чувство, что эта песня будет решающей в карьере Йоко и понравится критикам, что освободит его для работы с «мальчиками» без Йоко, которая следовала за ним по пятам. Она могла бы заняться собой».
«Мальчики» – это, без сомнения, его бывшие коллеги по The Beatles. В своих последних интервью Леннон говорил, что любит Пола, благодарит его за судебный процесс, который сэкономил им всем кучу денег, и хвалил многие из его песен эпохи «Битлз». В интервью диск-жокею радио «BBC-1» Энди Пиблзу за несколько часов до своей смерти Джон Леннон так высказался о своём отношении к Полу Маккартни:
«Я бы сделал для него всё».
В 1979 году Пол, Джордж и Ринго были гостями на свадьбе Эрика Клэптона и Пэтти Бойд (бывшей жены Джорджа) и участвовали в знаменитом джем-сейшне на приеме. Позже Джон сказал, что ему бы очень хотелось быть там и принять в этом участие, но его не пригласили на свадьбу. Если бы это случилось, то впервые за десятилетие все четверо "Битлз" были бы вместе на сцене и исполняли музыку. Кто знает, что могло бы получиться из этого потом?
Что случилось и не случилось
После 5-летнего «домохозяйствования» Джон социально очистился, у него проснулся интерес к полноценной жизни. В июне 1980 года Леннон отправился в морское путешествие из Ньюпорта, штат Род-Айленд, на Бермуды. Во время путешествия 43-футовая шхуна «Меган Джей» попала в сильный шторм. Один за другим экипаж из пяти человек страдал от усталости и морской болезни, за исключением Леннона, который в конце концов был вынужден в одиночку стоять за штурвалом в течение шести часов.
Это одновременно укрепило его уверенность в себе и заставило задуматься о хрупкости жизни. Ранее Джон настолько уже привык к тому, что Йоко им руководила, но сейчас его внутренние силы стали к нему возвращаться. В результате он начал писать новые песни и переработал более ранние демо-версии. Позже он прокомментировал:
«Я был настолько сосредоточен после того, что пережил в море, что настроился на космос – и появились все эти песни!»
Леннона также вдохновил на возвращение к музыке его бывший партнер по The Beatles. Услышав сингл бывшего товарища по группе Пола Маккартни 1980 года «Coming Up», Джон счёл песню «хорошей работой». По словам Маккартни, этот трек побудил Леннона вернуться к записи своей музыки в том же году.
Йоко Оно также написала ряд песен, вдохновлённая новой уверенностью Леннона. Так появился альбом «Double Fantasy».
Леннон хотел работать с новыми музыкантами, с кем не сотрудничал ранее, и попросил продюсера Джека Дагласа собрать и отрепетировать группу, не сообщая предварительно музыкантам, с кем они будут записываться. В записи пластинки принял непосредственное участие сам Джон, спевший свои композиции и сыгравший на гитаре. Йоко Оно, в свою очередь, спела собственные песни. Эрл Слик и Хью Маккракен также сыграли на гитарах, а Тони Левин – на басу. Энди Ньюмарк заведовал барабанами.
Несколько человек из студии, работавших над записями, рассказывали, что изначально это должен был стать альбомом только одного Леннона, но Йоко тоже захотела принять в нём участие, и именно тогда он стал «Double Fantasy». Ходили также слухи, что Джон согласился на это, потому что планировал расстаться с Йоко, и это было что-то вроде прощального подарка. Музыканты, участвовавшие в сессиях, были поражены тому, что Йоко получила равное с Джоном количество песен на альбоме. Они считали её песни ерундой.
Наверное, самой честной песней в этом отношении на всём альбоме была «I'm Losing You». В записи одного из вариантов песни приняли участие музыканты из группы Cheap Tricks – гитарист Рик Нильсен и барабанщик Бан Э. Карлос. Он шикарен, и жаль, что не попал на пластинку. Причина здесь такая – Джон планировал с группой сделать гастрольный тур, поэтому предпочли версию со студийными музыкантами.
Да, Джон планировал в 1981 году тур в поддержку своего альбома. Он вышел 17 ноября одновременно в Великобритании и в США, но первоначальные продажи были вялыми, поэтому и напрашивались гастроли по его продвижению. В Великобритании альбом достиг лишь позиции №14, а в США – №11. Это после гибели Джона диск возглавит мировые чарты, оставаясь только в американском «Billboard 200» под №1 восемь недель.
В 1982 году «Double Fantasy» получил премию «Грэмми» в номинации «Альбом года». В 1989 году альбом занял 29-е место в списке «100 величайших альбомов 1980-х годов» по версии журнала «Rolling Stone».
Роуди Генри Смит готовился к туру Джона Леннона с группой, и он должен был начаться весной 1981 года в Японии, продолжиться в Европе и завершиться в США. У Джона для шоу было несколько интригующих идей, включая новые аранжировки песен The Beatles, таких как «She Loves You» и «I Want To Hold Your Hand». Официальное объявление о том, что Леннон отправится в турне, было сделано 8 октября 1980 года. Музыканты, работавшие с ним над «Double Fantasy», активно репетировали концертный тур, который, как надеялся Леннон, начнется через семь месяцев. Что касается визуальных эффектов на сцене, Смит предполагал использовать видео, которое всё ещё не было таким модным, как сегодня.
Сет-лист тура «One World, One People», по словам Леннона, помимо переработанных песен «Битлз», включал бы его сольные песни, несколько рок-н-ролльных композиций 50-х годов, и, конечно же, треки из «Double Fantasy». Это было бы полноценное возвращение к гастрольной жизни. Джон был полон идей:
«Я так хочу делать новые записи, я очень голоден в этом смысле. Я хочу сделать еще несколько песен, прежде чем отправиться в гастрольный тур с этими песнями. Я бы хотел сделать, по крайней мере, еще один альбом, и уж затем прийти к окончательному решению и вытащить, наконец, всех этих сессионных музыкантов, которые, чёрт возьми, так дорого мне обходятся, из студии на гастроли!»
Посмертный альбом «Milk and Honey» получился эскизным, не цельным, но это и понятно, при жизни Джона у него было бы другое наполнение, и он мог зазвучать по-другому.
Если обобщить, то Джон постепенно выбирался из кокона, которым его опутала Йоко Оно. Был бы Леннон с ней вместе по сей день – большой вопрос, ведь к тому моменту он вступил в тот самый «средний возраст», который череват «кризисами». Один американский сайт провёл голосование, и абсолютное большинство высказалось, что они бы развелись в 80-х.
Джон потихоньку готовил «мятеж на корабле» и вполне уже был в состоянии обходиться без некогда своей музы. Так он рассчитывал уже в 1981 году, вопреки воле Йоко, помириться со своими многочисленными английскими родственниками, хотел больше опекать Джулиана, скорее всего спродюсировал бы его пластинки. Прокатившись по миру с гастрольным туром и встречая повсюду запоздалое признание публики, скорее всего, всерьёз задумался бы о записях с Полом, Джорджем и Ринго, над альбомом «Stop and Smell the Roses» которого они поработали бы все совместно.
Известно, что Джон Леннон пытался остановить выпуск мюзикла под названием «Битломания» и в письменном виде сообщил суду, что The Beatles планируют воссоединиться, поэтому мюзикл повлияет на их будущие продажи. Йоко также рассказывала, что Джон планировал попробовать записаться с другими «Битлз» в 1981 году. Правда, Пол так никогда и не прокомментировал, было ли это на самом деле запланировано. Он лишь обмолвился, что Джон спросил его, хочет ли он реформировать группу, но это произошло вскоре после распада, и Пол тогда не хотел этого делать.
А в конце 80-х он бы, помирившись с Харрисоном, поучаствовал в The Traveling Wilburys – очень ему такой проект бы подошёл, вспомним хотя бы The Dirty Mac, где он был с Эриком Клэптоном, Митчем Митчеллом и Китом Ричардсом.
Кстати, в 1974 году Джон Леннон как-то высказался, что если The Beatles воссоединятся, то они должны будут выпустить пластинку на собственном лейбле Джорджа Харрисона «Dark Horse Records».
Ну, и The Beatles, какие бы палки в колёса не пыталась вставить Йоко Оно, на какое-то время возродились бы, может и не сразу же в 80-х, а в 90-е. Выпустили бы альбом и отправились по миру с «долгожданным реюнион-туром The Beatles». Заехали бы и в Москву с Питером. И как бы тогда прозвучала «Free as a Bird», также? Как знать, если бы…А может в какой-нибудь вселенной так и сложилось, что думаете?
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: